Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы" - Валеева Д.М., доверенность от 10.01.2014 N 01-01-9/17,
закрытого акционерного общества "Управляющая компания ИнвестАРТ Менеджмент" - Карпунина Ф.В., доверенность от 07.10.2013 б/н,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казани,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-31879/2012
по исковому заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, о понуждении внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань; общества с ограниченной ответственностью "Инвест Плюс", г. Казань (ИНН 1655096640, ОГРН 1051622077671); открытого акционерного общества "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы", г. Казань (ИНН 1645000340, ОГРН 1021601763820); индивидуального предпринимателя Хуснуллиной Алины Маратовны, г. Казань,
установил:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполком, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ) о понуждении внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, указав ее, равной рыночной стоимости в размере 214 546 100 руб.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2012 и от 04.06.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Фрегат", открытое акционерное общество "Инвест Плюс", открытое акционерное общество "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы", Хуснуллина Алина Маратовна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 исковые требования Исполкома удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 произведена замена Хуснуллиной А.М. на ее правопреемника владельца инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" под управлением закрытого акционерного общества "Управляющая компания ИнвестАРТ Менеджмент" (далее - ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент"), данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паевых паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 отменено, Исполкому отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Исполком обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Представитель открытого акционерного общества "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы" просил рассмотреть кассационную жалобу на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт в части отмены решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Хуснуллиной А.М. на праве собственности принадлежал земельный участок общей площадью 599 829 кв. м, с кадастровым номером 16:24:090704:300, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции спорный земельный участок находился в общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" под управлением ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент", данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паевых паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев, на основании заявки на приобретение инвестиционных паев для юридических лиц - номинальных держателей от 05.07.2013, акта приема-передачи имущества от учредителя в общую долевую собственность владельцев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" (с приложением) от 09.07.2013, о чем 01.08.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации, в связи с чем суд апелляционной инстанции правильно на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Хуснуллиной А.М. на правопреемника.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
На основании этого постановления федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" внесло результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного суда Республики Татарстан от 25.05.2010 по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 по делу N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, была исчислена в размере 881 748,63 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Исполком, полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка заниженной, обратился в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правильно исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рамках дела по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно экспертному заключению от 08.05.2013 N 029Б/Эоц-13, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Консультации.Экспертиза.Оценка-РТ", действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, по состоянию на 07.04.2011 равна 214 546 100 руб.
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Исполкома об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной рыночной, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой, исходил из того, что Исполком не является собственником спорного земельного участка, а, следовательно, является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Между тем, судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, в связи с чем такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
При этом несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка нарушает права Исполкома, являющегося получателем земельного налога, который рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поскольку в соответствии с положениями пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 15, 390 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, данный налог отнесен к местным налогам и зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов.
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту (статья 133).
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета (пункт 1 части 1 статьи 16); доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований (часть 3 статьи 57).
Аналогичные выводы изложены в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2013 по делу N А33-11257/2012, постановлениях Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 27.05.2013 по делу N А65-19837/2012, от 31.10.2013 по делу N А65-1284/2013, от 05.11.2013 по делу N А65-1290/2013.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что Исполком является ненадлежащим истцом по настоящему делу являются неправильными, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А65-31879/2012 в части отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 и отказа Исполкому в удовлетворении исковых требований отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013.
При этом коллегия считает необходимым оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции в части замены Хуснуллиной А.М. на правопреемника владельца инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" под управлением ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент", данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паевых паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев, поскольку выводы суда в указанной части соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, а также положениям статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А65-31879/2012 в части отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 и отказа Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани в удовлетворении иска к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан о понуждении внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 214 546 100, отменить.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А65-31879/2012 оставить без изменения.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 по делу N А65-31879/2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-31879/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N А65-31879/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы" - Валеева Д.М., доверенность от 10.01.2014 N 01-01-9/17,
закрытого акционерного общества "Управляющая компания ИнвестАРТ Менеджмент" - Карпунина Ф.В., доверенность от 07.10.2013 б/н,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казани,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-31879/2012
по исковому заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, о понуждении внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань; общества с ограниченной ответственностью "Инвест Плюс", г. Казань (ИНН 1655096640, ОГРН 1051622077671); открытого акционерного общества "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы", г. Казань (ИНН 1645000340, ОГРН 1021601763820); индивидуального предпринимателя Хуснуллиной Алины Маратовны, г. Казань,
установил:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполком, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ) о понуждении внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, указав ее, равной рыночной стоимости в размере 214 546 100 руб.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2012 и от 04.06.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Фрегат", открытое акционерное общество "Инвест Плюс", открытое акционерное общество "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы", Хуснуллина Алина Маратовна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 исковые требования Исполкома удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 произведена замена Хуснуллиной А.М. на ее правопреемника владельца инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" под управлением закрытого акционерного общества "Управляющая компания ИнвестАРТ Менеджмент" (далее - ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент"), данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паевых паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 отменено, Исполкому отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Исполком обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Представитель открытого акционерного общества "Северо-Западные Магистральные Нефтепроводы" просил рассмотреть кассационную жалобу на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт в части отмены решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Хуснуллиной А.М. на праве собственности принадлежал земельный участок общей площадью 599 829 кв. м, с кадастровым номером 16:24:090704:300, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции спорный земельный участок находился в общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" под управлением ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент", данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паевых паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев, на основании заявки на приобретение инвестиционных паев для юридических лиц - номинальных держателей от 05.07.2013, акта приема-передачи имущества от учредителя в общую долевую собственность владельцев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" (с приложением) от 09.07.2013, о чем 01.08.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации, в связи с чем суд апелляционной инстанции правильно на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Хуснуллиной А.М. на правопреемника.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
На основании этого постановления федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" внесло результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного суда Республики Татарстан от 25.05.2010 по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 по делу N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, была исчислена в размере 881 748,63 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Исполком, полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка заниженной, обратился в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правильно исходил из того, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рамках дела по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно экспертному заключению от 08.05.2013 N 029Б/Эоц-13, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Консультации.Экспертиза.Оценка-РТ", действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, по состоянию на 07.04.2011 равна 214 546 100 руб.
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Исполкома об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной рыночной, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой, исходил из того, что Исполком не является собственником спорного земельного участка, а, следовательно, является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Между тем, судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, в связи с чем такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
При этом несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка нарушает права Исполкома, являющегося получателем земельного налога, который рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поскольку в соответствии с положениями пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 15, 390 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, данный налог отнесен к местным налогам и зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов.
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту (статья 133).
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета (пункт 1 части 1 статьи 16); доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований (часть 3 статьи 57).
Аналогичные выводы изложены в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2013 по делу N А33-11257/2012, постановлениях Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 27.05.2013 по делу N А65-19837/2012, от 31.10.2013 по делу N А65-1284/2013, от 05.11.2013 по делу N А65-1290/2013.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что Исполком является ненадлежащим истцом по настоящему делу являются неправильными, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А65-31879/2012 в части отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 и отказа Исполкому в удовлетворении исковых требований отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013.
При этом коллегия считает необходимым оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции в части замены Хуснуллиной А.М. на правопреемника владельца инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "РОСТ Девелопмент" под управлением ЗАО "УК "ИАРТ Менеджмент", данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паевых паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев, поскольку выводы суда в указанной части соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, а также положениям статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А65-31879/2012 в части отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 и отказа Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани в удовлетворении иска к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан о понуждении внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:24:090704:300, общей площадью 599 829 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 214 546 100, отменить.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А65-31879/2012 оставить без изменения.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 по делу N А65-31879/2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)