Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Мальцева Т.А., доверенность от 22.07.2013 г.,
от ответчика - Белоусова Е.М., доверенность от 20.12.2012 г. N 522,
от третьего лица - Бобикова М.В., доверенность от 01.08.2013 г. N Д05-01/1488,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2013 г. по делу N А55-5692/2013 (судья Стенина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН 1076317001815), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий,
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - заявитель, ООО "Гарант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду по заявлению от 13.10.2011 г. N 12-1/2892/11а земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией; об обязании устранить нарушения прав заявителя путем принятия в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по данному делу решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 21.06.2013 г. требования ООО "Гарант" удовлетворены. Признаны незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду по заявлению от 13.10.2011 г. N 12-1/2892/11а земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить нарушения прав заявителя путем принятия решения в установленный законодательством срок о предоставлении в аренду по заявлению от 13.10.2011 г. N 12-1/2892/11а земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.10.2011 г. Общество обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/2892/11а о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0414006:593, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство письмом от 22.02.2013 N 12-1/2892/11а отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/15512-1-1 испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с п. 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 90 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив д. 14, с разрешенным использованием: под установку временного торгового павильона 10.09.2010 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0414006:593.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 24.04.2012 г. N 05-01-01/15512-11 указал Министерству, в том числе, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне среднеэтажной жилой застройки 3 - 6 этажей (Ж-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на абзац 6 п. 3.1 Порядка пришел к выводу о том, что ООО "Гарант", являясь обладателем временного объекта, имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды.
Между тем при рассмотрении настоящего спора судом не учтено следующее.
- Согласно абзацу 6 п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
- Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок занят временным объектом, возведенным ООО "Гарант". Ранее Обществу данный участок ни на каком праве не предоставлялся.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Частью 1 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.04.2012 N 05-01-01/15512-11 в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3 - 6 этажей (Ж-3).
Использование земельных участков под киоски, лоточную торговлю, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения соответствует разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам использования земельных участков в указанной зоне, и не соответствует основным видам использования земельных участков, разрешенным в данной территориальной зоне.
В соответствии с п. 3 ч. ст. 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования заявителем не представлено.
Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (установка временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерство правомерно, на основании п. 2.4 Порядка и в соответствии с положениями ст. 37 ГрК РФ, отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что сам факт постановки испрашиваемого участков на государственный кадастровый учет не свидетельствует о возможности его последующего предоставления в случае наличия законных препятствий.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная судебная практика изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2013 г. по делу N А55-9581/2012.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ следует отменить. В удовлетворении требований ООО "Гарант" отказать.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2013 г. по делу N А55-5692/2013 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Гарант" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-5692/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 г. по делу N А55-5692/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Мальцева Т.А., доверенность от 22.07.2013 г.,
от ответчика - Белоусова Е.М., доверенность от 20.12.2012 г. N 522,
от третьего лица - Бобикова М.В., доверенность от 01.08.2013 г. N Д05-01/1488,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2013 г. по делу N А55-5692/2013 (судья Стенина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН 1076317001815), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - заявитель, ООО "Гарант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду по заявлению от 13.10.2011 г. N 12-1/2892/11а земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией; об обязании устранить нарушения прав заявителя путем принятия в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по данному делу решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 21.06.2013 г. требования ООО "Гарант" удовлетворены. Признаны незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду по заявлению от 13.10.2011 г. N 12-1/2892/11а земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить нарушения прав заявителя путем принятия решения в установленный законодательством срок о предоставлении в аренду по заявлению от 13.10.2011 г. N 12-1/2892/11а земельного участка площадью 90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.10.2011 г. Общество обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/2892/11а о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0414006:593, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив дома N 14, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство письмом от 22.02.2013 N 12-1/2892/11а отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/15512-1-1 испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует градостроительному регламенту.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с п. 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 90 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ново-Молодежный переулок, напротив д. 14, с разрешенным использованием: под установку временного торгового павильона 10.09.2010 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0414006:593.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 24.04.2012 г. N 05-01-01/15512-11 указал Министерству, в том числе, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне среднеэтажной жилой застройки 3 - 6 этажей (Ж-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на абзац 6 п. 3.1 Порядка пришел к выводу о том, что ООО "Гарант", являясь обладателем временного объекта, имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды.
Между тем при рассмотрении настоящего спора судом не учтено следующее.
- Согласно абзацу 6 п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
- Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок занят временным объектом, возведенным ООО "Гарант". Ранее Обществу данный участок ни на каком праве не предоставлялся.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Частью 1 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.04.2012 N 05-01-01/15512-11 в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3 - 6 этажей (Ж-3).
Использование земельных участков под киоски, лоточную торговлю, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения соответствует разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам использования земельных участков в указанной зоне, и не соответствует основным видам использования земельных участков, разрешенным в данной территориальной зоне.
В соответствии с п. 3 ч. ст. 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования заявителем не представлено.
Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (установка временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерство правомерно, на основании п. 2.4 Порядка и в соответствии с положениями ст. 37 ГрК РФ, отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что сам факт постановки испрашиваемого участков на государственный кадастровый учет не свидетельствует о возможности его последующего предоставления в случае наличия законных препятствий.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная судебная практика изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2013 г. по делу N А55-9581/2012.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ следует отменить. В удовлетворении требований ООО "Гарант" отказать.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2013 г. по делу N А55-5692/2013 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Гарант" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)