Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А12-15743/2014

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А12-15743/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Жевак И.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Спиридоновой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Юдаевой Людмилы Янкельевны, индивидуального предпринимателя Юдаевой Адасо Мардахаевны - Казакова Е.А., действующего на основании доверенностей от 01 мая 2014 года,
рассмотрев апелляционную жалобу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 04 августа 2014 года
по делу N А12-15743/2014, принятое судьей Машлыкиным А.П.,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Юдаевой Людмилы Янкельновны (ИНН 054201450087, ОГРНИП 311344330700022), индивидуального предпринимателя Юдаевой Адасо Мардахаевны (ИНН 344300693854, ОГРНИП 311344330700011) к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,

установил:

Индивидуальный предприниматель Юдаева Людмила Янкельновна и индивидуальный предприниматель Юдаева Адасо Мардахаевна (далее по тексту также - истцы, предприниматели) обратились в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи от 12 марта 2014 года земельного участка расположенного по адресу: город Волгоград, улица Аджарская, 17А, площадью 3 632,40 кв. м, кадастровый номер 34:34:060022:201, между Юдаевой Людмилой Янкельновной, Юдаевой Адасо Мардахаевной и министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее по тексту - ответчик, министерство), приняв пункт 2.1 договора в редакции:
"Цена участка составляет 3048750 рублей 49 копеек, НДС не облагается. Цена доли каждого покупателя в праве общей долевой собственности составляет 1/2 доли за Юдаевой Людмилой Янкельновной по цене 1524375 рублей, 1/2 за Юдаевой Адасо Мардахаевной по цене 1524375 рублей".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 04 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, также с министерства в пользу предпринимателей взысканы расходы по оплате государственной пошлины по 2000 рублей.
Министерство, не согласившись с данным решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым урегулировать между истцом и ответчиком разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи от 12 марта 2014 года земельного участка расположенного по адресу: город Волгоград, улица Аджарская, 17А, площадью 3 632,40 кв. м, кадастровый номер 34:34:060022:201, установив цену его выкупа равную 5076308 рублей 06 копеек.
Истцы, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 года представили отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению.
Ответчик, в судебное заседание не прибыл, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что 10 декабря 2013 года, истцы обратились к ответчику с заявлением о выкупе земельного участка расположенного по адресу: город Волгоград, улица Аджарская, 17А, площадью 3 632,40 кв. м, кадастровый номер 34:34:060022:201.
Ответчик, в свою очередь, приняв решение о выкупе истцом спорного земельного участка, 20 декабря 2013 года, направил в его адрес проект договора купли-продажи, согласно пункту 2.1 которого, цена участка составила 5076308 рублей 06 копеек. Цена доли каждого покупателя в праве общей долевой собственности - 1/2 доли за Юдаевой Людмилой Янкельновной по цене 2538154 рубля 03 копейки, 1/2 за Юдаевой Адасо Мардахаевной по цене 2538154 рубля 03 копейки.
Истец, не согласившись с определенной ответчиком величиной продажной цены земельного участка, подписал и направил ему названный договор с протоколами разногласий, изложив пункт 2.1 в следующей редакции: "Цена участка составляет 3075000 рублей. Цена доли каждого покупателя в праве общей долевой собственности составляет 1/2 доли за Юдаевой Людмилой Янкельновной по цене 1537500 рублей, 1/2 за Юдаевой Адасо Мардахаевной по цене 1537500 рублей".
В принятии названных возражений истца ответчиком было отказано письмом от 20 марта 2013 года путем направления в его адрес протокола согласования разногласий к названному договору, с изложением пункта 2.1 в первоначальной редакции.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателей с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд Волгоградской области за урегулированием разногласий по стоимости спорного земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 421, 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс), Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 137-ФЗ), установив, что цена выкупной стоимости спорного земельного участка должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в заявленном размере.
При этом, арбитражный суд первой инстанции, в силу положений статьи 16 АПК РФ, исходил из установленной вступившим в законную силу решением арбитражного суда Волгоградской области от 08 мая 2014 года по делу N А12-2113/2014, кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 20325000 рублей, внесенной 25 июля 2014 года в государственный кадастр недвижимости.
Также, суд первой инстанции отклонил доводы ответчика об определении выкупной стоимости спорного земельного участка, исходя из его кадастровой стоимости, действующей на момент обращения истцов за выкупом земельного участка, ввиду невозможности принятия иного размера кадастровой стоимости спорного земельного участка, чем предписано вступившим в законную силу судебным актом, принятым по результатам рассмотренного иска об установлении его кадастровой стоимости на момент заключения договора купли-продажи.
Апелляционная коллегия полагает выводы арбитражного суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими нормам действующего законодательства, на основании следующего.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно статье 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ заключение договора, связанного с реализацией его положений является обязательным для ответчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащими императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
При выкупе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 01 июля 2012 года в соответствии со статьей 2 Закона N 137-ФЗ действует льготный порядок определения цены выкупа.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ предусмотрена возможность выкупа земельных участков юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по льготной цене до 01 июля 2012 года вне зависимости от факта отчуждения зданий, строений, сооружений из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанных земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения (пункт 1 статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 года N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" следует, что выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом.
Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370 названный Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 года N 478 был отменен.
Исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
В условиях отсутствия законодательного регулирования данного вопроса, судебной практикой в целях устранения правовой неопределенности при разрешении споров о цене выкупа земельных участков и обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка, выработан подход, при котором при определении выкупной цены необходимо исходить из даты подачи заявки в уполномоченный орган.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 апреля 2013 года по делу N А57-8318/2011 и от 31 июля 2014 года по делу N А12-26845/2013, которая была необоснованно отклонена арбитражным судом первой инстанции.
Так, кадастровая стоимость спорного земельного участка на момент обращения предпринимателей с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность и принятия уполномоченным органом решения о его предоставлении, в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 июня 2012 года N 142-п "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области или государственная собственность на которые не разграничена, при приобретении их в собственность гражданами и юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений" составила 33842053 рубля 73 копейки, соответственно, цена его выкупа в размере 15% - 5076308 рублей 06 копеек.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (в том числе и в связи с изменением кадастровой стоимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).
Согласно подпункту 3 пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 N 42 (далее по тексту - Порядок N 42), при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняется, в том числе, кадастровая процедура учета изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости).
В силу положений части 1 статьи 23 Закона о кадастре, пункта 18 Порядка N 42, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. Дата принятия соответствующего решения вносится в АИС ГКН (пункт 33 Порядка N 42).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о кадастре датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что сведения в государственном кадастре недвижимости вносятся на основании соответствующего решения, дата принятия которого отражается в АИС ГКН, внесенные в ГКН новые сведения могут применяться только к тем отношениям, которые возникнут после внесения соответствующих в государственный кадастр недвижимости, и не могут применятся к отношениям, возникшим до внесения соответствующих изменений, ввиду чего, изменение 25 июля 2014 года содержащихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка не является основанием для принятия пункта 2.1 оспариваемого договора купли-продажи в редакции истцов.
На основании вышеуказанных обстоятельств, апелляционная коллегия соглашается с доводами жалобы об определении выкупной цены, исходя из даты подачи истцами заявки в уполномоченный орган о его предоставлении в собственность - 10 декабря 2013 года, на которую должна быть определена его выкупная стоимость на основании нормативных правовых актов, действующих на указанную дату, как соответствующими нормам действующего законодательства.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются.
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, вследствие чего, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 4 августа 2014 года, по делу N А12-15743/2014 отменить, апелляционную жалобу министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, улица Аджарская, 17А, площадью 3632,40 кв. м, кадастровый номер 34:34:060022:201, между Юдаевой Людмилой Янкельновной (ИНН 054201450087, ОГРНИП 311344330700022), Юдаевой Адасо Мардахаевной (ИНН 344300693854, ОГРНИП 311344330700011) и министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299), приняв пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, улица Аджарская, 17А, площадью 3632,40 кв. м, кадастровый номер 34:34:060022:201, в следующей редакции:
"Цена участка на момент принятия решения министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области составляет 5076308,06 (пять миллионов семьдесят шесть тысяч триста восемь рублей шесть копеек). Цена доли каждого покупателя в праве общей долевой собственности составляет: ? доли за Юдаевой Людмилой Янкельновной по цене 2538154,03 (два миллиона пятьсот тридцать восемь тысяч сто пятьдесят четыре рубля 3 копейки), ? доли за Юдаевой Адасо Мардахаевной по цене 2538154,03 (два миллиона пятьсот тридцать восемь тысяч сто пятьдесят четыре рубля 3 копейки)".
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА

Судьи
И.И.ЖЕВАК
В.Б.ШАЛКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)