Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2014 N 12АП-12096/2014 ПО ДЕЛУ N А12-24969/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N А12-24969/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "22" декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Ворошиловский" г. Волгоград (ИНН 3445100037 ОГРН 1083460006849),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "13" октября 2014 года по делу N А12-24969/2014, судья И.И. Маслова,
по заявлению сельскохозяйственного потребительского кооператива "Ворошиловский" г. Волгоград (ИНН 3445100037 ОГРН 1083460006849)
о признании незаконным отказа комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679 ОГРН 1043400321744) в оформлении акта выбора земельного участка, отказа министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540 ОГРН 1053444031299) в предоставлении земельного участка на праве аренды для строительства, с участием в деле в качестве третьих лиц:
администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 6 ", департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Волгограда, департамента здравоохранения администрации Волгограда, Муковнина Александра Владимировича, Муковниной Светланы Анатольевны,

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратился Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Ворошиловский" с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным отказа комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в оформлении акта выбора земельного участка площадью 1 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9 Г, в квартале N 05-07-148, для строительства магазина по реализации продукции сельхозпроизводителей, выраженного в письме N 7884 от 25.06.2014; об обязании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда оформить акт о выборе земельного участка площадью 1 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9 Г, в квартале N 05-07-148, для строительства магазина по реализации продукции сельхозпроизводителей; о признании незаконным отказа министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 1 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9 Г, в квартале N 05-07-148, для строительства магазина по реализации продукции сельхозпроизводителей, выраженного в письме N 21-23/10088 от 11.04.2014; об обязании Мингосимущество Волгоградской области предоставить земельный участок площадью 1 400 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9 Г, в квартале N 05-07-148, для строительства магазина по реализации продукции сельхозпроизводителей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 13 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, кооператив обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 30.06.2009 СПК "Ворошиловский" обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9 Г, в квартале N 05-07-148, для строительства магазина по реализации продукции сельхозпроизводителей.
28.09.2009 комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда письмом N ар10068-09 указал, что принято решение о возможности формирования земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
12.03.2014 СПК "Ворошиловский" обратился в Мингосимущество Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1400 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9 Г, в квартале N 05-07-148, для строительства магазина по реализации продукции сельхозпроизводителей, с последующим заключением договора аренды. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка.
19.06.2014 СПК "Ворошиловский" обратился в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о выдаче акта выбора земельного участка по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9 Г, для строительства магазина по реализации продукции сельхозпроизводителей.
Письмом от 11.04.2014 N 21-23/10088 Мингосимущество Волгоградской области сообщило СПК "Ворошиловский" о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как в его границах расположен ранее сформированный земельный участок с кадастровым номером 34:34:050027:150, кроме того, в Мингосимущество Волгоградской области поступило заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 34:34:050027:150 от иного лица, в связи с чем, предоставление данного земельного участка будет осуществляться в соответствии с положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Расценив вышеуказанные письма как отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, отказ в оформлении акта выбора земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал следующее.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Кодекса, согласно которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Кодекса, каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги.
Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Кодекса, не содержащих запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Также, проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому, регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ о 14 сентября 2010 года N 4224/10.
Как установлено материалами по делу, 30.11.2005 с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 425 кв. м, расположенного между зданием поликлиники N 6 (по ул. Елецкой, 9) и жилым домом N 7 в МР-207 в Ворошиловском районе г. Волгограда для строительства торгового центра "Детский мир" в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда обратилась Муковнина С.А.
30.07.2014 с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 960 кв. м, с кадастровым номером 34:34:050027:150, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, 9, для строительства здания магазина - кулинарии в Мингосимущество Волгоградской области обратился Муковнин А.В.
Из представленных в материалы дела заявителем, Муковниной С.А., Муковниным А.В. документов усматривается наложение основной площади испрашиваемых данными лицами земельных участков друг на друга, следовательно, вышеуказанные лица обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка в одних границах.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что поскольку на спорный земельный участок поступили иные заявки, предоставление указанного земельного участка должно производиться на торгах.
Действия ответчика по распоряжению земельным участком без проведения торгов повлекли нарушение прав и интересов заявителя, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной законом.
В связи с наличием у органа местного самоуправления обязанности совершить действия по организации и проведению торгов по продаже права аренды земельного участка, суд исходили из того, что право на заключение договора аренды в отношении спорного участка подлежит выставлению на торги.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от "13" октября 2014 года по делу N А12-24969/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)