Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6583

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу N 33-6583


В суде первой инстанции слушал дело судья: Кожевникова Н.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Шиловой О.М.
судей Верхотуровой И.В., Масловой Т.В.
при секретаре З.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района, выступающего в защиту интересов государства, прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района, Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района, А.О.П. о признании незаконным распоряжения главы Хабаровского муниципального района от 31.12.2004 N "О предоставлении в аренду земельного участка", признании незаконным постановления администрации Хабаровского муниципального района от 04.04.2011 N "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П.", признании недействительным договора купли- продажи земельного участка, аннулировании записи о государственной регистрации права собственности, возложении на А.О.П. обязанности возвратить земельный участок в первоначальном состоянии в государственную собственность,
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
по апелляционному представлению прокурора Хабаровского района Д.В. Губанова на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 июля 2013 года
заслушав доклад судьи Масловой Т.В., пояснения старшего прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Лазаревой Н.А., старшего помощника прокурора Хабаровского района Хабаровского края Васильевой Н.В., представителя Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Ш., действующего на основании доверенности, представителя ответчика А.О.П. - П.Г., действующей по доверенности, представителя ООО "Фонд жилищного строительства" К., действующего по доверенности, представителя третьего лица П.В.С. действующей по доверенности, судебная коллегия

установила:

Прокурор Хабаровского района Д.В. Губанов обратился в суд с исковым заявлением, направленным в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района, Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района, А.О.П. о признании незаконным распоряжения главы Хабаровского муниципального района от 31.12.2004 N "О предоставлении в аренду земельного участка", признании незаконным постановления администрации Хабаровского муниципального района от 04.04.2011 N "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П.", признании недействительным договора купли продажи земельного участка, аннулировании записи о государственной регистрации права собственности, возложении на А.О.П. обязанности возвратить земельный участок в первоначальном состоянии в государственную собственность,
В обоснование заявленных требований указав на то, что распоряжением главы района N от ДД.ММ.ГГГГ НО "Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска" из земель запаса предоставлен земельный участок общей площадью 3 га, расположенный в районе ручья Соснинского, сроком на 3 года для строительства базы отдыха. Категория земель определена как "земли особо охраняемых территорий".
Данное распоряжение не соответствует требованиям законодательства, а именно: нарушен установленный ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую, так как отдельного акта о переводе земель не издавалось, а в соответствии с заключением эксперта-лингвиста распоряжением N данный перевод не выполнялся; правовой акт о переводе земель из одной категории в другую официально не опубликовывался (в нарушение положений ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 33 Устава Хабаровского муниципального района); земельный участок не был сформирован и на кадастровый учет не поставлен, эта обязанность возложена на арендатора после указания о предоставлении ему земельного участка (в нарушение п. 1, 5 ст. 30 ЗК РФ); население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка не проинформировано (в нарушение ч. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ между НО "Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска" и Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района (далее по тексту КУиЭ Хабаровского муниципального района) был заключен договор аренды земель особо охраняемых территорий сроком на 3 года, ДД.ММ.ГГГГ данный договор пролонгирован, ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут.
Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N разделен на N участков, в том числе участок с кадастровым N площадью <данные изъяты>., в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Фонд жилищного строительства" и КУиЭ Хабаровского муниципального района заключен договор аренды земель особо охраняемых природных территорий. ДД.ММ.ГГГГ между ООО "ФЖС" и А.О.А. заключен договор передачи прав и обязанностей арендатора в отношении указанного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (согласие на передачу прав получено от КУиЭ Хабаровского района ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ А.О.П. обратилась в администрацию Хабаровского района с заявлением о прекращении аренды земельного участка и предоставлении его в собственность. Постановлением администрации Хабаровского района N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок N с разрешенным использованием - для эксплуатации возведенного объекта недвижимости (домик для семейного отдыха), категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов предоставлен А.О.П. в собственность; на основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между А.О.П. и КУиЭ Хабаровского района заключен договор купли-продажи, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок предоставлен А.О.П. неправомерно, так как: распоряжением N-р от ДД.ММ.ГГГГ предоставляемый в аренду земельный участок (из которого выделен участок А.О.П.) относится к землям запаса, процедура перевода из одной категории в другую не соблюдена, что исключает возможность предоставления его в аренду и иное использование; публичные слушания по поводу изменения вида разрешенного использования земельного участка в нарушение Градостроительного кодекса не проводились; незаконно изменен вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного А.О.П. в собственность (использования "для строительства базы отдыха" на "для эксплуатации возведенного объекта недвижимости"); строительство домика для семейного отдыха на спорном участке осуществлено без получения в установленном порядке разрешения на строительство (в нарушение ст. 51 ГрК РФ). Таким образом, А.О.П. объект недвижимости возведен с нарушением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, что исключало возможность регистрации права собственности на него и соответственно в дальнейшем передачу земельного участка, на котором он расположен, в собственность А.О.П.
Незаконные действия главы Хабаровского муниципального района по предоставлению в собственность А.О.П. земельного участка с кадастровым номером N, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку земли запаса не подлежат использованию до перевода их в другую категорию.
Земли рекреационного назначения в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации предназначены для организации отдыха и оздоровления неопределенного круга лиц и могут быть переданы только для размещения объектов рекреационного характера общего пользования (дома отдыха, туристические базы, санатории).
При соблюдении процедуры перевода земель из одной категории в другую и распоряжении земельным участком с кадастровым номером N в соответствии с его целевым назначением на нем возможно было разместить только объекты для организации массового отдыха и оздоровления граждан.
Вместе с тем, в нарушение требований закона земельный участок передан частному лицу, что полностью исключает его использование по целевому назначению.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Несоблюдение порядка перевода земельного участка с кадастровым номером N из категории "земли запаса" в категорию "земель особо охраняемых территорий и объектов" (рекреационного назначения") нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку привело к утрате земельным участком особого рекреационного и оздоровительного значения. Нарушение данного порядка свидетельствует также о нарушении интересов государства, поскольку земельный участок неправомерно отчужден из государственной собственности в частную, тем самым, созданы препятствия для осуществления государством своих прав как собственника.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурору Хабаровского района отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского района Губанов Д.В. просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование доводов указав на несогласие с выводом суда о пропуске срока на обжалование оспариваемых постановлений, поскольку документы, подтверждающие факт направления в прокуратуру Хабаровского района распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ и постановления от ДД.ММ.ГГГГ N, с носителями реквизитов свидетельствующих о их принятии прокуратурой Хабаровского района не предоставлено. Администрацией Хабаровского муниципального района в нарушение ст. 2, 3, 4, 5, 15 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, ст. 8 ЗК РФ, ч. 10 ст. 3 ФЗ РФ "О введении в действие ЗК РФ" перевод земель из одной категории в другую не выполнен, акт о переводе испрашиваемого НО "Фондом жилищного строительства администрации г. Хабаровска" земельного участка из земель запаса в земли особо охраняемых территорий не издавался. При издании постановления администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П." порядок перевода земельного участка из земель запаса в земли особо охраняемых территорий, также не соблюден. Земельный кодекс РФ не предусматривает использование земель особо охраняемых территорий, а также земель запаса для строительства и использования домика для семейного отдыха. Поэтому глава администрации Хабаровского муниципального района не имел права на изменение вида разрешенного использования земельных участков. Изменение категории земли повлекло за собой право пользования данным земельным участком только одного человека, а не неопределенного круга лиц.
В письменных возражениях представитель ответчика А.О.П. П.Г.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на то, что прокурором не представлено доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота, запрета на приватизацию и резервирования его для государственных либо муниципальных нужд, не возможности строительства такого объекта недвижимости как домик для семейного отдыха на землях рекреационного назначения.
В суде апелляционной инстанции в возражениях по доводам апелляционного представления представитель ответчика А.О.П. П.Г.Н., представитель Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Ш., представитель ООО "Фонд жилищного строительства" К. просили решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Представитель А.О.П. П.Г.Н. дополнительно указала на добросовестность действий А.О.П. при приобретении земельного участка.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица П.В.С. пояснила, что правовая экспертиза документов, представленных на регистрацию, не проводится.
Изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, доводы апелляционного представления, письменные возражения на него, а также выслушав возражения лиц, участвующих в деле по доводам апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела распоряжением главы муниципального образования Хабаровского района N от ДД.ММ.ГГГГ НО "Фонду жилищного строительства" предоставлен земельный участок из земель запаса общей площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес> сроком на 3 года для строительства базы отдыха. Категория земель - земли особо охраняемых территорий. (л.д. 21)
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N с НО "Фонд жилищного строительства" на 3 года заключен договор аренды на земельный участок с кадастровым номером N площадью <данные изъяты>., расположенный <адрес> срок по которому на основании постановления главы Хабаровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ продлен на 3 года. (л.д. 25, 28, 29)
Земельный участок с кадастровым номером N (ранее кадастровый номер N) поставлен на кадастровый учет на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов (л.д. 326).
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Хабаровского муниципального района А.В. на основании заявления ООО "Фонд жилищного строительства" издал постановление N об образовании N земельных участков (с кадастровыми номерами N, :N, :N, :N, :N, :N, N путем раздела земельного участка, общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером N, предоставленного в аренду ООО "Фонд жилищного строительства" на основании распоряжений главы Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-р и от ДД.ММ.ГГГГ N. (л.д. 32).
В этот же день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды с ООО (НО) "Фонд жилищного строительства" расторгнут (л.д. 31) и заключен на основании постановления администрации Хабаровского муниципального района новый договор аренды земель особо охраняемых территорий и объектов N с ООО "Фонд жилищного строительства" на земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером N, расположенный <адрес>, на срок по ДД.ММ.ГГГГ Категория земель - земли особо охраняемых территорий (л.д. 34).
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 326).
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Фонд жилищного строительства" с согласия арендодателя произвело передачу прав и обязанностей арендатора по договору аренды физическому лицу А.О.П. (л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГ главой Хабаровского муниципального района ФИО2 было выдано А.О.П. разрешение на строительство капитального строительства домика для семейного отдыха, расположенного <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод в эксплуатацию домика для семейного отдыха. (л.д. 116, 104).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Хабаровского муниципального района возведенному на земельном участке с кадастровым номером N домику для семейного типа присвоен адрес <адрес>, строение N (л.д. 105)
Из технического паспорта, кадастрового паспорта здания (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) следует, что на земельном участке с кадастровым номером N построено 2 этажное нежилое здание, введенное в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. общей площадью <данные изъяты>. (л.д. 106 - 115)
ДД.ММ.ГГГГ за А.О.П. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на домик семейного типа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 338).
ДД.ММ.ГГГГ главой Хабаровского муниципального района ФИО2 вынесено постановление N о предоставлении А.О.П. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, с разрешенным видом использования- для эксплуатации возведенного объекта недвижимости(домик для семейного отдыха, строение N), расположенного по адресу <адрес> Категория земель -земли особо охраняемых территорий и объектов. (л.д. 84).
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района и А.О.П. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу <адрес> для эксплуатации возведенного объекта недвижимости домика для семейного отдыха, строение N. Стоимость земельного участка определена в сумме <данные изъяты>.
Платежным поручением N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 перечисляет <данные изъяты> на счет администрации Хабаровского муниципального района (л.д. 340).
ДД.ММ.ГГГГ за А.О.П. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 337).
Суд первой инстанции, проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемых распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ и постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, соответствие содержания принятых решений требованиям закона пришел к выводу о пропуске прокурором срока на оспаривание вынесенных главой Хабаровского муниципального района распоряжения N-р от ДД.ММ.ГГГГ и постановления N от ДД.ММ.ГГГГ.
Отклонив как необоснованные доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении, в обоснование заявленных требований суд первой инстанции указал, что прокурор не оспаривает полномочия главы Хабаровского муниципального района на издание распоряжения и администрации Хабаровского района на издание постановления. На момент издания распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ действующее законодательство не регламентировало каким образом должен был быть осуществлен перевод земель из одной категории в другую, не было правовых норм, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления издавать акт о переводе земельного участка и только потом- акт о предоставлении. Распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ явилось основанием для внесения соответствующих сведений в государственный земельный кадастр, а также для государственной регистрации прав на земельный участок (аренды, собственности), следовательно, все государственные органы, с учетом всех представленных документов, а не только распоряжения N, оценили оспариваемое распоряжение как акт органа местного самоуправления о переводе участка из земель запаса, в земли особо охраняемых территорий. Порядок предоставления земельного участка для строительства из земель находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленный ст. 30, 31, 32 ЗК РФ был соблюден.
Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого постановления администрации Хабаровского муниципального района от 04.04.2011 г. N о предоставлении земельного участка А.О.П. суд первой инстанции руководствуясь положениями ч. 3 ст. 11.2, ст. 98, 36 ЗК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", ч. 17 ст. 51 ГрК ПФ, п. 8 ст. 28 ФЗ РФ от 21.12.2001 г. N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 3 ст. 8 ЗК РФ, проанализировав их содержание в системном единстве и в совокупности с установленными по делу обстоятельствами пришел к выводу о том, что порядок предоставления земельного участка в собственность А.О.П. не нарушен, соответствует действующему законодательству, на момент предоставления А.О.П. земельного участка категория и целевое назначение участка, закрепленные в государственном кадастре недвижимости, допускали строительство домика семейного типа в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, установленного градостроительным планом "для строительства и эксплуатации домика семейного типа", А.О.П. получено разрешение на строительство домика семейного отдыха, после строительства которого права на объект были зарегистрированы в установленном законом порядке за А.О.П., у которой как у собственника возведенного объекта недвижимости возникло право в порядке ч. 1 ст. 36 ЗК РФ приобрести земельный участок в собственность.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и не соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Требование прокурора об оспаривании распоряжения главы администрации Хабаровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации Хабаровского муниципального района от 04.04.2011 N "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П." не является самостоятельным требованием, заявленным в порядке главы 25 ГПК РФ, в связи с чем положения ст. 256 ГПК РФ, как указал суд первой инстанции применены быть не могут. В данном случае прокурором в порядке искового производства с соблюдением установленного ст. 196 ГК РФ трехлетнего срока исковой давности предъявлено в суд требование о признании сделки недействительной (ничтожной) и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Проверка законности оспариваемого прокурором договора купли-продажи земельного участка включает в себя и проверку законности как распоряжения, так и постановления, в связи с изданием которых земельный участок был вовлечен в гражданский оборот и был заключен оспариваемый договор купли-продажи земельного участка.
Проверяя оспариваемые прокурором распоряжение N от 31.12.2004 г. и постановление N от 04.04.2011 г., не являющимися нормативно-правовыми актами, на предмет соответствия их содержания требованиям закона, соблюдения порядка их принятия суд первой инстанции также должен был проверить и наличие у органа исполнительной власти полномочий на принятие данного вида решений.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу п. п. 1, 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу статьи 19, части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) (в редакции от 28.12.2004 г.), которой руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно абзаца 14 статьи 2 названного Закона, должностным лицом местного самоуправления является выборное, либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Таким образом, из системного толкования вышеназванных норм права следует, что полномочиями по распоряжению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципальных районов, в данном случае такими полномочиями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обладало муниципальное образование Хабаровского района в лице главы администрации.

В силу ст. 6 ЗК РФ (в редакции 2004 г.) земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ выделено по их целевому назначению семь категорий земель, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов и земли запаса, которые в силу п. 2 данной статьи используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из смысла ст. 7 ЗК РФ следует, что при образовании земельного участка, целевое назначение и разрешенное использование вновь образованного земельного участка определяется исходя установленного правового режима земли, из которой образован данный участок.
В данном случае земельный участок площадью 3,0 га был образован распоряжением администрации Хабаровского муниципального района N от 31.12.2004 г. в результате выдела из земель запаса, находящихся в государственной собственности, с одновременным установлением в распоряжении другой категории земли - земли особо охраняемых территорий.
Доказательств принадлежности земельного участка к землям запаса находящимся в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района не предоставлено.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
В соответствии с ФЗ РФ "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ от 17.07.2001 основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности осуществляются Правительством Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 8 ЗК РФ (в редакции 2004 г.) в нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Исходя из системного толкования вышеназванных норм права, следует, что на использование земель запаса до перевода их в другую категорию установлен запрет. Для распоряжения земельного участка по целевому назначению должен предшествовать этап проведения процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую, по результатам которого выносится соответствующий акт.
В данном случае администрацией Хабаровского муниципального района в нарушение ст. 8 ЗК РФ, ч. 2 ст. 103 ЗК РФ процедура перевода образованного земельного участка площадью 3,0 га из одной категории (земель запаса) в другую проведена не была, распоряжение N от 31.12.2004 г. таковым не является, поскольку решение вопроса о переводе земли из одной категории в другую не относится к компетенции органа местного самоуправления и является прерогативой Правительства Российской Федерации. Следовательно, целевое назначение участка, выделенного НО "Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска" вышеназванным распоряжением в аренду для строительства базы отдыха осталось неизменным, а у администрации Хабаровского муниципального района при установленных обстоятельствах отсутствовали полномочия на распоряжение землями запаса, в виде образования земельного участка и осуществления действий по его последующей передаче землепользователям.
Как следует из акта выбора площадки для строительства "базы отдыха" в районе ручья Соснинского на землях Хабаровского района Хабаровского края от 20.04.2004 г. (л.д. 18 - 20), заключения N по отводу земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ выданного главным государственным санитарным врачом в Хабаровском крае (л.д. 97), сообщения заместителя начальника Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю Государственная лесная служба от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98), заключения от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Амуррыбвод" (л.д. 99), согласования выделения земельного участка со стороны ФГУ "Большехехцирский государственный природный заповедник" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101) испрашиваемый в 2004 году Хабаровским муниципальным районом земельный участок в районе ручья Соснинский, примерной площадью 3,0 га расположен вне границ поселения, в водоохраной зоне протоки Амурская и в буферной (охранной) зоне ФГУ "Большехехцирский государственный заповедник".
Письмо и.о. директора ФГБУ "Государственный заповедник "Большехехцирский" от ДД.ММ.ГГГГ N представленное суду апелляционной инстанции (л.д. 347) о том, что земельный участок не находится на землях ФГБУ "государственный заповедник "Большехехцирский" и в его охранной зоне не опровергает обстоятельства, установленные вышеуказанными доказательствами, поскольку земельный участок выбыл 21.11.2011 г. в частную собственность.
В составе земель особо охраняемых территорий выделяются самостоятельные виды таких территорий, к которым, в частности, относятся особо охраняемые природные территории (подпункт 1 п. 2 ст. 94) и земли рекреационного назначения (подпункт 2 п. 2 ст. 94), каждый из которых имеет свой собственный правовой режим, а также порядок использования и охраны.
Земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территорий в силу ст. 95 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Федеральное государственное учреждение "Большехехцирский государственный природный заповедник" учрежден Распоряжением Совета Министров РСФСР N 4297-р от 3 октября 1963 г.
В соответствии с ФЗ РФ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Эти территории относятся к объектам общенационального достояния. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Аналогичные положения содержатся и в статье 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также в пункте 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
На прилегающих к территориям Большехехцирского заповедника участках земли и водного пространства распоряжением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся и Совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31.01.64 N 76р создана охранная зона, шириной 1 км, вокруг заповедника, в отношении которой введен ограниченный режим природопользования.
В соответствии с п. 6.1 Положения о федеральном государственном учреждении "Большехехцирский государственный природный заповедник" на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника.
В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
Исходя из вышеуказанных норм права, установленных по делу обстоятельств, а именно установленного по делу факта образования Хабаровским муниципальным районом земельного участка площадью 3,0 га в районе ручья Соснинского из земель государственного запаса, расположенного в охранной зоне Большехехцирского государственного природного заповедника, изъятых из оборота в силу п. 4 ст. 27 ЗК РФ, а также запрещенных к использованию в силу ч. 2 ст. 103 ЗК РФ и незаконного вовлечения в оборот образованного земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии распоряжения N от 31.12.2004 г. вынесенного главой Хабаровского муниципального района действующему на 31.12.2004 г. законодательству, а именно ст. ст. 6, 7, 8 ЗК РФ, ч. 2 ст. 103 ЗК РФ, п. 4 ст. 27 ЗК РФ, которое также было вынесено с превышением полномочий, установленных абз. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ РФ N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" по распоряжению земельным участком, которые в силу названных норм права отсутствовали у Хабаровского муниципального района в лице главы района ФИО2 и в нарушение ст. 72 ЗК РФ при отсутствии муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ условием приватизации земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений является отсутствие в федеральных законах запрета на приватизацию таких земельных участков.
В силу п. 8 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В нарушение указанных норм права главой Хабаровского муниципального района ФИО2 также было вынесено постановление N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность А.О.П. которое явилось основанием для отчуждения земельного участка в собственность за плату физическому лицу А.О.П. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку администрация Хабаровского муниципального района не вправе была распоряжаться землями государственного земельного запаса, расположенных в охранной зоне Большехехцирского государственного природного заповедника, изъятых из оборота в силу п. 4 ст. 27 ЗК РФ и запрещенных к использованию в силу ч. 2 ст. 103 ЗК РФ, а также не подлежащих отчуждению в порядке приватизации в частную собственность граждан, договор купли-продажи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на основании постановления администрации Хабаровского муниципального района N между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района и А.О.П. является ничтожной сделкой в силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ,
Как следует из установленных по делу обстоятельств действия главы Хабаровского муниципального района по передаче в частную собственность земельного участка были совершены с нарушением требований земельного законодательства, что указывает на незаконное вовлечение земельного участка, предоставленного в начале НО "Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска, а затем физическому лицу А.О.П. в оборот и нарушение интересов государства, являющегося собственником земельного участка, в защиту интересов которого прокурором были заявлены исковые требования, являющиеся единственно возможным способом восстановления нарушенного права.
Выбытие земельного участка в собственность А.О.П. носило возмездный характер, однако, как следует из представленных доказательств земельный участок был отчужден по явно заниженной цене <данные изъяты>, в то время как по переуступке права аренды А.О.П. было уплачено <данные изъяты> (л.д. 75, 76), действия А.О.П. по заключению договора купли-продажи земельного участка, без установления точного правового режима данной категории земли, проверки полномочий Хабаровского муниципального района, действующего в лице Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района по распоряжению земельным участком не свидетельствуют о проявлении со стороны А.О.П., как приобретателя земельного участка на проявленную разумную осмотрительность и осторожность при покупке земельного участка.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора о признании незаконными распоряжения главы Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О предоставлении в аренду земельного участка" и Постановления администрации Хабаровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П.", признании недействительным договора купли-продажи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономики Хабаровского муниципального района и А.О.П. о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером N расположенным по адресу: <адрес> и применении последствий недействительности сделки в силу ч. 2 ст. 167 ГК РФ в виде взыскания с администрации Хабаровского муниципального района в пользу А.О.П. <данные изъяты> и аннулирования записи N от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за А.О.П. земельного участка, расположенного <адрес> Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для эксплуатации возведенного объекта недвижимости (домик для семейного отдыха, строение N), общей площадью <данные изъяты>
Возложение обязанности на А.О.П. возвратить земельный участок в первоначальном состоянии в государственную собственность в виде последствий недействительности сделки применены быть не могут, поскольку на земельном участке возведено нежилое 2-этажное строение, площадью 207 кв. м, принадлежащее с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности А.О.П., в связи с чем нарушенное право может быть восстановлено путем избрания иного способа защиты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 08 июля 2013 г. отменить, вынести новое решение.
Признать незаконными распоряжение главы Хабаровского муниципального района от 31.12.2004 г. N "О предоставлении в аренду земельного участка" и Постановление администрации Хабаровского муниципального района N от 04.04.2011 г. "О предоставлении земельного участка в собственность А.О.П.".
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономики Хабаровского муниципального района и А.О.П. о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером N, расположенным по адресу: <адрес>.
Взыскать с администрации Хабаровского муниципального района в пользу А.О.П. <данные изъяты>.
Аннулировать запись N от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за А.О.П. земельного участка, расположенного <адрес> Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для эксплуатации возведенного объекта недвижимости (домик для семейного отдыха, строение N), общей площадью <данные изъяты>.

Председательствующий
О.М.ШИЛОВА

Судьи
И.В.ВЕРХОТУРОВА
Т.В.МАСЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)