Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2014 N 06АП-4380/2014 ПО ДЕЛУ N А04-3488/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. N 06АП-4380/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Амурский уголь": представитель не явился;
- от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Амурский уголь"
на решение от 18.07.2014
по делу N А04-3488/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению закрытого акционерного общества "Амурский уголь" (ОГРН 1122801002345, ИНН 2801170255, место нахождения: 676770, Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 28)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163, место нахождения: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленинградская, 15А)
о признании постановления N 109-ОЗН по делу об административном правонарушении незаконным

установил:

закрытое акционерное общество "Амурский уголь" (далее - ЗАО "Амурский уголь"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее- Управление, административный орган) от 15.05.2014 N 109-ОЗН, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявление общества на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 18.07.2014 суд в удовлетворении заявленных требований отказал по мотиву установления в бездействии общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает о том, что вина общества в совершении административного правонарушения отсутствует, ЗАО "Амурский уголь" были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения законодательства, а именно: общество обратилось в установленном порядке с ходатайством о переводе земельных участков из одной категории в другую в уполномоченный орган, в удовлетворении которого было отказано по причине отсутствия документов территориального планирования муниципального образования. Вместе с тем, общество не является лицом, принимающим решение о переводе земель из одной категории в другую, в связи с чем причиной совершения административного правонарушения явилось бездействия органа местного самоуправления - Администрации Октябрьского района Амурской области.
В своем отзыве административный орган доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на пользование недрами серии БЛГ N 02400 (зарегистрирована 18.06.2012) для добычи бурого угля открытым способом на Ерковецком месторождении (участок Южный). Участок недр расположен на территории Ивановского, Тамбовского и Октябрьского районов Амурской области. Срок действия лицензии (с учетом внесенных изменений) установлен до 31.12.2033.
На основании постановлений главы Октябрьского района от 26.03.2012 N 285, от 13.04.2012 N 326, от 17.09.2012 N 867, от 23.07.2013 N 581 ЗАО "Амурский уголь" на праве аренды предоставлены: земельный участок площадью 93 666 кв. м с кадастровым номером 28:19:010711:1829, земельный участок площадью 1 506 253 кв. м с кадастровым номером 28:19:010711:1828, земельный участок площадью 847 264 кв. м с кадастровым номером 28:19:010711:1250, земельный участок площадью 1 041 235 кв. м с кадастровым номером 28:19:010711:1914, земельный участок площадью 76 530 кв. м с кадастровым номером 28:19:010711:1915, относящиеся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (для дальнейшего перевода в категорию земель - земли промышленности).
26.03.2012, 13.04.2012, 17.09.2012, 23.07.2013 между отделом по управлению муниципальным имуществом и приватизации Октябрьского района (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры аренды NN 63/12, 78/12, 235/12, 176/13 земельных участков сроком с 01.04.2012 по 28.03.2061, с 20.04.2012 по 31.12.2020, с 01.10.2012 по 31.12.2025, с 01.08.2013 по 31.12.2028 соответственно.
На основании распоряжения заместителя руководителя Россельхознадзора от 23.04.2014 N 908-ГК (получено обществом 05.05.2014) в отношении общества проведена внеплановая проверка с целью проверки соблюдения установленных требований об охране земель, выполнение мероприятий по улучшению, защите земель от негативного воздействия на землях сельскохозяйственного назначения находящихся в ведении ЗАО "Амурский уголь", в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 28:19:010711:1250, 28:19:010711:2323, 28:19:010711:1914, 28:19:010711:1915, 28:19:010711:1828, 28:19:010711:1829, принадлежащие обществу на праве аренды, заросли сорными растениями прошлых лет.
По результатам проверки составлен акт N 908 от 07.05.2014, обществу выдано предписание 1 N 006657 от 07.05.2014. Также на месте выявления правонарушения, в присутствии исполняющего обязанности генерального директора, действующего на основании приказа от 29.04.2014 N 211, должностным лицом управления составлен протокол от административном правонарушении N 035314, в котором зафиксирован факт зарастания сорными растениями прошлых лет поименованных земельных участков и отсутствие доказательств принятия мер по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью.
В протокол включена информация о времени и месте рассмотрения административного дела, назначенного на 15.05.2014 в 11 час. 00 мин.
С выявленными нарушениями представитель общества не согласился, копию протокола получил в день составления, о чем имеется соответствующая подпись.
15.05.2014 в присутствии законного представителя общества, административный орган вынес постановление N 109-ОЗН, которым ЗАО "Амурский уголь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе, мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (часть 1 статьи 13 ЗК РФ).
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения с/х производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Согласно ГОСТу 26640-85 под охраной земель понимают комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Согласно ГОСТу 16265-89 сорные растения - дикорастущие растения, обитающие на с/х угодьях и снижающие величину и качество продукции.
Как следует из материалов административного дела, при проведении внеплановой проверки общества установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения, используются ЗАО "Амурский уголь" с нарушением норм земельного законодательства Российской Федерации. На данных земельных участках не проводятся обязательные мероприятия по защите земель и охране почв, вследствие чего эти участки заросли сорной растительностью прошлых лет, что прямо указывает на невыполнение обществом обязательных мероприятий по охране земель на участках сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7. КоАП РФ.
Вина ЗАО "Амурский уголь" выражается в невыполнение требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель, выразившееся в нарушении порядка пользования землями, невыполнение обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием способами, а также не проведении мероприятий по защите земель от зарастания сорными растениями, что означает невыполнение мероприятий по охране земель на земельных участках сельскохозяйственного использования.
Довод заявителя жалобы о том, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований и условий, предусмотренных данным законодательством, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, в нарушение данной нормы ЗАО "Амурский уголь" не представлено доказательств, свидетельствующие о принятии всех необходимых мер, направленных на защиту, улучшение и сохранение арендуемых земельных участков в надлежащем состоянии, а обращение общества с ходатайством в уполномоченный орган о переводе земельных участков из одной категории в другую, таким доказательством не является.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности и обоснованности привлечения Управлением общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт вменяемого обществу административного правонарушения, а также его вина, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Порядок, сроки привлечения ЗАО "Амурский уголь" к административной ответственности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 18 июля 2014 года по делу N А04-3488/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)