Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича: Гущина О.Ю., представитель по доверенности от 22.11.2012 N 27АА 0209946;
- от Администрации города Хабаровска: Орел Ю.П., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.27-284;
- от третьего лица Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 14.01.2014
по делу N А73-11613/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пака Вячеслава Владимировича
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления",
- об обязании Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск"; подготовить и направить ИП Паку В.В. в течение 30 дней проект постановления Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52; опубликовать данный проект постановления Администрации г. Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте Администрации г. Хабаровска;
- третье лицо Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска
установил:
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (далее - заявитель, ИП Пак В.В., предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация):
- - о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления";
- - об обязании Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск"; подготовить и направить ИП Паку В.В. в течение 30 дней проект постановления Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52; опубликовать данный проект постановления Администрации г. Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте Администрации г. Хабаровска.
Решением от 14.01.2014 суд заявленные требования удовлетворил, признал незаконным решение Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления".
Обязал Администрацию города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять заявление и документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", отклоненные решением от 07.08.2013 N 01-50/10886, провести соответствующие административные процедуры в соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" (утв. Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336).
Кроме этого взыскал с администрации в пользу ИП Пака В.В. судебные расходы в виде уплаченной при обращении в арбитражный суд государственной пошлины в сумме 200 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в заявленных требований.
Представитель предпринимателя в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, а также отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи от 13.03.2006 N 871, свидетельствам о государственной регистрации права от 24.08.2010 27-АВ 457285, 27-АВ 457284, кадастровому паспорту, Паку Вячеславу Владимировичу на праве собственности принадлежит Гостиница "Центральная", назначение: нежилое, общей площадью 5 965,8 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, лит.А, кадастровый (или условный) номер: 27-27-01/041/2005-652, а также земельный участок под здание, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 3700 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, кадастровый (или условный) номер: 27:23:0030213:5.
15.07.2013 Пак В.В. обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением от 15.07.2013 (вх.N 5801) о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, расположенном по ул. Пушкина, 52.
К заявлению приложены копии паспорта и доверенности на Пилипцевича Е.И.; распечатка из публичной кадастровой карты с указанием границ рядом расположенных земельных участников, но не имеющих общих границ с земельным участком по ул. Пушкина, 52; генплан после реконструкции.
Согласно ответу Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления" следует, что комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки принято решение об отказе в приеме документов для предоставления муниципальной услуги.
Не согласившись с решением Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления" предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявление, обоснованно исходил из следующего.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг,
- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 14 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено, что стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок, сроки и последовательность действий по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" определены в Административном регламенте (далее - Административный регламент), утвержденном Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель подает (направляет) заявление о предоставлении такого разрешения с приложением схемы планировочной организации земельного участка с указанием места отклонения по отступу от границ земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность Заявителя либо личность и полномочия представителя физического или юридического лица на подачу заявления, и копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя.
Согласно пункту 2.6.2. Административного регламента Департамент запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, в порядке и сроки, установленные законодательством, следующие документы:
а) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок или объект капитального строительства;
б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, и правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение;
в) копию кадастрового паспорта земельного участка, на котором предполагается строительство, реконструкция объекта, не соответствующего установленным параметрам строительства.
Для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, указанные в настоящем подпункте.
В силу пункта 2.6.3. Административного регламента если права на земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого испрашивается разрешение, не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то Заявитель представляет соответствующие правоустанавливающие документы самостоятельно.
Пунктом 2.6.4. Административного регламента предусмотрено, что в случае, если для предоставления муниципальной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся Заявителем, при обращении за получением муниципальной услуги Заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие Заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию. Действие настоящего подпункта не распространяется на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.
Пунктом 2.7 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
- -не представлены документы, указанные в качестве приложения к заявлению;
- - отсутствие в заявлении фамилии Заявителя, направившего обращение, и адреса, по которому должен быть направлен ответ;
- - невозможность прочтения заявления и приложенных документов.
Судом установлено, что все документы, указанные в качестве приложения к заявлению, имелись в наличии, фамилия заявителя и адрес указаны, заявление и приложенные документы читаемы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.7 Административного регламента.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Администрация города Хабаровска не вправе была отказать в приеме документов для предоставления муниципальной услуги.
Довод администрации о том, что в представленных документах отсутствует схема планировочной организации земельного участка, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку это не является основанием для отказа в приеме документов, предусмотренным пунктом 2.7 Административного регламента. При этом, администрацией не представлено доказательств, что приложенный заявителем генеральный план после реконструкции не позволяет начать предоставление соответствующей муниципальной услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что оспариваемое постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления", нарушает права и законные интересы ИП Пак В.В. в осуществлении предпринимательской деятельности, и препятствует началу осуществления работ по реконструкции гостиницы "Центральная".
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал недействительным решение Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления".
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления прав и законных интересов предпринимателя, суд посчитал необходимым обязать Администрацию города Хабаровска принять заявление и документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", отклоненные решением от 07.08.2013 N 01-50/10886, провести соответствующие административные процедуры в соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" (утв. Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.01.2014 по делу N А73-11613/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 N 06АП-915/2014 ПО ДЕЛУ N А73-11613/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. N 06АП-915/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича: Гущина О.Ю., представитель по доверенности от 22.11.2012 N 27АА 0209946;
- от Администрации города Хабаровска: Орел Ю.П., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.27-284;
- от третьего лица Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 14.01.2014
по делу N А73-11613/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пака Вячеслава Владимировича
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления",
- об обязании Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск"; подготовить и направить ИП Паку В.В. в течение 30 дней проект постановления Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52; опубликовать данный проект постановления Администрации г. Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте Администрации г. Хабаровска;
- третье лицо Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска
установил:
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (далее - заявитель, ИП Пак В.В., предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация):
- - о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления";
- - об обязании Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск"; подготовить и направить ИП Паку В.В. в течение 30 дней проект постановления Администрации г. Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. м, местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52; опубликовать данный проект постановления Администрации г. Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте Администрации г. Хабаровска.
Решением от 14.01.2014 суд заявленные требования удовлетворил, признал незаконным решение Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления".
Обязал Администрацию города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять заявление и документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", отклоненные решением от 07.08.2013 N 01-50/10886, провести соответствующие административные процедуры в соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" (утв. Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336).
Кроме этого взыскал с администрации в пользу ИП Пака В.В. судебные расходы в виде уплаченной при обращении в арбитражный суд государственной пошлины в сумме 200 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в заявленных требований.
Представитель предпринимателя в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, а также отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи от 13.03.2006 N 871, свидетельствам о государственной регистрации права от 24.08.2010 27-АВ 457285, 27-АВ 457284, кадастровому паспорту, Паку Вячеславу Владимировичу на праве собственности принадлежит Гостиница "Центральная", назначение: нежилое, общей площадью 5 965,8 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, лит.А, кадастровый (или условный) номер: 27-27-01/041/2005-652, а также земельный участок под здание, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 3700 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, кадастровый (или условный) номер: 27:23:0030213:5.
15.07.2013 Пак В.В. обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с заявлением от 15.07.2013 (вх.N 5801) о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, расположенном по ул. Пушкина, 52.
К заявлению приложены копии паспорта и доверенности на Пилипцевича Е.И.; распечатка из публичной кадастровой карты с указанием границ рядом расположенных земельных участников, но не имеющих общих границ с земельным участком по ул. Пушкина, 52; генплан после реконструкции.
Согласно ответу Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления" следует, что комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки принято решение об отказе в приеме документов для предоставления муниципальной услуги.
Не согласившись с решением Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления" предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявление, обоснованно исходил из следующего.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг,
- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 14 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено, что стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок, сроки и последовательность действий по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" определены в Административном регламенте (далее - Административный регламент), утвержденном Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель подает (направляет) заявление о предоставлении такого разрешения с приложением схемы планировочной организации земельного участка с указанием места отклонения по отступу от границ земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность Заявителя либо личность и полномочия представителя физического или юридического лица на подачу заявления, и копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя.
Согласно пункту 2.6.2. Административного регламента Департамент запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, в порядке и сроки, установленные законодательством, следующие документы:
а) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок или объект капитального строительства;
б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, и правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение;
в) копию кадастрового паспорта земельного участка, на котором предполагается строительство, реконструкция объекта, не соответствующего установленным параметрам строительства.
Для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства Заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, указанные в настоящем подпункте.
В силу пункта 2.6.3. Административного регламента если права на земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого испрашивается разрешение, не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то Заявитель представляет соответствующие правоустанавливающие документы самостоятельно.
Пунктом 2.6.4. Административного регламента предусмотрено, что в случае, если для предоставления муниципальной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся Заявителем, при обращении за получением муниципальной услуги Заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие Заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию. Действие настоящего подпункта не распространяется на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.
Пунктом 2.7 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
- -не представлены документы, указанные в качестве приложения к заявлению;
- - отсутствие в заявлении фамилии Заявителя, направившего обращение, и адреса, по которому должен быть направлен ответ;
- - невозможность прочтения заявления и приложенных документов.
Судом установлено, что все документы, указанные в качестве приложения к заявлению, имелись в наличии, фамилия заявителя и адрес указаны, заявление и приложенные документы читаемы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.7 Административного регламента.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Администрация города Хабаровска не вправе была отказать в приеме документов для предоставления муниципальной услуги.
Довод администрации о том, что в представленных документах отсутствует схема планировочной организации земельного участка, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку это не является основанием для отказа в приеме документов, предусмотренным пунктом 2.7 Административного регламента. При этом, администрацией не представлено доказательств, что приложенный заявителем генеральный план после реконструкции не позволяет начать предоставление соответствующей муниципальной услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что оспариваемое постановление Администрации города Хабаровска от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления", нарушает права и законные интересы ИП Пак В.В. в осуществлении предпринимательской деятельности, и препятствует началу осуществления работ по реконструкции гостиницы "Центральная".
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал недействительным решение Администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления".
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления прав и законных интересов предпринимателя, суд посчитал необходимым обязать Администрацию города Хабаровска принять заявление и документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", отклоненные решением от 07.08.2013 N 01-50/10886, провести соответствующие административные процедуры в соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" (утв. Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.01.2014 по делу N А73-11613/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)