Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" - извещен, не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
- от третьего лица - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2013 года по делу N А55-17828/2013, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара, (ИНН 6311012419),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, Самарская область, с. Сергиевск,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6 и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6 в собственность за плату ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (л.д. 4, 29-30).
Решением суда первой инстанции от 13 декабря 2013 года в удовлетворении требований заявителю отказано (л.д. 131-143).
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым признать незаконным отказ ответчика, выраженный в ответе от 09.10.2013 года; обязать ответчика принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, ул. К. Маркса, общей площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6 в собственность заявителя, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 11.02.2014 года N 2453. Считает, что в Земельном кодексе Российской Федерации, ином федеральном законе отсутствуют указания на возможность предоставления в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, в том числе автовокзалов. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области в отзыве от 31.01.2014 года отмечает, что свою позицию по делу изложила в отзыве к исковому заявлению в суде первой инстанции. Просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума N 11, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Договором передачи имущества в собственность акционерного общества от 12 октября 1994 года N 247 Фонд имущества Самарской области передал АООТ "Самарское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в качестве уставного капитала государственное имущество (л.д. 10).
Согласно Уставу акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является транспортным предприятием общего пользования с организационно-правовой формой - открытое акционерное общество.
Основными видами деятельности являются оказание транспортных услуг общего пользования; оказание транспортно-экспедиционных услуг; перевозка пассажиров и др.
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - заявитель) 18.06.2013 года обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью 779 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, поставлен на кадастровый учет 08.08.2007 года с присвоением кадастрового номера 63:10:0702031:6, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под нежилое помещение (автовокзал) (л.д. 11-15).
Испрашиваемый земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя на основании свидетельства о праве собственности на землю от 1993 года (л.д. 9).
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" приобрело здание автовокзала в процессе приватизации в 1994 году, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АК N 179182 от 11.04.2013 года (л.д. 10).
Право собственности заявителя на здание автовокзала возникло на основании договора передачи имущества в собственность от 12 октября 1994 г. N 247.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области письмом от 09.10.2013 года N 11678 отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, со ссылкой на подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров ограничиваются в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ответчиком указано на непредставление заявителем документов по п. 1, 3, 7, 8 Перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 года N 475 (л.д. 31-32).
Не согласившись с отказом, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
13 декабря 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела, земельный участок ранее был предоставлен заявителю на праве постоянного пользования под автостанцию на основании постановления Администрации Сергиевского района N 1443 от 04.12.2002 года (л.д. 38).
Согласно пункту 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта России 29 сентября 1997 года, под автовокзалом (объединением автовокзалов и пассажирских автостанций) понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам.
В соответствии с пунктом 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 14 августа 2003 года N 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, принадлежащее заявителю здание автовокзала является объектом дорожного сервиса.
Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта.
Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Поскольку принадлежащее заявителю здание автовокзала является объектом дорожного сервиса, испрашиваемый им участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, которые ограничены в обороте.
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером 63:10:0702031:6 находится в пределах с. Сергиевск Самарской области, в силу чего относится к категории земель населенных пунктов.
Между тем к спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта в части, установленного пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрета на приватизацию названных земель.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Спорный земельный участок предоставлен заявителю под автовокзал в целях обеспечения уставной деятельности ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", для осуществления деятельности предприятия как организации транспорта (л.д. 48-49).
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 2 указанной статьи закона установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исключительные случаи в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте, должны быть определены законом.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у заявителя права на получение испрашиваемого земельного участка в собственность в силу наличия ограничений в его обороте, установленных подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2013 года по делу N А55-17828/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-17828/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу N А55-17828/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" - извещен, не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
- от третьего лица - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2013 года по делу N А55-17828/2013, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара, (ИНН 6311012419),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, Самарская область, с. Сергиевск,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6 и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6 в собственность за плату ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (л.д. 4, 29-30).
Решением суда первой инстанции от 13 декабря 2013 года в удовлетворении требований заявителю отказано (л.д. 131-143).
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым признать незаконным отказ ответчика, выраженный в ответе от 09.10.2013 года; обязать ответчика принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, ул. К. Маркса, общей площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6 в собственность заявителя, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 11.02.2014 года N 2453. Считает, что в Земельном кодексе Российской Федерации, ином федеральном законе отсутствуют указания на возможность предоставления в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, в том числе автовокзалов. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области в отзыве от 31.01.2014 года отмечает, что свою позицию по делу изложила в отзыве к исковому заявлению в суде первой инстанции. Просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума N 11, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Договором передачи имущества в собственность акционерного общества от 12 октября 1994 года N 247 Фонд имущества Самарской области передал АООТ "Самарское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в качестве уставного капитала государственное имущество (л.д. 10).
Согласно Уставу акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является транспортным предприятием общего пользования с организационно-правовой формой - открытое акционерное общество.
Основными видами деятельности являются оказание транспортных услуг общего пользования; оказание транспортно-экспедиционных услуг; перевозка пассажиров и др.
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - заявитель) 18.06.2013 года обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, площадью 779 кв. м, с кадастровым номером 63:10:0702031:6.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью 779 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Сергиевск, ул. К. Маркса, поставлен на кадастровый учет 08.08.2007 года с присвоением кадастрового номера 63:10:0702031:6, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования под нежилое помещение (автовокзал) (л.д. 11-15).
Испрашиваемый земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя на основании свидетельства о праве собственности на землю от 1993 года (л.д. 9).
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" приобрело здание автовокзала в процессе приватизации в 1994 году, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АК N 179182 от 11.04.2013 года (л.д. 10).
Право собственности заявителя на здание автовокзала возникло на основании договора передачи имущества в собственность от 12 октября 1994 г. N 247.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области письмом от 09.10.2013 года N 11678 отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, со ссылкой на подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров ограничиваются в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ответчиком указано на непредставление заявителем документов по п. 1, 3, 7, 8 Перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 года N 475 (л.д. 31-32).
Не согласившись с отказом, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
13 декабря 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела, земельный участок ранее был предоставлен заявителю на праве постоянного пользования под автостанцию на основании постановления Администрации Сергиевского района N 1443 от 04.12.2002 года (л.д. 38).
Согласно пункту 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта России 29 сентября 1997 года, под автовокзалом (объединением автовокзалов и пассажирских автостанций) понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам.
В соответствии с пунктом 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 14 августа 2003 года N 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, принадлежащее заявителю здание автовокзала является объектом дорожного сервиса.
Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта.
Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Поскольку принадлежащее заявителю здание автовокзала является объектом дорожного сервиса, испрашиваемый им участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, которые ограничены в обороте.
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером 63:10:0702031:6 находится в пределах с. Сергиевск Самарской области, в силу чего относится к категории земель населенных пунктов.
Между тем к спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта в части, установленного пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрета на приватизацию названных земель.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Спорный земельный участок предоставлен заявителю под автовокзал в целях обеспечения уставной деятельности ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", для осуществления деятельности предприятия как организации транспорта (л.д. 48-49).
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 2 указанной статьи закона установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исключительные случаи в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте, должны быть определены законом.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у заявителя права на получение испрашиваемого земельного участка в собственность в силу наличия ограничений в его обороте, установленных подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2013 года по делу N А55-17828/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)