Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Большаков Э.В., доверенность от 20.09.2012 г. N Д/12-364,
от ответчика - Сараев И.С., доверенность от 29.04.2013 г. N 77,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 г. по делу N А55-427/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Волги" в лице филиала "Самарский распределительные сети"
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарский распределительные сети" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, д. 130, ПС "Студеная" 110/6 кВ., площадью 4 285,83 кв. м, кадастровый номер 63:01:0205002:713 и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 г. по делу N А55-427/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что суд необоснованно восстановил срок на обращение в суд.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного им трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании вышеназванных ненормативных актов, решений действий, бездействия (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В обоснование уважительности причин пропуска срока, представитель заявителя ссылается на то, что сообщение от 28.28.2012 г. N 12-4/0223/12-а было направлено ответчиком по домашнему адресу представителя заявителя, подававшего заявление о предоставлении спорного земельного участка; заявление в суд подано в пределах трех месяцев от даты регистрации поступления вышеназванного отказа в Общество.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив доводы заявителя и представленные доказательства, руководствуясь ч. 2 ст. 117 и ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно восстановил пропущенный срок.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1901/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, д. 130, ПС "Студеная" 110/6 кВ., площадью 4 285,83 кв. м, кадастровый номер 63:01:0205002:713.
Заявление обосновано положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, так как заявитель является собственником объекта недвижимости - Электросетевой комплекс ПС Студеная ОРУ-110 кВ, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, д. 130, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП.
Сообщением от 28.08.2012 г. N 12-4/0223/12-а ответчик отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что спорный участок является лесным на землях иных категорий, лесохозяйственные регламенты на городские леса не утверждены, в связи с чем, в силу статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" невозможно реализовать полномочие по распоряжению участком.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.05.2006 г. с присвоением кадастрового номера 63:01:0205002:713, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом участка. Границы его определены и соответствуют результатам межевания. Постановка на кадастровый учет участка не оспорена, не признана незаконной. Согласно сведениям ГКН спорный участок отнесен к категории "Земли населенных пунктов".
Также из материалов дела следует, что указанный участок частично расположен в границах выделов 12, 25 квартала 3 Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
По смыслу данной нормы только сведения государственного кадастра являются единым информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения о земельных участках.
Согласно статье 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Вместе с тем, правовые основания предоставления участка в настоящем случае обусловлены положениями статьи 36 ЗК РФ, презюмирующей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом.
В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, установлен вид разрешенного использования участка - "под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества" (графа 9 кадастрового паспорта).
Более того, подпунктом 13 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве вида использования лесов - эксплуатация линейных объектов, к которым относится объект, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Как указывалось выше, заявитель испрашивает участок на праве аренды в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права.
В указанном случае правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Общества на приобретение земельного участка.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя являются обоснованными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 г. по делу N А55-427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-427/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А55-427/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Большаков Э.В., доверенность от 20.09.2012 г. N Д/12-364,
от ответчика - Сараев И.С., доверенность от 29.04.2013 г. N 77,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 г. по делу N А55-427/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Волги" в лице филиала "Самарский распределительные сети"
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарский распределительные сети" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, д. 130, ПС "Студеная" 110/6 кВ., площадью 4 285,83 кв. м, кадастровый номер 63:01:0205002:713 и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 г. по делу N А55-427/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что суд необоснованно восстановил срок на обращение в суд.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного им трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании вышеназванных ненормативных актов, решений действий, бездействия (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В обоснование уважительности причин пропуска срока, представитель заявителя ссылается на то, что сообщение от 28.28.2012 г. N 12-4/0223/12-а было направлено ответчиком по домашнему адресу представителя заявителя, подававшего заявление о предоставлении спорного земельного участка; заявление в суд подано в пределах трех месяцев от даты регистрации поступления вышеназванного отказа в Общество.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив доводы заявителя и представленные доказательства, руководствуясь ч. 2 ст. 117 и ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно восстановил пропущенный срок.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1901/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, д. 130, ПС "Студеная" 110/6 кВ., площадью 4 285,83 кв. м, кадастровый номер 63:01:0205002:713.
Заявление обосновано положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, так как заявитель является собственником объекта недвижимости - Электросетевой комплекс ПС Студеная ОРУ-110 кВ, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, д. 130, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП.
Сообщением от 28.08.2012 г. N 12-4/0223/12-а ответчик отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что спорный участок является лесным на землях иных категорий, лесохозяйственные регламенты на городские леса не утверждены, в связи с чем, в силу статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" невозможно реализовать полномочие по распоряжению участком.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.05.2006 г. с присвоением кадастрового номера 63:01:0205002:713, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом участка. Границы его определены и соответствуют результатам межевания. Постановка на кадастровый учет участка не оспорена, не признана незаконной. Согласно сведениям ГКН спорный участок отнесен к категории "Земли населенных пунктов".
Также из материалов дела следует, что указанный участок частично расположен в границах выделов 12, 25 квартала 3 Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
По смыслу данной нормы только сведения государственного кадастра являются единым информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения о земельных участках.
Согласно статье 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Вместе с тем, правовые основания предоставления участка в настоящем случае обусловлены положениями статьи 36 ЗК РФ, презюмирующей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом.
В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, установлен вид разрешенного использования участка - "под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества" (графа 9 кадастрового паспорта).
Более того, подпунктом 13 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве вида использования лесов - эксплуатация линейных объектов, к которым относится объект, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Как указывалось выше, заявитель испрашивает участок на праве аренды в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права.
В указанном случае правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Общества на приобретение земельного участка.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя являются обоснованными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 г. по делу N А55-427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)