Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2012 N 05АП-8/2012 ПО ДЕЛУ N А51-5973/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2012 г. N 05АП-8/2012

Дело N А51-5973/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 20 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Г.М. Грачева, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
- от ООО "ТЭРРА": Мельников О.Ю. по доверенности от 01.10.2011 сроком действия 1 год;
- от ООО "КФК-Инвест": Яфонкина О.В. по доверенности от 17.05.2011 сроком действия 1 год;
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, КГУ Приморское лесничество, Управления лесным хозяйством, ООО ССОЦ "Комета": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТЭРРА"
апелляционное производство N 05АП-8/2012
на решение от 25.11.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-5973/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "КФК-Инвест" (ИНН 2540154182, ОГРН 1082540003137)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: КГУ Приморское лесничество, Управление лесным хозяйством Приморского края, ООО "ТЭРРА", ООО ССОЦ "Комета"
об оспаривании решения.

установил:

ООО "КФК-Инвест" (далее - заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), выраженного в письме N 29/02/02-13415 от 24.01.2011, просит обязать Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта "Индивидуальные дома отдыха семейного типа в районе ул. Радужная в г. Владивостоке" на земельном участке площадью 186 390 кв. м (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.11.2011 суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженное в письме N 29/02/02-13415 от 24.01.2011, об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "Индивидуальные дома отдыха семейного типа в районе ул. Радужная г. Владивостоке" на земельном участке площадью 186 390 кв. м, как несоответствующее требованиям Земельного кодекса РФ; а также обязав Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО "КФК-Инвест" о предварительном согласовании места размещения объекта "Индивидуальные дома отдыха семейного типа в районе ул. Радужная г. Владивостоке" на земельном участке площадью 186 390 кв. м в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ТЭРРА" обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 25.11.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права ООО "ТЭРРА" ссылается на тот факт, что суд не начал судебное разбирательство с самого начала после вступления в дело третьего лица 0 ООО ССОЦ "Комета". По существу требований ООО "ТЭРРА" указывает следующее: площадь наложения испрашиваемого земельного участка на лесной участок, предоставленный ООО "ТЭРРА" составляет 6984, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО "ВЕГА-Экспедиция". Также заявитель апелляционной жалобы считает, что ООО "КФК-Инвест" не представлено доказательств нарушения его прав и интересов оспариваемым решением Департамента. Кроме того, ООО "ТЭРРА" ссылается на невозможность предоставления спорного земельного участка ООО 2КФК-Инвест", поскольку он входит в состав лесного фонда и относится к федеральной собственности в силу закона.
В дополнениях к апелляционной жалобе ООО "ТЭРРА" также обращает внимание суда на тот факт, что согласно письму УГА от 30.05.2011 N 13648сп "О земельном участке в районе ул. Радужная" спорный земельный участок находится во втором и третьем поясе санитарной охраны курортной зоны, часть участка находится в водоохранной и прибрежной зоне водного объекта. Полагает, что в случае удовлетворения заявленных требований будет иметь место нарушение требований о целевом использовании земельных участков.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, КГУ Приморское лесничество, Управление лесным хозяйством, ООО ССОЦ "Комета" явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель ООО "ТЭРРА" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "КФК-Инвест" в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.11.2011 считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
23.06.2009 ООО "КФК-Инвест" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 21,7 га с предварительным согласованием места размещения объекта "Индивидуальные дома отдыха семейного типа" в районе ул. Радужная в г. Владивостоке.
11.11.2010 общество уточнило площадь испрашиваемого земельного участка до 193998 кв. м, затем в связи с наложением данного участка с участком, арендуемым ООО "ТЭРРА" общество уменьшило площадь испрашиваемого земельного участка до 186 390 кв. м, исключив указанное наложение.
Департамент письмом от 24.01.2011 N 29/02/02-13415 отказал Обществу в предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "КФК-Инвест" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае основаниями для отказа Департамента в предварительном согласовании места размещения объекта "Индивидуальные дома отдыха семейного типа" в районе ул. Радужная в г. Владивостоке на земельном участке площадью 193998 кв. м указаны: 1) пересечение границ испрашиваемого участка и границ лесного участка, арендованного ООО "ТЭРРА"; 2) нахождение испрашиваемого земельного участка на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, распоряжаться землями которого Департамент не уполномочен.
Вместе с тем указанные факты в ходе судебного разбирательства своего документального подтверждения не нашли, в том числе в связи с уменьшением заявителем площади испрашиваемого земельного участка до 186390 кв. м (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом 11.10.2011 в порядке статьи 49 АПК РФ).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 30 ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Из пункта 1 статьи 31 ЗК РФ следует, что выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта производится по заявлению граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, которые обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Функции по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа в соответствии с Положением об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.08.2005 N 965 (далее - Положение) на момент первого обращения в Департамент осуществляло управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока. В настоящее время указанные функции переданы управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, созданному на основании решения Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259. При этом Департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, акт о выборе земельного участка для строительства выдан ООО "КФК-Инвест" уполномоченным органом - управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока 12.08.2009 распоряжением N 205. Этим же распоряжением утвержден проект границ земельного участка для строительства объекта. После получения сведений о наложении испрашиваемого земельного участка на лесной участок, находящийся в федеральной собственности и арендуемый ООО "ТЭРРА", общество "КФК-Инвест" приняло меры к устранению данного наложения, уменьшив площадь испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока внесены изменения в распоряжение N 205, площадь земельного участка уменьшена с 193998 кв. м до 186390 кв. м. Департамент не оспаривает тот факт, что наложение указанных участков устранено.
Доводы ООО "ТЭРРА" о том, что земельный участок площадью 186390 кв. м относится к землям лесного фонда и федеральной собственности, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание последним по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ (далее по тексту - ЛК РФ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Из части 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008, согласно которому в состав Владивостокского городского округа вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, на территории населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (часть 1 статьи 83 ЗК РФ).
Испрашиваемый ООО "КФК-Инвест" земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, находится в зоне Р-1 согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Данное обстоятельство подтверждается кадастровым планом территории, письмом УГА от 30.05.2011 N 13648сп и приложенными к нему выкопировками из Генерального плана Владивостокского городского округа и карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, и не оспаривается Департаментом. Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы представлено не было.
При этом собственность Российской Федерации именно на спорный земельный участок не зарегистрирована.
Таким образом, нельзя не согласиться с судом первой инстанции в части выводов о том, что сведения о вхождении земельного участка в районе ул. Радужная в г. Владивостоке в границы Седанкинского участкового лесничества Владивостокского лесничества не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
При этом, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что в материалы дела так и не были представлены доказательства наложения лесного участка, находящегося в аренде ООО "ТЭРРА" и испрашиваемого ООО "КФК-Инвест" земельного участка.
Учитывая изложенное, у Департамента отсутствовали законные основания для принятия решения от 24.01.2011.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. При определении срока устранения нарушения прав заявителя суд принимает во внимание сроки, усмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Заявленные ООО "КФК-Инвест" требования удовлетворены законно и обоснованно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ.
Доводы ООО "ТЭРРА" о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права подлежат отклонению как противоречащие имеющимся в деле доказательствам. Так согласно материалам дела после вступления ООО ССОЦ "Комета" в дело в качестве третьего лица, судом заново были исследованы все обстоятельства дела, изучены доказательства, заслушаны объяснения лиц, участвующих в деле, включая ООО ССОЦ "Комета".
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.11.2011 по делу N А51-5973/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "ТЭРРА" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Г.М.ГРАЧЕВ
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)