Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, отказ в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием оснований для утверждения схемы, установленных законодательством, является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ланг З.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Леганова А.В.
по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.
при секретаре Д.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
О.И. обратился в суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и в создании препятствий О.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Свои требования мотивировал тем, что 16 августа 2012 года с целью дальнейшего приобретения в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, с адресным ориентиром: "адрес обезличен", находящихся в государственной или муниципальной собственности в кадастровом квартале: "номер обезличен", категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с ГУП КК "Краснодарский земельный центр" им был заключен договор на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно сведениям топографической съемки, выполненной ООО "Изыскатель", формируемый земельный участок находится за пределами территории общего пользования, свободен от объектов недвижимости. С целью согласования указанной схемы в департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в Земельном центре затребовали у заявителя копию письма, поданного в орган местного самоуправления с просьбой предоставить формируемый земельный участок.
06 сентября 2012 года заявитель обратился в отдел по работе с обращениями граждан и организаций управления делами администрации муниципального образования г. Краснодар с письмом, содержащим просьбу принять решение о предоставлении в его собственность указанного земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, которое будет состоять из него как единственного члена хозяйства, с видом деятельности хозяйства - садоводство.
13 сентября 2012 года по поручению администрации муниципального образования г. Краснодар департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар рассмотрено обращение заявителя о предоставлении земельного участка, в связи с чем, подготовлено письмо со ссылкой на то, что распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом положений Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и постановления главы администрации Краснодарского края от 25 мая 2004 года N 503 "О предоставлении земельных участков на территории Краснодарского края", а именно согласно статьям 9 и 10 данного закона, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ. Организатор аукциона должен опубликовать в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка. Таким образом, для проработки возможности выделения испрашиваемого земельного участка, О.И. рекомендовано обратиться в ДАиГ.
18 сентября 2012 года схема расположения земельного участка площадью 250524 кв. м (с приложением копии письма в отдел по работе с обращениями граждан и организаций управления делами администрации муниципального образования г. Краснодар) из Земельного центра направлена на согласование в ДАиГ.
04 октября 2012 года директором ДАиГ указанная схема согласована, о чем в документе имеется его подпись и печать департамента.
05 октября 2012 года схема расположения земельного участка через МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" подана в ДАиГ на ее утверждение.
15 октября 2012 года и 24 декабря 2012 года из ДАиГ заявителем получены письма "номер обезличен" и "номер обезличен" соответственно о неимении возможности подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, поскольку в деле отсутствуют основания для утверждения схемы, установленные Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". На основании изложенного заказ снят с рассмотрения.
Считал, что своими необоснованными и немотивированными бездействиями и решениями Администрация в лице своих департаментов незаконно не исполняет обязанности, возложенные на нее как орган местного самоуправления нормативными правовыми и иными актами, определяющими ее полномочия, что послужило поводом для обращения в суд. Просил суд признать незаконными решения "номер обезличен" от 15 октября 2012 года и "номер обезличен" от 24 декабря 2012 года, принятые департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в создании препятствий О.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар в форме непринятия решения о предоставлении в собственность О.И. земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет вышеуказанный земельный и обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка площадью 250524 кв. м, расположенного по адресу: "адрес обезличен", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность О.И. за плату в размере "данные обезличены".
В судебном заседании представитель О.И. по доверенности К.Д. доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенностям С. в судебном заседании пояснил, что спорный земельный участок согласно законодательству предоставляется гражданам в собственность на торгах. В настоящее время предоставить земельный участок не представляется возможным, поскольку участок не сформирован, его границы не определены, на кадастровый учет не поставлен. Считал, что не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, не представлен расчет выкупной стоимости земельного участка, произведенный департаментом муниципальной собственности и городских земель. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара по доверенности Ш. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала позицию представителя администрации муниципального образования г. Краснодар.
Представитель ГУП КК "Краснодарский земельный центр" по доверенности О.В. в судебном заседании в разрешении данного вопроса полагался на усмотрение суда.
Представитель филиала ФГБУ ФКП Росреестр по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, о причине не явки не сообщил, в связи с чем, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2013 года требования О.И. удовлетворены.
Суд признал незаконными решения "номер обезличен" от 15 октября 2012 года и "номер обезличен" от 24 декабря 2012 года, принятые департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и в создании препятствий О.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: " номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данное решение является основанием для постановки земельного участка, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства на кадастровый учет, а также для обращения в департамент муниципальной собственности и городских земель для расчета выкупной стоимости испрашиваемого земельного участка и рассмотрения администрацией муниципального образования г. Краснодара вопроса о предоставлении земельного участка в собственность О.И.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 25 мая 2004 года N 503 "О предоставлении земельных участков на территории Краснодарского края", считается приоритетным предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже таких земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 16 августа 2012 года с целью дальнейшего приобретения в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, с адресным ориентиром: "адрес обезличен", формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в кадастровом квартале: "номер обезличен", категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, заявителем с ГУП КК "Краснодарский земельный центр" заключен договор на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно сведениям топографической съемки, выполненной ООО "Изыскатель", формируемый земельный участок находится за пределами территории общего пользования, свободен от объектов недвижимости.
Как видно из материалов дела, при обращении О.И. 06 сентября 2012 года в отдел по работе с обращениями граждан и организаций Управления делами администрации муниципального образования г. Краснодара с просьбой принять решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес обезличен" для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, которое будет состоять из него как единственного члена, с видом деятельности хозяйства - садоводство.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель от 13 сентября 2012 года, для проработки возможности выделения испрашиваемого земельного участка О.И. было рекомендовано обратиться в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар.
18 сентября 2012 года схема расположения земельного участка площадью 250524 кв. м из ГУП КК "Краснодарский земельный центр" направлена на согласование в департамент архитектуры и градостроительства.
04 октября 2012 года директором департамента архитектуры и градостроительства указанная схема согласована, о чем свидетельствуют его подпись и печать департамента.
05 октября 2012 года схема расположения земельного участка через МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" подана в департамент архитектуры и градостроительства на ее утверждение.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, подают в орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела видно, что на основании писем департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 15 октября 2012 года и от 24 декабря 2012 года департамент архитектуры и градостроительства не имеет возможности подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, так как в деле отсутствуют основания для утверждения схемы, установленные Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Поскольку из содержания данных писем не усматривается, в связи с отсутствием каких именно оснований для утверждения схемы, предусмотренных Земельным кодексом РФ и ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не имелась возможность подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований О.И.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении заявленных требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-12196/2013
Требование: О признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане незаконным.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, отказ в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием оснований для утверждения схемы, установленных законодательством, является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N 33-12196/2013
Судья: Ланг З.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Леганова А.В.
по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.
при секретаре Д.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
О.И. обратился в суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и в создании препятствий О.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Свои требования мотивировал тем, что 16 августа 2012 года с целью дальнейшего приобретения в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, с адресным ориентиром: "адрес обезличен", находящихся в государственной или муниципальной собственности в кадастровом квартале: "номер обезличен", категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с ГУП КК "Краснодарский земельный центр" им был заключен договор на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно сведениям топографической съемки, выполненной ООО "Изыскатель", формируемый земельный участок находится за пределами территории общего пользования, свободен от объектов недвижимости. С целью согласования указанной схемы в департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в Земельном центре затребовали у заявителя копию письма, поданного в орган местного самоуправления с просьбой предоставить формируемый земельный участок.
06 сентября 2012 года заявитель обратился в отдел по работе с обращениями граждан и организаций управления делами администрации муниципального образования г. Краснодар с письмом, содержащим просьбу принять решение о предоставлении в его собственность указанного земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, которое будет состоять из него как единственного члена хозяйства, с видом деятельности хозяйства - садоводство.
13 сентября 2012 года по поручению администрации муниципального образования г. Краснодар департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар рассмотрено обращение заявителя о предоставлении земельного участка, в связи с чем, подготовлено письмо со ссылкой на то, что распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом положений Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и постановления главы администрации Краснодарского края от 25 мая 2004 года N 503 "О предоставлении земельных участков на территории Краснодарского края", а именно согласно статьям 9 и 10 данного закона, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ. Организатор аукциона должен опубликовать в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка. Таким образом, для проработки возможности выделения испрашиваемого земельного участка, О.И. рекомендовано обратиться в ДАиГ.
18 сентября 2012 года схема расположения земельного участка площадью 250524 кв. м (с приложением копии письма в отдел по работе с обращениями граждан и организаций управления делами администрации муниципального образования г. Краснодар) из Земельного центра направлена на согласование в ДАиГ.
04 октября 2012 года директором ДАиГ указанная схема согласована, о чем в документе имеется его подпись и печать департамента.
05 октября 2012 года схема расположения земельного участка через МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" подана в ДАиГ на ее утверждение.
15 октября 2012 года и 24 декабря 2012 года из ДАиГ заявителем получены письма "номер обезличен" и "номер обезличен" соответственно о неимении возможности подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, поскольку в деле отсутствуют основания для утверждения схемы, установленные Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". На основании изложенного заказ снят с рассмотрения.
Считал, что своими необоснованными и немотивированными бездействиями и решениями Администрация в лице своих департаментов незаконно не исполняет обязанности, возложенные на нее как орган местного самоуправления нормативными правовыми и иными актами, определяющими ее полномочия, что послужило поводом для обращения в суд. Просил суд признать незаконными решения "номер обезличен" от 15 октября 2012 года и "номер обезличен" от 24 декабря 2012 года, принятые департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в создании препятствий О.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар в форме непринятия решения о предоставлении в собственность О.И. земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет вышеуказанный земельный и обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка площадью 250524 кв. м, расположенного по адресу: "адрес обезличен", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность О.И. за плату в размере "данные обезличены".
В судебном заседании представитель О.И. по доверенности К.Д. доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенностям С. в судебном заседании пояснил, что спорный земельный участок согласно законодательству предоставляется гражданам в собственность на торгах. В настоящее время предоставить земельный участок не представляется возможным, поскольку участок не сформирован, его границы не определены, на кадастровый учет не поставлен. Считал, что не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, не представлен расчет выкупной стоимости земельного участка, произведенный департаментом муниципальной собственности и городских земель. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара по доверенности Ш. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала позицию представителя администрации муниципального образования г. Краснодар.
Представитель ГУП КК "Краснодарский земельный центр" по доверенности О.В. в судебном заседании в разрешении данного вопроса полагался на усмотрение суда.
Представитель филиала ФГБУ ФКП Росреестр по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, о причине не явки не сообщил, в связи с чем, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2013 года требования О.И. удовлетворены.
Суд признал незаконными решения "номер обезличен" от 15 октября 2012 года и "номер обезличен" от 24 декабря 2012 года, принятые департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и в создании препятствий О.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 250524 кв. м, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: " номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данное решение является основанием для постановки земельного участка, расположенного по адресу: "адрес обезличен", в кадастровом квартале: "номер обезличен", вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства на кадастровый учет, а также для обращения в департамент муниципальной собственности и городских земель для расчета выкупной стоимости испрашиваемого земельного участка и рассмотрения администрацией муниципального образования г. Краснодара вопроса о предоставлении земельного участка в собственность О.И.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 25 мая 2004 года N 503 "О предоставлении земельных участков на территории Краснодарского края", считается приоритетным предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже таких земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 16 августа 2012 года с целью дальнейшего приобретения в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, с адресным ориентиром: "адрес обезличен", формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в кадастровом квартале: "номер обезличен", категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, заявителем с ГУП КК "Краснодарский земельный центр" заключен договор на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно сведениям топографической съемки, выполненной ООО "Изыскатель", формируемый земельный участок находится за пределами территории общего пользования, свободен от объектов недвижимости.
Как видно из материалов дела, при обращении О.И. 06 сентября 2012 года в отдел по работе с обращениями граждан и организаций Управления делами администрации муниципального образования г. Краснодара с просьбой принять решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес обезличен" для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, которое будет состоять из него как единственного члена, с видом деятельности хозяйства - садоводство.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель от 13 сентября 2012 года, для проработки возможности выделения испрашиваемого земельного участка О.И. было рекомендовано обратиться в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар.
18 сентября 2012 года схема расположения земельного участка площадью 250524 кв. м из ГУП КК "Краснодарский земельный центр" направлена на согласование в департамент архитектуры и градостроительства.
04 октября 2012 года директором департамента архитектуры и градостроительства указанная схема согласована, о чем свидетельствуют его подпись и печать департамента.
05 октября 2012 года схема расположения земельного участка через МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" подана в департамент архитектуры и градостроительства на ее утверждение.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, подают в орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела видно, что на основании писем департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 15 октября 2012 года и от 24 декабря 2012 года департамент архитектуры и градостроительства не имеет возможности подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, так как в деле отсутствуют основания для утверждения схемы, установленные Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Поскольку из содержания данных писем не усматривается, в связи с отсутствием каких именно оснований для утверждения схемы, предусмотренных Земельным кодексом РФ и ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не имелась возможность подготовить проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований О.И.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении заявленных требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 04 апреля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)