Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Мальковой Д.Г., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2015 по делу N А11-7539/2014, принятое судьей Беловым А.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-Торговая компания "Кольчугмет" (Владимирская область, г. Кольчугино, ОГРН 1023300712841) о признании незаконным отказа в предоставлении лесного участка в аренду,
заинтересованное лицо, - Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (г. Владимир, ОГРН 1063340025055),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный заочный университет" (Московская область, г. Балашиха, ОГРН 1035000701834), государственная инспекция по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области (г. Владимир, ОГРН 1083328000656),
при участии представителей: от заявителя - Воронцовой Н.Н. по доверенности от 25.03.2015 N ДЛХ-1022-02/01-10 сроком действия три года, от истца - Новикова В.Н. сроком действия один год; Даниловой И.А. сроком действия от 15.01.2015 сроком действия один год; от третьих лиц - не явились, извещены,
общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-Торговая компания "Кольчугмет" (далее - ООО "ПТК "Кольчугмет") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 03.07.2014 N ДЛХ-2547-04/16 о предоставлении лесного участка в аренду для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязании Департамента предоставить на праве аренды ООО "ПТК "Кольчугмет", направив проект договора аренды заявителю, лесной участок из состава земель лесного фонда без проведения аукциона для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства с местоположением:
Владимирская область, Кольчугинский район.
- Ульяновское участковое лесничество, лесной квартал 104, лесотакционный выдел 20; лесной квартал 105 лесотакционные выдела 6,7; лесной квартал 118 лесотакционные выдела 3, 4; лесной квартал 122 лесотакционный выдел 6; лесной квартал 125 лесотакционные выдела 12, 15; лесной квартал 137; лесотакционный выдел 6; лесной квартал 144 лесотакционный выдел 18; лесной квартал 145 лесотакционный выдел 16; лесной квартал 147 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 154 лесотакционные выдела 3, 17;
- Есиплевское участковое лесничество лесной квартал 126 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 127 лесотакционный выдел 23; лесной квартал 129 лесотакционные выдела 7, 15; лесной квартал 130 лесотакционный выдел 17; лесной квартал 132 лесотакционные выдела 3, 8; лесной квартал 139 лесотакционные выдела 7, 16; лесной квартал 141 лесотакционные выдела 9, 10;
- Беречинское участковое лесничество урочище "Раздолье" лесной квартал 34 лесотакционные выдела 5, 7;
- Урочище "Рабочий" лесной квартал 13 лесотакционный выдел 39, на основании охотхозяйственного соглашения от 01.12.2010 N 1/2010 площадь испрашиваемого в аренду лесного участка составляет 185,2 га.
Заявленные требования мотивированы незаконным отказом Департамента в реализации права на предоставление в аренду лесного участка ООО "ПТК "Кольчугмет".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный заочный университет" (далее - ФГБОУ ВПО "РГАЗУ"), государственная инспекция по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области (далее - Госохотинспекция).
Решением от 26.01.2015 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования в полном объеме, признав незаконным отказ Департамента, выраженный в письме от 03.07.2014 N ДЛХ-2547-04/16, в предоставлении лесного участка в аренду для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав ООО "ПТК "Кольчугмет", направив проект договора аренды заявителю, лесной участок из состава земель лесного фонда без проведения аукциона для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства с местоположением:
Владимирская область, Кольчугинский район.
- Ульяновское участковое лесничество, лесной квартал 104, лесотакционный выдел 20; лесной квартал 105 лесотакционные выдела 6, 7; лесной квартал 118 лесотакционные выдела 3, 4; лесной квартал 122 лесотакционный выдел 6; лесной квартал 125 лесотакционные выдела 12, 15; лесной квартал 137; лесотакционный выдел 6; лесной квартал 144 лесотакционный выдел 18; лесной квартал 145 лесотакционный выдел 16; лесной квартал 147 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 154 лесотакционные выдела 3, 17;
- Есиплевское участковое лесничество лесной квартал 126 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 127 лесотакционный выдел 23; лесной квартал 129 лесотакционные выдела 7, 15; лесной квартал 130 лесотакционный выдел 17; лесной квартал 132 лесотакционные выдела 3, 8; лесной квартал 139 лесотакционные выдела 7, 16; лесной квартал 141 лесотакционные выдела 9, 10;
- Беречинское участковое лесничество урочище "Раздолье" лесной квартал 34 лесотакционные выдела 5, 7;
- Урочище "Рабочий" лесной квартал 13 лесотакционный выдел 39, на основании охотхозяйственного соглашения от 01.12.2010 N 1/2010 площадь испрашиваемого в аренду лесного участка составляет 185, 2 га.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов, предоставление спорного лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства невозможно, поскольку указанные лесные участки были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО "РГАЗУ".
Одновременно заявитель жалобы указал, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 к приказу Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" наличие в отношении лесного участка прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях, является основанием для отказа в предоставлении в аренду лесного участка. Данная норма, по мнению заявителя, применена судом первой инстанции неверно.
Кроме того, заявитель указал, что обжалуемое решение не может быть исполнено Департаментом, поскольку Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статьи 4.1 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым с 01.01.2015 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства может быть предоставлен только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет. Испрашиваемый участок государственный кадастровый учет не проходил.
Более того, заявитель жалобы, ссылаясь на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, полагает, что взыскание государственной пошлины с Департамента неправомерно.
Заявитель жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца в судебном заседании и отзыве указали на законность и обоснованность принятого решения, несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявлением от 03.06.2014 ООО "ПТК "Кольчугмет" обратилось в Департамент с предложением предоставить в аренду без проведения аукциона лесной участок из состава земель лесного фонда с местоположением:
Владимирская область, Кольчугинский район.
- Ульяновское участковое лесничество, лесной квартал 104, лесотакционный выдел 20; лесной квартал 105 лесотакционные выдела 6, 7; лесной квартал 118 лесотакционные выдела 3, 4; лесной квартал 122 лесотакционный выдел 6; лесной квартал 125 лесотакционные выдела 12, 15; лесной квартал 137; лесотакционный выдел 6; лесной квартал 144 лесотакционный выдел 18; лесной квартал 145 лесотакционный выдел 16; лесной квартал 147 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 154 лесотакционные выдела 3, 17;
- Есиплевское участковое лесничество лесной квартал 126 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 127 лесотакционный выдел 23; лесной квартал 129 лесотакционные выдела 7, 15; лесной квартал 130 лесотакционный выдел 17; лесной квартал 132 лесотакционные выдела 3, 8; лесной квартал 139 лесотакционные выдела 7, 16; лесной квартал 141 лесотакционные выдела 9, 10;
- Беречинское участковое лесничество урочище "Раздолье" лесной квартал 34 лесотакционные выдела 5, 7;
- Урочище "Рабочий" лесной квартал 13 лесотакционный выдел 39.
Площадь испрашиваемого лесного участка 185,2 га.
Обоснования цели и вида использования лесного участка: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Обоснование срока использования лесного участка: охотхозяйственное соглашение от 01.12.2010 N 1/2010.
Письмом от 03.07.2014 N ДЛХ-2547-04/16 Департамент отказал заявителю в предоставлении данного лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Причиной отказа явилось предоставление лесных участков, испрашиваемых в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО "РГАЗУ" для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Отказ Департамента в реализации права на предоставление в аренду лесного участка послужил основанием ООО "ПТК "Кольчугмет" для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В пункте 1 статьи 25 Кодекса перечислены виды использования лесов, в том числе осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Согласно пункту 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
На основании части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте" в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Согласно части 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь положениями названных норм материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Суд исходил из того, что поскольку ООО "ПТК "Кольчугмет" соответствующим образом оформило реализацию своей уставной деятельности, а именно в соответствии с главой 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте" заключило охотхозяйственное соглашение от 10.12.2010 N 1/2010, у него возникло право на обращение в уполномоченный орган (Департамент) по вопросу заключения договора аренды лесного участка. Многоцелевое лесопользование одними и теми же лесными участками ФГБОУ "ВПО "РГАЗУ" и ООО "ПТК "Кольчугмет" возможно.
Решение суда является законным и обоснованным.
При этом согласно пояснениям истца и Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции спорный земельный участок лесного фонда изъят из пользования ФГБОУ ВПО "РГАЗУ" по заявлению последнего.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о невозможности исполнения Департаментом решения суда подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании статей 4.1 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 459-ФЗ.
Ссылка заявителя на неправомерное возложение на Департамент обязанности по уплате государственной пошлины подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 126 и частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
Особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды регламентируются статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений статей 333.35, 333.37 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае истец при обращении в арбитражный суд с настоящим иском оплатил государственную пошлину в размере 2000 руб. по платежному поручению от 21.07.2014 N 372.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы (к которым относится и государственная пошлина), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения дела судом возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых включается уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2015 по делу N А11-7539/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N А11-7539/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N А11-7539/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Мальковой Д.Г., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2015 по делу N А11-7539/2014, принятое судьей Беловым А.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-Торговая компания "Кольчугмет" (Владимирская область, г. Кольчугино, ОГРН 1023300712841) о признании незаконным отказа в предоставлении лесного участка в аренду,
заинтересованное лицо, - Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (г. Владимир, ОГРН 1063340025055),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный заочный университет" (Московская область, г. Балашиха, ОГРН 1035000701834), государственная инспекция по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области (г. Владимир, ОГРН 1083328000656),
при участии представителей: от заявителя - Воронцовой Н.Н. по доверенности от 25.03.2015 N ДЛХ-1022-02/01-10 сроком действия три года, от истца - Новикова В.Н. сроком действия один год; Даниловой И.А. сроком действия от 15.01.2015 сроком действия один год; от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-Торговая компания "Кольчугмет" (далее - ООО "ПТК "Кольчугмет") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 03.07.2014 N ДЛХ-2547-04/16 о предоставлении лесного участка в аренду для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязании Департамента предоставить на праве аренды ООО "ПТК "Кольчугмет", направив проект договора аренды заявителю, лесной участок из состава земель лесного фонда без проведения аукциона для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства с местоположением:
Владимирская область, Кольчугинский район.
- Ульяновское участковое лесничество, лесной квартал 104, лесотакционный выдел 20; лесной квартал 105 лесотакционные выдела 6,7; лесной квартал 118 лесотакционные выдела 3, 4; лесной квартал 122 лесотакционный выдел 6; лесной квартал 125 лесотакционные выдела 12, 15; лесной квартал 137; лесотакционный выдел 6; лесной квартал 144 лесотакционный выдел 18; лесной квартал 145 лесотакционный выдел 16; лесной квартал 147 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 154 лесотакционные выдела 3, 17;
- Есиплевское участковое лесничество лесной квартал 126 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 127 лесотакционный выдел 23; лесной квартал 129 лесотакционные выдела 7, 15; лесной квартал 130 лесотакционный выдел 17; лесной квартал 132 лесотакционные выдела 3, 8; лесной квартал 139 лесотакционные выдела 7, 16; лесной квартал 141 лесотакционные выдела 9, 10;
- Беречинское участковое лесничество урочище "Раздолье" лесной квартал 34 лесотакционные выдела 5, 7;
- Урочище "Рабочий" лесной квартал 13 лесотакционный выдел 39, на основании охотхозяйственного соглашения от 01.12.2010 N 1/2010 площадь испрашиваемого в аренду лесного участка составляет 185,2 га.
Заявленные требования мотивированы незаконным отказом Департамента в реализации права на предоставление в аренду лесного участка ООО "ПТК "Кольчугмет".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный заочный университет" (далее - ФГБОУ ВПО "РГАЗУ"), государственная инспекция по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области (далее - Госохотинспекция).
Решением от 26.01.2015 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования в полном объеме, признав незаконным отказ Департамента, выраженный в письме от 03.07.2014 N ДЛХ-2547-04/16, в предоставлении лесного участка в аренду для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав ООО "ПТК "Кольчугмет", направив проект договора аренды заявителю, лесной участок из состава земель лесного фонда без проведения аукциона для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства с местоположением:
Владимирская область, Кольчугинский район.
- Ульяновское участковое лесничество, лесной квартал 104, лесотакционный выдел 20; лесной квартал 105 лесотакционные выдела 6, 7; лесной квартал 118 лесотакционные выдела 3, 4; лесной квартал 122 лесотакционный выдел 6; лесной квартал 125 лесотакционные выдела 12, 15; лесной квартал 137; лесотакционный выдел 6; лесной квартал 144 лесотакционный выдел 18; лесной квартал 145 лесотакционный выдел 16; лесной квартал 147 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 154 лесотакционные выдела 3, 17;
- Есиплевское участковое лесничество лесной квартал 126 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 127 лесотакционный выдел 23; лесной квартал 129 лесотакционные выдела 7, 15; лесной квартал 130 лесотакционный выдел 17; лесной квартал 132 лесотакционные выдела 3, 8; лесной квартал 139 лесотакционные выдела 7, 16; лесной квартал 141 лесотакционные выдела 9, 10;
- Беречинское участковое лесничество урочище "Раздолье" лесной квартал 34 лесотакционные выдела 5, 7;
- Урочище "Рабочий" лесной квартал 13 лесотакционный выдел 39, на основании охотхозяйственного соглашения от 01.12.2010 N 1/2010 площадь испрашиваемого в аренду лесного участка составляет 185, 2 га.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов, предоставление спорного лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства невозможно, поскольку указанные лесные участки были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО "РГАЗУ".
Одновременно заявитель жалобы указал, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 к приказу Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" наличие в отношении лесного участка прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях, является основанием для отказа в предоставлении в аренду лесного участка. Данная норма, по мнению заявителя, применена судом первой инстанции неверно.
Кроме того, заявитель указал, что обжалуемое решение не может быть исполнено Департаментом, поскольку Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статьи 4.1 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым с 01.01.2015 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства может быть предоставлен только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет. Испрашиваемый участок государственный кадастровый учет не проходил.
Более того, заявитель жалобы, ссылаясь на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, полагает, что взыскание государственной пошлины с Департамента неправомерно.
Заявитель жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца в судебном заседании и отзыве указали на законность и обоснованность принятого решения, несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявлением от 03.06.2014 ООО "ПТК "Кольчугмет" обратилось в Департамент с предложением предоставить в аренду без проведения аукциона лесной участок из состава земель лесного фонда с местоположением:
Владимирская область, Кольчугинский район.
- Ульяновское участковое лесничество, лесной квартал 104, лесотакционный выдел 20; лесной квартал 105 лесотакционные выдела 6, 7; лесной квартал 118 лесотакционные выдела 3, 4; лесной квартал 122 лесотакционный выдел 6; лесной квартал 125 лесотакционные выдела 12, 15; лесной квартал 137; лесотакционный выдел 6; лесной квартал 144 лесотакционный выдел 18; лесной квартал 145 лесотакционный выдел 16; лесной квартал 147 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 154 лесотакционные выдела 3, 17;
- Есиплевское участковое лесничество лесной квартал 126 лесотакционный выдел 10; лесной квартал 127 лесотакционный выдел 23; лесной квартал 129 лесотакционные выдела 7, 15; лесной квартал 130 лесотакционный выдел 17; лесной квартал 132 лесотакционные выдела 3, 8; лесной квартал 139 лесотакционные выдела 7, 16; лесной квартал 141 лесотакционные выдела 9, 10;
- Беречинское участковое лесничество урочище "Раздолье" лесной квартал 34 лесотакционные выдела 5, 7;
- Урочище "Рабочий" лесной квартал 13 лесотакционный выдел 39.
Площадь испрашиваемого лесного участка 185,2 га.
Обоснования цели и вида использования лесного участка: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Обоснование срока использования лесного участка: охотхозяйственное соглашение от 01.12.2010 N 1/2010.
Письмом от 03.07.2014 N ДЛХ-2547-04/16 Департамент отказал заявителю в предоставлении данного лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Причиной отказа явилось предоставление лесных участков, испрашиваемых в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО "РГАЗУ" для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Отказ Департамента в реализации права на предоставление в аренду лесного участка послужил основанием ООО "ПТК "Кольчугмет" для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В пункте 1 статьи 25 Кодекса перечислены виды использования лесов, в том числе осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Согласно пункту 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
На основании части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте" в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Согласно части 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь положениями названных норм материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Суд исходил из того, что поскольку ООО "ПТК "Кольчугмет" соответствующим образом оформило реализацию своей уставной деятельности, а именно в соответствии с главой 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте" заключило охотхозяйственное соглашение от 10.12.2010 N 1/2010, у него возникло право на обращение в уполномоченный орган (Департамент) по вопросу заключения договора аренды лесного участка. Многоцелевое лесопользование одними и теми же лесными участками ФГБОУ "ВПО "РГАЗУ" и ООО "ПТК "Кольчугмет" возможно.
Решение суда является законным и обоснованным.
При этом согласно пояснениям истца и Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции спорный земельный участок лесного фонда изъят из пользования ФГБОУ ВПО "РГАЗУ" по заявлению последнего.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о невозможности исполнения Департаментом решения суда подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании статей 4.1 и 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 459-ФЗ.
Ссылка заявителя на неправомерное возложение на Департамент обязанности по уплате государственной пошлины подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 126 и частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
Особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды регламентируются статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений статей 333.35, 333.37 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае истец при обращении в арбитражный суд с настоящим иском оплатил государственную пошлину в размере 2000 руб. по платежному поручению от 21.07.2014 N 372.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы (к которым относится и государственная пошлина), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения дела судом возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых включается уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2015 по делу N А11-7539/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.А.БОЛЬШАКОВА
О.А.БОЛЬШАКОВА
Судьи
Д.Г.МАЛЬКОВА
Е.Н.НАУМОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА
Е.Н.НАУМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)