Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.
при участии в судебном заседании:
представителя истца Солоницыной Е.В., действующей на основании доверенности от 01.11.2013,
представителя ответчика Кудрявцева А.К., действующего на основании доверенности от 11.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 по делу N А28-15847/2013, принятое судом в составе судьи Славинского А.П.,
по иску открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы (ИНН: 4345230965, ОГРН: 1084345012454)
к открытому акционерному обществу "Славянка" (ИНН: 7702707386, ОГРН: 1097746264219),
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284),
о взыскании денежных средств,
открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - истец, Компания) обратилось с иском в Арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Славянка" (далее - ответчик, заявитель, Общество) о взыскании долга в размере 467 213 рублей 25 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 57 967 рублей 43 копеек за период с 23.04.2012 по 12.12.2013, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Определением от 29.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Министерство).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец заявлением от 20.01.2014 уточнил исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, просил взыскать с ответчика долг в размере 467 213 рублей 24 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62 036 рублей 59 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины. Уточнение требований принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 исковые требования Компании удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
По мнению Общества, в соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг водоснабжения и водоотведения от 11.12.2012, заключенным между ответчиком и Министерством, ответчик не обязан осуществлять оплату за сверхлимитное превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Компания в соответствии с отзывом на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что ответчик, являясь абонентом истца на основании заключенного между сторонами договора, а также Правил N 167, обязан осуществлять оплату за сброс загрязняющих веществ.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу от 06.05.2014 также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что довод ответчика о том, что у него исходя из условий государственного контракта от 11.12.2012 N 2-ВКХ отсутствует обязанность осуществлять плату за сверхнормативное превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, не следует из условий данного контракта; полагает, что Общество является надлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцом (ресурсоснабжающей организацией) и ответчиком (абонентом) подписан договор на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод от 20.10.2010 N 41-7455 (далее - договор), по которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложении N 9, воду и принимать от абонента отводимые сточные воды, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 9.2 договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2010, считается ежегодно продленным при отсутствии возражений сторон.
В соответствии с пунктом 3.1.4 договора абонент обязуется своевременно производить оплату за полученную воду, отведенные сточные воды, сброс загрязняющих веществ в канализацию.
Пунктом 3.1.5 договора предусмотрена обязанность абонента по обеспечению учета получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод путем установления приборов учета на своем вводе (выпуске).
Согласно пункту 4.1 договора количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям приборов учета.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что расчеты за отпущенную воду, принятые сточные воды производятся по тарифам, утвержденным уполномоченными регулирующими органами.
Изменение тарифов в течение срока действия договора влечет за собой соответствующие изменения условий договора по стоимости услуг водоснабжения и водоотведения без дополнительного согласования с абонентом (пункт 5.4 договора).
Расчет за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды произведен абонентом самостоятельно в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, представленных ресурсоснабжающей организацией в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным; абонент самостоятельно забирает счет-фактуру, выставляемую ресурсоснабжающей организацией.
В пункте 8.2 договора стороны предусмотрели, что все споры, вытекающие из данного договора, рассматриваются в Арбитражном суде Кировской области.
К договору имеется дополнительное соглашение от 01.08.2011, в котором стороны согласовали включение в договор дополнительных объектов.
Во исполнение условий договора, Компания в период с 01.01.2012 по 30.10.2013 осуществляла отпуск воды и прием сточных вод на объекты ответчика.
Для оплаты услуг по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод, оказанных в 1 квартале 2012 года и 2 квартале 2013 года (далее также - спорный период), истцом ответчику выставлены счета-фактуры на общую сумму 467 213 рублей 25 копеек (л.д. 43).
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по оплате принятых Компанией в спорный период загрязняющих веществ, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Из материалов дела следует, что обязательство ответчика по оплате отпущенных сточных вод, в том числе сброса загрязняющих веществ, основано на подписанном между сторонами договоре.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в спорный период регулировались постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, которым утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, распространявшие свое действие на отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
Установление соответствующих нормативов Обществом не оспаривается.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Исходя из положений пункта 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
В пункте 88 Правил N 167 определено, что абонент (заказчик) обязан, в частности, обеспечивать выполнение условий договора и требований данных правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 правил; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Кировской области от 03.02.2004 N 1/6 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области (далее - Порядок).
Согласно пунктам 15, 19 Порядка перечисление абонентами платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области осуществляется ежеквартально на специальный счет организации, осуществляющей прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области. Платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области согласовываются абонентами до 15 числа и перечисляются до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. В случае нарушения абонентами сроков внесения платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области за каждый день просрочки начисляется пеня в размере учетной ставки банковского процента от рассчитанной суммы платы.
Данный порядок обязателен для организаций, осуществляющих прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области, а также для их абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Порядок взимания платы регулирует механизм взимания платы организациями, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов области (пункты 1, 2 Порядка взимания платы).
Факт надлежащего исполнения истцом своих обязательств по приему от ответчика загрязняющих веществ в составе сточных вод в 1 квартале 2012 года и 2 квартале 2013 года подтвержден материалами дела (л.д. 31-40), при этом факт сброса загрязняющих веществ ответчиком не оспаривается.
Количество загрязняющих веществ, принятых истцом в систему канализации в спорный период и стоимость данных услуг подтверждаются расчетами платы, представленными ответчиком (л.д. 22-30).
Доказательства оплаты ответчиком оказанных истцом услуг в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Довод ответчика о том, что последний не обязан оплачивать предъявленную ко взысканию сумму, поскольку государственным контрактом между ним и Министерством не установлена обязанность Общества по оплате приема загрязняющих веществ, отклоняется на основании следующего.
Отношения между истцом и ответчиком в спорный период, как указано выше, регулируются договором от 20.10.2010 и Правилами N 167, из которых прямо следует обязанность Общества как абонента по внесению оплаты за сброс загрязняющих веществ.
При этом факт тот факт, что в государственном контракте от 14.12.2012 N 2-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций между ответчиком (исполнителем) и третьим лицом (государственным заказчиком) отсутствует прямое указание на обязанность Общества по оплате сброса загрязняющих веществ, не влияет не существо сложившихся между истцом и ответчиком отношений.
Более того, в пункте 8.1 государственного контракта установлено, что государственный заказчик обязан компенсировать исполнителю расходы, связанные с негативным воздействием на работу системы водоотведения, в порядке и размере, установленном нормативно-правовыми актами, в случае, если будет установлено содержание загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Таким образом, оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате за сброс загрязняющих веществ, не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Компании о взыскании 467 213 рублей 25 копеек долга за прием в 1 квартале 2012 года и 2 квартале 2013 года.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.04.2012 по 20.01.2014 в сумме 62 036 рублей 59 копеек.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, представленный истцом, период из начисления и примененная ставка рефинансирования ответчиком не оспорены.
Поскольку имеет место факт неисполнения ответчиком денежного обязательства, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также удовлетворено правомерно.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда от 28.02.2014 по делу N А28-15847/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2014 N 02АП-2916/2014 ПО ДЕЛУ N А28-15847/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N А28-15847/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.
при участии в судебном заседании:
представителя истца Солоницыной Е.В., действующей на основании доверенности от 01.11.2013,
представителя ответчика Кудрявцева А.К., действующего на основании доверенности от 11.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 по делу N А28-15847/2013, принятое судом в составе судьи Славинского А.П.,
по иску открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы (ИНН: 4345230965, ОГРН: 1084345012454)
к открытому акционерному обществу "Славянка" (ИНН: 7702707386, ОГРН: 1097746264219),
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284),
о взыскании денежных средств,
установил:
открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - истец, Компания) обратилось с иском в Арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Славянка" (далее - ответчик, заявитель, Общество) о взыскании долга в размере 467 213 рублей 25 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 57 967 рублей 43 копеек за период с 23.04.2012 по 12.12.2013, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Определением от 29.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо, Министерство).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец заявлением от 20.01.2014 уточнил исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, просил взыскать с ответчика долг в размере 467 213 рублей 24 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62 036 рублей 59 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины. Уточнение требований принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.02.2014 исковые требования Компании удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
По мнению Общества, в соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг водоснабжения и водоотведения от 11.12.2012, заключенным между ответчиком и Министерством, ответчик не обязан осуществлять оплату за сверхлимитное превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Компания в соответствии с отзывом на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что ответчик, являясь абонентом истца на основании заключенного между сторонами договора, а также Правил N 167, обязан осуществлять оплату за сброс загрязняющих веществ.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу от 06.05.2014 также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что довод ответчика о том, что у него исходя из условий государственного контракта от 11.12.2012 N 2-ВКХ отсутствует обязанность осуществлять плату за сверхнормативное превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, не следует из условий данного контракта; полагает, что Общество является надлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцом (ресурсоснабжающей организацией) и ответчиком (абонентом) подписан договор на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод от 20.10.2010 N 41-7455 (далее - договор), по которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложении N 9, воду и принимать от абонента отводимые сточные воды, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 9.2 договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2010, считается ежегодно продленным при отсутствии возражений сторон.
В соответствии с пунктом 3.1.4 договора абонент обязуется своевременно производить оплату за полученную воду, отведенные сточные воды, сброс загрязняющих веществ в канализацию.
Пунктом 3.1.5 договора предусмотрена обязанность абонента по обеспечению учета получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод путем установления приборов учета на своем вводе (выпуске).
Согласно пункту 4.1 договора количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям приборов учета.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что расчеты за отпущенную воду, принятые сточные воды производятся по тарифам, утвержденным уполномоченными регулирующими органами.
Изменение тарифов в течение срока действия договора влечет за собой соответствующие изменения условий договора по стоимости услуг водоснабжения и водоотведения без дополнительного согласования с абонентом (пункт 5.4 договора).
Расчет за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды произведен абонентом самостоятельно в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, представленных ресурсоснабжающей организацией в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным; абонент самостоятельно забирает счет-фактуру, выставляемую ресурсоснабжающей организацией.
В пункте 8.2 договора стороны предусмотрели, что все споры, вытекающие из данного договора, рассматриваются в Арбитражном суде Кировской области.
К договору имеется дополнительное соглашение от 01.08.2011, в котором стороны согласовали включение в договор дополнительных объектов.
Во исполнение условий договора, Компания в период с 01.01.2012 по 30.10.2013 осуществляла отпуск воды и прием сточных вод на объекты ответчика.
Для оплаты услуг по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод, оказанных в 1 квартале 2012 года и 2 квартале 2013 года (далее также - спорный период), истцом ответчику выставлены счета-фактуры на общую сумму 467 213 рублей 25 копеек (л.д. 43).
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по оплате принятых Компанией в спорный период загрязняющих веществ, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Из материалов дела следует, что обязательство ответчика по оплате отпущенных сточных вод, в том числе сброса загрязняющих веществ, основано на подписанном между сторонами договоре.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в спорный период регулировались постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, которым утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, распространявшие свое действие на отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
Установление соответствующих нормативов Обществом не оспаривается.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Исходя из положений пункта 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
В пункте 88 Правил N 167 определено, что абонент (заказчик) обязан, в частности, обеспечивать выполнение условий договора и требований данных правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 правил; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Кировской области от 03.02.2004 N 1/6 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области (далее - Порядок).
Согласно пунктам 15, 19 Порядка перечисление абонентами платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области осуществляется ежеквартально на специальный счет организации, осуществляющей прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области. Платежи за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области согласовываются абонентами до 15 числа и перечисляются до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. В случае нарушения абонентами сроков внесения платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области за каждый день просрочки начисляется пеня в размере учетной ставки банковского процента от рассчитанной суммы платы.
Данный порядок обязателен для организаций, осуществляющих прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области, а также для их абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Порядок взимания платы регулирует механизм взимания платы организациями, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов области (пункты 1, 2 Порядка взимания платы).
Факт надлежащего исполнения истцом своих обязательств по приему от ответчика загрязняющих веществ в составе сточных вод в 1 квартале 2012 года и 2 квартале 2013 года подтвержден материалами дела (л.д. 31-40), при этом факт сброса загрязняющих веществ ответчиком не оспаривается.
Количество загрязняющих веществ, принятых истцом в систему канализации в спорный период и стоимость данных услуг подтверждаются расчетами платы, представленными ответчиком (л.д. 22-30).
Доказательства оплаты ответчиком оказанных истцом услуг в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Довод ответчика о том, что последний не обязан оплачивать предъявленную ко взысканию сумму, поскольку государственным контрактом между ним и Министерством не установлена обязанность Общества по оплате приема загрязняющих веществ, отклоняется на основании следующего.
Отношения между истцом и ответчиком в спорный период, как указано выше, регулируются договором от 20.10.2010 и Правилами N 167, из которых прямо следует обязанность Общества как абонента по внесению оплаты за сброс загрязняющих веществ.
При этом факт тот факт, что в государственном контракте от 14.12.2012 N 2-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций между ответчиком (исполнителем) и третьим лицом (государственным заказчиком) отсутствует прямое указание на обязанность Общества по оплате сброса загрязняющих веществ, не влияет не существо сложившихся между истцом и ответчиком отношений.
Более того, в пункте 8.1 государственного контракта установлено, что государственный заказчик обязан компенсировать исполнителю расходы, связанные с негативным воздействием на работу системы водоотведения, в порядке и размере, установленном нормативно-правовыми актами, в случае, если будет установлено содержание загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Таким образом, оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате за сброс загрязняющих веществ, не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Компании о взыскании 467 213 рублей 25 копеек долга за прием в 1 квартале 2012 года и 2 квартале 2013 года.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.04.2012 по 20.01.2014 в сумме 62 036 рублей 59 копеек.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, представленный истцом, период из начисления и примененная ставка рефинансирования ответчиком не оспорены.
Поскольку имеет место факт неисполнения ответчиком денежного обязательства, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также удовлетворено правомерно.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда от 28.02.2014 по делу N А28-15847/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)