Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от СНТ "Лесная Поляна N 7": Гогаев А.С., по паспорту, Панчедук Н.А. по доверенности от 22.04.2015,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепуркова Е.С. по доверенности от 25.12.2014,
от администрации Клинского муниципального района: не явился, извещена,
от ТУ Росимущества в Московской области: Хакимова Э.Д. по доверенности от 28.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании заявление Садоводческого некоммерческого товарищества "Лесная Поляна N 7" к Комитету лесного хозяйства Московской области, администрации Клинского муниципального района Московской области, Территориальному управлению Росимущества в Московской области, о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Лесная Поляна N 7" (далее - истец, СНТ "Лесная Поляна N 7", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство, ответчик), Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, ответчик) и администрации Клинского муниципального района Московской области (далее - администрация, ответчик) со следующими требованиями:
- - исключить земельный участок площадью 0,36 га, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе, имеющий координаты (приводятся) из состава земель лесного фонда;
- - признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на этот земельный участок;
- - признать право собственности СНТ "Лесная поляна N 7" на этот земельный участок.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2015 года в удовлетворении требований об исключении земельного участка площадью 0,36 га из состава земель лесного фонда и признании отсутствующим права собственности РФ отказано. Требование о признании права собственности СНТ "Лесная поляна N 7" на указанный земельный участок оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, СНТ "Лесная Поляна N 7" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2015 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-64911/14 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 23 июля 2015 года апелляционным судом принято заявление СНТ "Лесная поляна N 7" об отказе от исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, и об отказе от исковых требований в части:
- исключения земельного участка площадью 0,36 га, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе, имеющий координаты:
- из состава земель лесного фонда;
- - признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на этот земельный участок. Производство по делу в указанной части прекращено.
Судом также принято заявление СНТ "Лесная Поляна N 7" об изменении предмета оставшегося искового требования, согласно которому к рассмотрению принято требование о признании за СНТ "Лесная Поляна N 7" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 0,36 га, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе в границах, обозначенных координатами:
К участию в деле в качестве ответчика, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
В судебном заседании апелляционного суда представитель СНТ "Лесная Поляна N 7" поддержал исковые требования с учетом принятых судом уточнений.
Представители ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области возражали относительно удовлетворения исковых требований, просили в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации Клинского муниципального района, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы искового заявления, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из материалов дела, 14.03.1979 решением Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов N 280/5 решено просить Совет Министров РСФСР разрешить отвести машиностроительному заводу "Знамя труда" из земель Клинского лесокомбината (кв. кв. 81, 82, 83 Домашевского лесничества) Министерства лесного хозяйства РСФСР земельный участок площадью 34,0 га покрытых лесом в лесах 1 группы Клинского района под коллективное садоводство.
04 августа 1979 года, решением исполнительного комитета Клинского городского совета народных депутатов Московской области N 489/14-1, в соответствие с решением Исполкома Мособлсовета от 14.03.1979 N 280/5, утверждены границы отвода земельных участков под организацию коллективного садоводства общей площадью 34,0 га из земель Клинского лесокомбината в кв. 81, 82, 83 Домашевского лесничества.
Согласно акту отвода лесных площадей с исключением из государственного лесного фонда от 06 сентября 1979 года Клинский лесокомбинат Московского областного управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР сдал в постоянное пользование участок гослесфонда, а машиностроительный завод "Знамя труда" принял в постоянное пользование земельный участок.
07 апреля 1980 года Министерством здравоохранения СССР, выдано заключение N 47 по выбору и отводу земельных участков под строительство промпредприятий, коммунальных, гидротехнических и др. сооружений, в соответствие с которым земельный участок, в Клинском районе, Домашевского лесничества, садоводческого кооператива завода "Знамя труда", использовавшийся в прошлом гослесфондом пригоден для строительства артскважины для хозпитьевых нужд.
26 июня 1980 года получено заключение Московской гидрогеологической режимной партии Территориального геологического управления Центральных районов Министерства геологии РСФСР на проектирование артскважины для водоснабжения коллективного сада завода "Знамя труда".
Главным инженером Московско-Окского бассейнового (территориального) управления выдано разрешение на водопользование для хозпитьевых нужд коллективного сада "Лесная поляна" завода "Знамя труда" от 02.07.1980.
14 января 1981 года исполнительным комитетом Клинского района, был согласован генеральный план садоводческого товарищества "Лесная поляна", предусматривающий расположение водонапорной башни и насосной станции для обеспечения садоводческого товарищества водой на спорном земельном участке.
Решением Исполнительного комитета Клинского горсовета народных депутатов Московской области от 15.05.1981 N 296/8-4 ММЗ "Знамя Труда" произведен и согласован выбор земельного участка под строительство артскважины для водоснабжения коллективов садоводов г. Москвы и г. Клин, расположенных в кв. N 81, 82, 83 Домашевского и в кв. 53 Первомайского лесничества, общей площадью 0,40 га болот в кв. 81 Домашевского лесничества Клинского лесокомбината (т. 1, л.д. 35).
26 мая 1981 года государственным инспектором по использованию и охране земель Клинского района Гулиной Р.М. согласован выбор спорного земельного участка площадью 0,40 га болот в квартале 81, для водоснабжения коллективов садоводов и г. Клина, приложение к которому содержит список землепользователей, из земель которых изымаются земельные участки и список предприятий и организаций, которым отводятся эти участки, в соответствие с которым из земель Клинского лесокомбината (Домашевское лесничество квартал 81) Министерства лесного хозяйства РСФСР изъято и передано ММЗ "Знамя труда" под строительство артезианской скважины для водоснабжения садоводческих коллективов г. Москвы и Клина 0,36 га непокрытых лесом в лесах 1 группы.
Согласно заключению от 09.06.1981 областной санитарно-эпидемиологической станции Главного управления здравоохранения Мособлисполкома от 09.06.1981 N 4-90, согласован проект артскважины для водоснабжения садовых участков кооператива "Лесная поляна", а также организация зоны санитарной охраны источника водоснабжения в составе 2 поясов. Первый пояс - зона строгого режима размером 60 x 70 м, ограждается забором и благоустраивается.
Проектным институтом "Мосгипрониисельстрой" выполнен проект водоснабжения садоводческого товарищества "Лесная поляна" машиностроительного завода "знамя труда", находящегося на ст. Ямуга Клинского района Московской области.
Решением Исполнительного комитета Клинского городского совета народных депутатов Московской области от 23.10.1981 N 629/17 утвержден проект планировки и застройки территории СТ "Лесная поляна", согласованный, в том числе, с государственным инспектором по использованию и охране земель. (т. 1, л.д. 39 - 40).
Решением Исполкома Московского областного СНД от 17.02.1982 N 220/4 было решено просить Совет Министров РСФСР отвести ММЗ "Знамя Труда" земельный участок площадью 0,36 га непокрытых лесом из земель Клинского лесокомбината кв. 81 Домашевского лесничества Министерства лесного хозяйства РСФСР под строительство артскважины для садоводческих коллективов гг. Москвы и Клина (т. 1, л.д. 37).
Распоряжением Совета Министров от 09.04.1982 N 486-р приняты предложения Московского облисполкома об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их согласно приложению (т. 1, л.д. 38).
23 декабря 1983 года между СТ "Лесные поляны", и подрядчиком - трестом "Промбурвод" подписан акт приема-передачи скважины для целей водоснабжения.
Государственным трестом "Промбурвод" был составлен и передан паспорт скважины на воду N 2027 от 01.03.1983.
Представленные истцом в обоснование исковых требований документы (решения, постановления, распоряжения уполномоченных органов) свидетельствуют о том, что товариществу предоставлялся участок под водозаборную скважину в целях обеспечения водой членов СНТ, о чем имеются соответствующие ненормативные правовые акты - решение исполкома Клинского горсовета народных депутатов, решение Московского облсовета народных депутатов, распоряжение Совета Министров СССР.
Кроме того, в соответствии с актом осмотра территории, проведенного 15 июля 2014 года, на спорном участке действительно находится водонапорная башня, справа от нее стоит бытовая конструкция из металла, по периметру участок огорожен сеткой рабицей, вырубки и иных видов работ не ведется.
В соответствие с Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 01.07.1970 "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР" (действующим в период предоставления земельного участка СНТ), земля состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование.
Согласно статьям 9, 10, 11 Земельного кодекса РСФСР земля в РСФСР предоставлялась в бесплатное, бессрочное или временное пользование: колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям, а также промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям.
Следовательно, представленные арбитражному суду документы однозначно свидетельствуют, что СНТ "Лесная поляна" N 7, осуществляющему свою деятельность с 1979 года, был предоставлен спорный земельный участок в бесплатное, бессрочное пользование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и на момент предъявления иска в суд, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно решению Исполкома Московского областного СНД от 17.02.1982 N 220/4 по получении распоряжения Совета Министров РСФСР на отвод земельного участка ММЗ "Знамя Труда" главное производственное управление сельского хозяйства и Клинский горисполком обязали внести соответствующие изменения в землеучетные документы (т. 1, л.д. 37).
Актом отвода лесных площадей с исключением из государственного лесного фонда от 06.09.1979 Клинский лесокомбинат Московского областного управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР сдал в постоянное пользование участок гослесфонда, а ММЗ "Знамя труда" принял в постоянное пользование земельный участок с учетом выведения его из состава земель лесного фонда.
ООО "Деметра" подготовлено заключение кадастрового инженера от 28.07.2015, согласно которому в результате детального обследования спорного земельного участка было выявлено, что на участке дерево посадки и лесная растительность отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу об обоснованности требования истца о признании права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку удовлетворение данного требования восстанавливает положение СНТ, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, доводы ответчиков о том, что только наличие у истца государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования является единственным доказательством возможности признания такого права на земельный участок, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, в суд за защитой нарушенных прав имеет право обращаться собственник данного имущества либо уполномоченное им лицо. Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в защиту с таким иском может обратиться соответствующий государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, наделанный соответствующими полномочиями.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, в состав полномочий Комитета не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 данного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Поскольку законом Комитет не наделен полномочиями по защите интересов Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, требования к нему предъявлены как к ненадлежащему ответчику.
В то же время в соответствии с пунктом 6.10 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, именно данный федеральный орган государственной власти имеет право выступать в суде от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Таким образом, именно Росимущество как непосредственно, так и через свои территориальные органы имеет право выступать в защиту интересов Российской Федерации как собственника земель лесного фонда и является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Поскольку ни Комитет лесного хозяйства Московской области, ни администрация Клинского муниципального района Московской области, которая прав в отношении земельного участка, принадлежащего Российской Федерации и находящегося, как установлено судом на праве постоянного (бессрочного) пользования у СНТ "Лесная поляна N 7", не имеет, не являются надлежащими ответчиками по рассматриваемому делу, суд апелляционной инстанции отказывает истцу в удовлетворении требований предъявленных к Комитету и администрации.
Апелляционным судом не может быть принят довод ТУ Росимущества в Московской области о том, что отсутствие кадастрового учета спорного земельного участка является основание для отказа в удовлетворении требований истца о признании за ним права постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент обращения в суд, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы определены в установленном порядке.
Согласно правоприменительной практике формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием для введения такого земельного участка в гражданский оборот.
В том случае, если точные границы земельного участка не установлены по результатам кадастровых работ (сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости), в связи с чем установить их местоположение на местности не представляется возможным, судом от истца истребуются доказательства того, что спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка, а ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании ("Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014).
Согласно заключение кадастрового инженера от 28.07.2015, представленное ООО "Деметра" в результате детального обследования спорного земельного участка было выполнены технические измерения на местности, получены значения горизонтальных углов и длин линий, уточнено местоположение границ спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах применительно к рассматриваемому спору и установленным по делу обстоятельствам у апелляционного суда отсутствуют основания для отказа истцу в защите его нарушенного права на предоставленный в соответствии с ранее действовавшим порядком и используемый по назначению им земельный участок.
Статья 101 АПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая изложенное, государственная пошлина, уплаченная СНТ "Лесная Поляна N 7" за подачу иска на основании платежного поручения от 08.10.2014 N 41 в сумме 12 000 руб. 00 коп. и за подачу апелляционной жалобы на основании чек-ордера от 27.02.2015 в сумме 3000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ТУ Росимущества в Московской области как с проигравшей стороны.
При установленных обстоятельствах, а также принимая во внимание указанное выше процессуальное нарушение суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2015 года по делу N А41-64911/14 отменить.
Признать за СНТ "Лесная Поляна N 7" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 0,36 га, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе в границах, обозначенных координатами:
В удовлетворении требований к Комитету лесного хозяйства Московской области и администрации Клинского муниципального района Московской области отказать.
Взыскать с Территориального управления Росимущества в Московской области в пользу СНТ "Лесная Поляна N 7" расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 15 000 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2015 N 10АП-626/2015 ПО ДЕЛУ N А41-64911/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. по делу N А41-64911/14
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от СНТ "Лесная Поляна N 7": Гогаев А.С., по паспорту, Панчедук Н.А. по доверенности от 22.04.2015,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепуркова Е.С. по доверенности от 25.12.2014,
от администрации Клинского муниципального района: не явился, извещена,
от ТУ Росимущества в Московской области: Хакимова Э.Д. по доверенности от 28.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании заявление Садоводческого некоммерческого товарищества "Лесная Поляна N 7" к Комитету лесного хозяйства Московской области, администрации Клинского муниципального района Московской области, Территориальному управлению Росимущества в Московской области, о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Лесная Поляна N 7" (далее - истец, СНТ "Лесная Поляна N 7", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство, ответчик), Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, ответчик) и администрации Клинского муниципального района Московской области (далее - администрация, ответчик) со следующими требованиями:
- - исключить земельный участок площадью 0,36 га, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе, имеющий координаты (приводятся) из состава земель лесного фонда;
- - признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на этот земельный участок;
- - признать право собственности СНТ "Лесная поляна N 7" на этот земельный участок.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2015 года в удовлетворении требований об исключении земельного участка площадью 0,36 га из состава земель лесного фонда и признании отсутствующим права собственности РФ отказано. Требование о признании права собственности СНТ "Лесная поляна N 7" на указанный земельный участок оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, СНТ "Лесная Поляна N 7" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2015 года суд перешел к рассмотрению дела N А41-64911/14 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 23 июля 2015 года апелляционным судом принято заявление СНТ "Лесная поляна N 7" об отказе от исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, и об отказе от исковых требований в части:
- исключения земельного участка площадью 0,36 га, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе, имеющий координаты:
- из состава земель лесного фонда;
- - признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на этот земельный участок. Производство по делу в указанной части прекращено.
Судом также принято заявление СНТ "Лесная Поляна N 7" об изменении предмета оставшегося искового требования, согласно которому к рассмотрению принято требование о признании за СНТ "Лесная Поляна N 7" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 0,36 га, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе в границах, обозначенных координатами:
К участию в деле в качестве ответчика, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
В судебном заседании апелляционного суда представитель СНТ "Лесная Поляна N 7" поддержал исковые требования с учетом принятых судом уточнений.
Представители ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области возражали относительно удовлетворения исковых требований, просили в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации Клинского муниципального района, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы искового заявления, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из материалов дела, 14.03.1979 решением Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов N 280/5 решено просить Совет Министров РСФСР разрешить отвести машиностроительному заводу "Знамя труда" из земель Клинского лесокомбината (кв. кв. 81, 82, 83 Домашевского лесничества) Министерства лесного хозяйства РСФСР земельный участок площадью 34,0 га покрытых лесом в лесах 1 группы Клинского района под коллективное садоводство.
04 августа 1979 года, решением исполнительного комитета Клинского городского совета народных депутатов Московской области N 489/14-1, в соответствие с решением Исполкома Мособлсовета от 14.03.1979 N 280/5, утверждены границы отвода земельных участков под организацию коллективного садоводства общей площадью 34,0 га из земель Клинского лесокомбината в кв. 81, 82, 83 Домашевского лесничества.
Согласно акту отвода лесных площадей с исключением из государственного лесного фонда от 06 сентября 1979 года Клинский лесокомбинат Московского областного управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР сдал в постоянное пользование участок гослесфонда, а машиностроительный завод "Знамя труда" принял в постоянное пользование земельный участок.
07 апреля 1980 года Министерством здравоохранения СССР, выдано заключение N 47 по выбору и отводу земельных участков под строительство промпредприятий, коммунальных, гидротехнических и др. сооружений, в соответствие с которым земельный участок, в Клинском районе, Домашевского лесничества, садоводческого кооператива завода "Знамя труда", использовавшийся в прошлом гослесфондом пригоден для строительства артскважины для хозпитьевых нужд.
26 июня 1980 года получено заключение Московской гидрогеологической режимной партии Территориального геологического управления Центральных районов Министерства геологии РСФСР на проектирование артскважины для водоснабжения коллективного сада завода "Знамя труда".
Главным инженером Московско-Окского бассейнового (территориального) управления выдано разрешение на водопользование для хозпитьевых нужд коллективного сада "Лесная поляна" завода "Знамя труда" от 02.07.1980.
14 января 1981 года исполнительным комитетом Клинского района, был согласован генеральный план садоводческого товарищества "Лесная поляна", предусматривающий расположение водонапорной башни и насосной станции для обеспечения садоводческого товарищества водой на спорном земельном участке.
Решением Исполнительного комитета Клинского горсовета народных депутатов Московской области от 15.05.1981 N 296/8-4 ММЗ "Знамя Труда" произведен и согласован выбор земельного участка под строительство артскважины для водоснабжения коллективов садоводов г. Москвы и г. Клин, расположенных в кв. N 81, 82, 83 Домашевского и в кв. 53 Первомайского лесничества, общей площадью 0,40 га болот в кв. 81 Домашевского лесничества Клинского лесокомбината (т. 1, л.д. 35).
26 мая 1981 года государственным инспектором по использованию и охране земель Клинского района Гулиной Р.М. согласован выбор спорного земельного участка площадью 0,40 га болот в квартале 81, для водоснабжения коллективов садоводов и г. Клина, приложение к которому содержит список землепользователей, из земель которых изымаются земельные участки и список предприятий и организаций, которым отводятся эти участки, в соответствие с которым из земель Клинского лесокомбината (Домашевское лесничество квартал 81) Министерства лесного хозяйства РСФСР изъято и передано ММЗ "Знамя труда" под строительство артезианской скважины для водоснабжения садоводческих коллективов г. Москвы и Клина 0,36 га непокрытых лесом в лесах 1 группы.
Согласно заключению от 09.06.1981 областной санитарно-эпидемиологической станции Главного управления здравоохранения Мособлисполкома от 09.06.1981 N 4-90, согласован проект артскважины для водоснабжения садовых участков кооператива "Лесная поляна", а также организация зоны санитарной охраны источника водоснабжения в составе 2 поясов. Первый пояс - зона строгого режима размером 60 x 70 м, ограждается забором и благоустраивается.
Проектным институтом "Мосгипрониисельстрой" выполнен проект водоснабжения садоводческого товарищества "Лесная поляна" машиностроительного завода "знамя труда", находящегося на ст. Ямуга Клинского района Московской области.
Решением Исполнительного комитета Клинского городского совета народных депутатов Московской области от 23.10.1981 N 629/17 утвержден проект планировки и застройки территории СТ "Лесная поляна", согласованный, в том числе, с государственным инспектором по использованию и охране земель. (т. 1, л.д. 39 - 40).
Решением Исполкома Московского областного СНД от 17.02.1982 N 220/4 было решено просить Совет Министров РСФСР отвести ММЗ "Знамя Труда" земельный участок площадью 0,36 га непокрытых лесом из земель Клинского лесокомбината кв. 81 Домашевского лесничества Министерства лесного хозяйства РСФСР под строительство артскважины для садоводческих коллективов гг. Москвы и Клина (т. 1, л.д. 37).
Распоряжением Совета Министров от 09.04.1982 N 486-р приняты предложения Московского облисполкома об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их согласно приложению (т. 1, л.д. 38).
23 декабря 1983 года между СТ "Лесные поляны", и подрядчиком - трестом "Промбурвод" подписан акт приема-передачи скважины для целей водоснабжения.
Государственным трестом "Промбурвод" был составлен и передан паспорт скважины на воду N 2027 от 01.03.1983.
Представленные истцом в обоснование исковых требований документы (решения, постановления, распоряжения уполномоченных органов) свидетельствуют о том, что товариществу предоставлялся участок под водозаборную скважину в целях обеспечения водой членов СНТ, о чем имеются соответствующие ненормативные правовые акты - решение исполкома Клинского горсовета народных депутатов, решение Московского облсовета народных депутатов, распоряжение Совета Министров СССР.
Кроме того, в соответствии с актом осмотра территории, проведенного 15 июля 2014 года, на спорном участке действительно находится водонапорная башня, справа от нее стоит бытовая конструкция из металла, по периметру участок огорожен сеткой рабицей, вырубки и иных видов работ не ведется.
В соответствие с Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 01.07.1970 "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР" (действующим в период предоставления земельного участка СНТ), земля состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование.
Согласно статьям 9, 10, 11 Земельного кодекса РСФСР земля в РСФСР предоставлялась в бесплатное, бессрочное или временное пользование: колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям, а также промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям.
Следовательно, представленные арбитражному суду документы однозначно свидетельствуют, что СНТ "Лесная поляна" N 7, осуществляющему свою деятельность с 1979 года, был предоставлен спорный земельный участок в бесплатное, бессрочное пользование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и на момент предъявления иска в суд, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно решению Исполкома Московского областного СНД от 17.02.1982 N 220/4 по получении распоряжения Совета Министров РСФСР на отвод земельного участка ММЗ "Знамя Труда" главное производственное управление сельского хозяйства и Клинский горисполком обязали внести соответствующие изменения в землеучетные документы (т. 1, л.д. 37).
Актом отвода лесных площадей с исключением из государственного лесного фонда от 06.09.1979 Клинский лесокомбинат Московского областного управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР сдал в постоянное пользование участок гослесфонда, а ММЗ "Знамя труда" принял в постоянное пользование земельный участок с учетом выведения его из состава земель лесного фонда.
ООО "Деметра" подготовлено заключение кадастрового инженера от 28.07.2015, согласно которому в результате детального обследования спорного земельного участка было выявлено, что на участке дерево посадки и лесная растительность отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу об обоснованности требования истца о признании права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку удовлетворение данного требования восстанавливает положение СНТ, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, доводы ответчиков о том, что только наличие у истца государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования является единственным доказательством возможности признания такого права на земельный участок, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, в суд за защитой нарушенных прав имеет право обращаться собственник данного имущества либо уполномоченное им лицо. Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в защиту с таким иском может обратиться соответствующий государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, наделанный соответствующими полномочиями.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, в состав полномочий Комитета не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 данного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Поскольку законом Комитет не наделен полномочиями по защите интересов Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, требования к нему предъявлены как к ненадлежащему ответчику.
В то же время в соответствии с пунктом 6.10 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, именно данный федеральный орган государственной власти имеет право выступать в суде от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Таким образом, именно Росимущество как непосредственно, так и через свои территориальные органы имеет право выступать в защиту интересов Российской Федерации как собственника земель лесного фонда и является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Поскольку ни Комитет лесного хозяйства Московской области, ни администрация Клинского муниципального района Московской области, которая прав в отношении земельного участка, принадлежащего Российской Федерации и находящегося, как установлено судом на праве постоянного (бессрочного) пользования у СНТ "Лесная поляна N 7", не имеет, не являются надлежащими ответчиками по рассматриваемому делу, суд апелляционной инстанции отказывает истцу в удовлетворении требований предъявленных к Комитету и администрации.
Апелляционным судом не может быть принят довод ТУ Росимущества в Московской области о том, что отсутствие кадастрового учета спорного земельного участка является основание для отказа в удовлетворении требований истца о признании за ним права постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент обращения в суд, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы определены в установленном порядке.
Согласно правоприменительной практике формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием для введения такого земельного участка в гражданский оборот.
В том случае, если точные границы земельного участка не установлены по результатам кадастровых работ (сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости), в связи с чем установить их местоположение на местности не представляется возможным, судом от истца истребуются доказательства того, что спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка, а ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании ("Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014).
Согласно заключение кадастрового инженера от 28.07.2015, представленное ООО "Деметра" в результате детального обследования спорного земельного участка было выполнены технические измерения на местности, получены значения горизонтальных углов и длин линий, уточнено местоположение границ спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах применительно к рассматриваемому спору и установленным по делу обстоятельствам у апелляционного суда отсутствуют основания для отказа истцу в защите его нарушенного права на предоставленный в соответствии с ранее действовавшим порядком и используемый по назначению им земельный участок.
Статья 101 АПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая изложенное, государственная пошлина, уплаченная СНТ "Лесная Поляна N 7" за подачу иска на основании платежного поручения от 08.10.2014 N 41 в сумме 12 000 руб. 00 коп. и за подачу апелляционной жалобы на основании чек-ордера от 27.02.2015 в сумме 3000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ТУ Росимущества в Московской области как с проигравшей стороны.
При установленных обстоятельствах, а также принимая во внимание указанное выше процессуальное нарушение суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2015 года по делу N А41-64911/14 отменить.
Признать за СНТ "Лесная Поляна N 7" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 0,36 га, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, деревня Ямуга, 97-й км Ленинградского шоссе в границах, обозначенных координатами:
В удовлетворении требований к Комитету лесного хозяйства Московской области и администрации Клинского муниципального района Московской области отказать.
Взыскать с Территориального управления Росимущества в Московской области в пользу СНТ "Лесная Поляна N 7" расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 15 000 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)