Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.11.2014 ПО ДЕЛУ N А12-340/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N А12-340/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королевой Н.Н., Александрова В.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зоркова Александра Михайловича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.02.2014 (судья Костерин А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи: Борисова Т.С., Жаткина С.А.)
по делу N А12-340/2014
по исковому заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1053444031299) к индивидуальному предпринимателю Зоркову Александру Михайловичу, г. Волгоград (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) о взыскании 2 319 812 руб. 91 коп.,

установил:

Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Зоркову Александра Михайловича (далее - ИП Зорков А.М., предприниматель) ответчик) о взыскании 2 319 812 руб. 91 коп., в том числе 1 628 523 руб. 65 коп. задолженности за период с 01.07.2011 по 30.11.2013 по договору от 29.07.2002 N 4310, 691 289 руб. 26 коп. пени за просрочку этих платежей в период с 11.07.2011 по 03.12.2013.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.02.2014 отменено в части взыскания 226 081 руб. 43 коп. задолженности по арендной плате и 192 610 руб. 22 коп. пени. В отмененной части производство по делу прекращено. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Зорков А.М. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывается, что извещение от 01.07.2008 изменяет порядок (способ) расчета арендной платы, соответственно и ее размер, что является изменением к договору N 4310 и поэтому подлежит государственной регистрации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа для ее удовлетворения оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.07.2002 между администрацией Волгограда (арендодатель) и Зорковым А.М. (арендатор) заключен договор N 4310 аренды земельного участка (далее - договор, договор N 4310), кадастровый номер 34:34:060031:73, площадью 9886 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. 25-летия Октября, д. 1/5, для эксплуатации трехэтажного кирпичного здания цеха N 36 с компрессорной, сроком действия до 27.10.2048.
04.05.2006 договор прошел государственную регистрацию.
Пунктом 2.4 договора на арендатора возложена обязанность вносить арендную плату равными частями до десятого числа месяца, следующего за текущим.
Согласно пункту 2.8 договора (с учетом изменения от 11.05.2011), размер арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей, используемых для ее расчета, а также изменения порядка (уменьшения) величин показателей, используемых для ее расчета, а также изменения порядка (способа) ее расчета, в результате принятия органами государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления г. Волгограда, соответствующих нормативно-правовых актов. В этом случае арендатор самостоятельно производит расчет арендной платы.
В адрес ответчика направлялись извещения об изменениях годового размера арендной платы: с 01.01.2011 размер арендной платы установлен в размере 699 506 руб. 05 коп.; с 01.01.2012 - 741 542 руб. 09 коп.; с 01.01.2013 - 728 713 руб. 59 коп.
Задолженность предпринимателя по арендной плате за период с 01.07.2011 по 30.11.2013 составила 1 628 523 руб. 65 коп.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в суд с настоящим исковым заявлением.
При рассмотрении апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции, Министерство в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с заявлением об отказе от иска в части взыскания задолженности по арендной плате по договору N 4310 в размере 226 081 руб. 43 коп. за период с 01.07.2011 по 21.11.2011 и от взыскания пени в размере 192 610 руб. 22 коп. за период с 11.07.2011 по 21.11.2011.
Отказ от части исковых требований принят судом апелляционной инстанции, в данной части производство по делу прекращено.
Удовлетворяя исковые требования в остальной части, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Судами установлено, что в адрес ответчика направлялись извещения об изменениях годового размера арендной платы, согласно которым расчеты производились в соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 23.12.2010 N 1945 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", постановлением главы администрации Волгоградской области от 28.12.2011 N 1433 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, постановлением губернатора Волгоградской области от 14.05.2013 N 424 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", постановлением губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, а также распоряжением Министерства от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что извещение от 01.07.2008 изменяет порядок (способ) расчета арендной платы, соответственно и ее размер, что является изменением к договору N 4310 и поэтому подлежит государственной регистрации, подлежит отклонению.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Предпринимателем доказательства о несоответствии размера арендной платы основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением N 582, не приведены.
Таким образом, расчет, представленный Министерством, правомерно признан судами правильным.
Суды также установили наличие оснований для применения мер ответственности в виде взыскания пени.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А12-340/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.СМОЛЕНСКИЙ

Судьи
Н.Н.КОРОЛЕВА
В.В.АЛЕКСАНДРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)