Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 N 15АП-10705/2014 ПО ДЕЛУ N А32-39144/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. N 15АП-10705/2014

Дело N А32-39144/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
- от Администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерство природных ресурсов Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.01.2014 по делу N А32-39144/2013, принятое судьей Руденко Ф.Г.
по заявлению Администрации муниципального образования город Краснодар
к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о привлечении к административной ответственности,

установил:

Администрация муниципального образования города Краснодара обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления N 1.13/789Н-1 от 29.10.2013 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что администрация является ненадлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения., в связи с чем, у Министерства отсутствовали правовые основания для привлечения администрации к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, полагая, что администрация является субъектом выявленного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация муниципального образования города Краснодара и Министерство природных ресурсов Краснодарского края представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей Администрация муниципального образования города Краснодара и Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.10.2013 на территории муниципального образования город Краснодар в результате мониторинга окружающей среды территории муниципального образования город Краснодар установлена ненадлежащая организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования город Краснодар, а именно: на территории муниципального образования город Краснодар выявлен несанкционированный (нелицензированный) объект размещения отходов - свалки твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 59.
В соответствии с Региональным кадастром отходов производства и потребления Краснодарского края объект размещения отходов:
Город Краснодар Центральный округ города Краснодара ул. Воронежская, 59, площадь 33.73 га. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения нефункционирующего места захоронения промышленных и бытовых отходов, мониторинг отсутствует, система защиты отсутствует, состояние неудовлетворительное, накоплено всего 12000000 т.
Администрацией муниципального образования город Краснодар представлено свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2008 N 23-АД 684627 объект права собственности - земельный участок категория земель земли населенных пунктов для размещения захоронений промышленных и бытовых отходов, площадь 337383 кв. м адрес: г. Краснодар, ул. Воронежская. 59. кадастровый номер: 23:43:03 08 035:0033.
На данном земельном участке площадью 337383 кв. м министерством с привлечением специалистов ГБУ КК "КИАЦЭМ" "08" октября 2013 произведен отбор проб отходов для определения класса опасности: ветошь примасленная, тара из-под автомобильного масла отработанная, тара из-под антифриза отработанная, фильтр воздушный автомобильный отработанный. Покрышки автомобильные отработанные (акты отбора проб отходов от 08.10.2013 N 103, N 104, N 105, N 106, N 107). По результатам биотестирования данных отходов установлено, что они оказывают острое токсическое воздействие и относятся к III и IV классу опасности (протоколы биотестирования от 17.10.2013 N 103. N 104, N 105, N 106, N 107).
Оценка класса опасности отобранных отходов для окружающей природной среды проведена экспериментальным методом, по результатам токсикологического анализа (биотестирование) и согласно рекомендациям приказа Минприроды РФ от 15 июня 2001 года N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды".
29.10.2013 по данному факту составлен в отношении Администрации муниципального образования город Краснодар составлен протокол об административном правонарушении N 1.13/Кубс-84/2 по ст. 8.2 КоАП РФ.
12.11.2013 вынесено постановление N 1.13/789Н-1 о признании Администрацию муниципального образования город Краснодар виновной в нарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Данным перечнем предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ).
Как было указано выше, в ходе мониторинга окружающей среды, выявлено, что на территории муниципального образования город Краснодар выявлен несанкционированный (нелицензированный) объект размещения отходов - свалки твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Воронежская, 59.
Администрация как распорядительный орган самоуправления муниципального образования не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и хранению отходов является лицензируемой и осуществляется специализированными организациями.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом администрации к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Между тем, указанные полномочия являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозиций статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из толкования указанных выше правовых норм следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в том числе, не является также и лицом, специализирующейся на деятельности по обращению с отходами.
С учетом того, что необеспечение организации сбора и вывоза бытовых отходов не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения и у административного органа не имелись правовые основания для привлечения ее к административной ответственности.
В то же время доказательств, что Администрация, как юридическое лицо, является организацией непосредственно занимающейся деятельностью связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, ответчиком в суд не представлено и материалами дела об административном правонарушении не установлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2014 г. по делу N А32-29910/2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал незаконным и отменил постановление Министерства природных ресурсов Краснодарского края N 1.13/789Н-1 от 29.10.2013 г о привлечении Администрации муниципального образования город Краснодар к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 по делу N А32-39144/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Н.Н.СМОТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)