Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8392/2014

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании предоставить земельный участок.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель неоднократно обращался в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении его семье как относящейся к категории семей, имеющих ребенка-инвалида, в собственность бесплатно земельного участка. На данные обращения даны ответы, что на территории муниципального образования отсутствуют земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. по делу N 33-8392/2014


Судья: Литвиненко Е.В.
Докладчик: Разуваева А.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
председательствующего Быковой И.В.
судей Разуваевой А.Л., Жегалова Е.А.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 02 октября 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Л. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 мая 2014 года, которым в удовлетворении заявления Л. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить земельный участок отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области П., судебная коллегия

установила:

Л. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области, заключающееся в не рассмотрении вопроса о предоставлении заявителю земельного участка бесплатно, а также обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка бесплатно и принять решение о включении заявителя в реестр в соответствии с Порядком учета и рассмотрения заявлений о бесплатном однократном предоставлении в собственность граждан земельных участков, утвержденным постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 12.01.2012 г. N 48.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Л., просит решение отменить, принять новое об удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием свободных сформированных земельных участков незаконный, поскольку доказательств их отсутствия на момент его обращения не представлено, а земельный участок, прилегающий к границам <адрес> осваивается точечными застройками. До 05.07.2013 не требовалось предоставление документа, подтверждающего принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; до принятия 12.01.2012 постановления N 48 главы Новосибирского района Новосибирской области порядок рассмотрения заявлений регулировался постановлением от 13.05.2010 N 4665, которым ведение очередности граждан не предусматривалось, однако при неоднократных обращениях на учет поставлен не был. Ссылается на отсутствие в решении суда оценки тому, что непредставление заинтересованным лицом выписки из протокола заседания комиссии, выписки из решения комиссии, свидетельствует о том, что вопреки требованиям Постановления N 4665 его заявления на заседании комиссии не рассматривались, в ответ ему направлялись отписки, что является незаконным со стороны заинтересованного лица.
Проверив законность решения суда в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Л. неоднократно, в период с 2008 года (последний раз 23 августа 2013), обращался к главе администрации Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Законом Новосибирской области от 14.04.2003 г. N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области" как относящийся к категории семей, имеющих ребенка-инвалида. На данные обращения администрация Новосибирского района Новосибирской области давала ответы, что на территории района отсутствуют сформированные земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствовался положениями Земельного кодекса РФ, Законом Новосибирской области от 14.04.2003 г. N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области", Постановлением от 13.05.2010 N 4665 о порядке рассмотрения заявления граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку не нашли своего объективного подтверждения доводы заявителя о бездействии администрации Новосибирского района Новосибирской области. На все обращения заявителю даны ответы об отсутствии на момент его обращения свободных сформирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Также судом отмечено, что не представлены все необходимые документы, необходимые для включения его в Реестр (отсутствие документов, подтверждающих, что гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, невозможность предоставить конкретный земельный участок в <адрес>).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 15 Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-ОЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно однократно в собственность граждан, если предоставление земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется семьям, имеющим детей-инвалидов.
С 2007 года по 2012 год вопрос предоставления указанной категории граждан на территории Новосибирской области бесплатно в собственность земельных участков регулировался статьей 15 Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области" (в редакции Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года N 77-03), согласно которой был установлен перечень лиц, имеющих право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии с настоящим Законом, к которым были отнесены и семьи, имеющие детей-инвалидов.
При этом порядок принятия и рассмотрения таких заявлений законодательно урегулирован не был.
Законом Новосибирской области от 02 июля 2009 года N 363-03 в Закон Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области" была внесена статья 15.1, регулирующая вопросы бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, указанных в статье 15 данного Закона, согласно которой гражданин, имеющий право на бесплатное предоставление земельного участка, должен был обратиться с соответствующим заявлением, в котором указать размер земельного участка, предполагаемое место его размещения и назначение и приложить указанные в части 2 данной статьи документы.
При этом, предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществлялось только при наличии в собственности Новосибирской области свободных земельных участков в порядке очередности поступления заявлений.
Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области осуществлялось Правительством Новосибирской области, а предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не была разграничена, в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, статьей 15 настоящего Закона, осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение данного требования закона, глава администрации Новосибирского района Новосибирской области принял постановление от 13 мая 2010 года N 4665 о порядке рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 указанного порядка, заявления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, рассматривалось административным органом в общем порядке с заявлениями иных лиц, обладающих такими же правами по получению бесплатно в собственность земельного участка, исходя из очередности (даты поступления) таких заявлений в административный орган.
По результатам рассмотрения таких заявлений принималось решение либо о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе по причине отсутствия свободных земельных участков.
Обязанности по постановке на учет граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка, но которым было отказано в его предоставлении, действующее законодательство на органы исполнительной власти не возлагало.
С целью реализации положений Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-ОЗ главой Новосибирского района Новосибирской области 12 января 2012 года принято постановление N 48, которым утвержден Порядок учета граждан, имеющих право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества, животноводства, ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До принятия постановления N 48 порядок рассмотрения названных заявлений граждан регулировался постановлением главы Новосибирского района от 13.05.2010 г. N 4665. В соответствии с пунктом 4 Порядка по результатам рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков принимались решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении участка. Ведение очередности граждан постановлением не предусматривалось, и это правило действовало на момент обращения истцов в администрацию Новосибирского района.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Указанным правовым актам, в частности Закону Новосибирской области от 07 ноября 2011 года N 142-03, статье 15.2 Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области", постановлению Правительства Новосибирской области от 22 ноября 2011 года N 495-п, обратная сила не придана, следовательно, они применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Поэтому на обращения Л. в администрацию Новосибирского района Новосибирской области до 22 ноября 2011 года положения вышеприведенных Законов и подзаконных актов не могут распространяться.
На обращение заявителя в 2013 году, когда действовал новый порядок учета граждан, имеющих право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков, ему был дан ответ, что им не представлены все документы, необходимые для включения в реестр.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что со стороны администрации Новосибирского района Новосибирской области бездействие отсутствовало, все обращения рассмотрены и по ним принято решение, права заявителя не были нарушены, суд законно отказал Л. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы в части незаконности отказа в предоставлении земельного участка являются необоснованными, поскольку на момент обращения заявителя на территории Новосибирского района Новосибирской области отсутствовали сформированные земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Ссылка на не предоставление заинтересованным лицом выписки из протокола заседания комиссии, выписки из решения комиссии о рассмотрении его заявления не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований Л., поскольку отсутствие данных документов не свидетельствует о бездействии со стороны администрации.
Учитывая то, что доводы апелляционной жалобы направлены на повторное изложение своей позиции заявителем по делу, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 20 мая 2014 года 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.БЫКОВА

Судьи
А.Л.РАЗУВАЕВА
Е.А.ЖЕГАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)