Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.07.2015 N 33-8550/2015 ПО ДЕЛУ N 2-1990/2015

Требование: О признании незаконным отказа местной администрации.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель считает, что имеет право на бесплатное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с тем, что он был поставлен в очередь до момента утраты силы положением закона, устанавливающего это право.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N 33-8550/2015


Судья: Гребенькова Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Бутковой Н.А., Ильичевой Е.В.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1990/2015 по апелляционной жалобе П.И. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года, постановленное по заявлению П.И. о признании незаконным отказ администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя П.И., представителя заинтересованного лица администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - П.Н., Судебная коллегия

установила:

П.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) от 21 августа 2014 года N <...> в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
В обоснование требований П.И. указал, что уволен с военной службы <дата> 2008 года по состоянию здоровья. Письмом от 5 апреля 2004 года администрация района сообщила заявителю, что на основании решения комиссии по жилищным вопросам от 31 марта 2004 года он под N <...> как военнослужащий поставлен на учет граждан, имеющих льготы по безвозмездному предоставлению в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории района. Письмом от 21 августа 2014 года первый заместитель главы администрации района уведомил заявителя о том, что он не относится к льготной категории граждан, установленной Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющих трех и более детей", поэтому не подлежит обеспечению земельным участком под индивидуальное жилищное строительство бесплатно.
Полагая отказ администрации района незаконным П.И. указал, что право военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы получить в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства установлено п. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ статья 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утратила силу с 1 января 2005 года. Однако Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Учитывая, что в очередь на бесплатное предоставление земельного участка заявитель включен 31 марта 2004 года, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, то П.И. считает себя не утратившим право на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права П.И. просил обязать администрацию района предоставить ему бесплатно земельный участок под индивидуальное строительство.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе П.И. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции заявитель настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации района, полагая решение суда законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> 2008 года N <...> П.И. уволен с военной службы по состоянию здоровья (подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ). Выслуга лет в календарном исчислении составляет 30 лет 9 месяцев.
В период прохождения военной службы П.И. проживал в служебной квартире <адрес> на основании служебного ордера N <...> от <дата> 1999 года.
В 2004 году заявитель обратился в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о льготном бесплатном предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Письмом от 5 апреля 2004 года N <...> администрация района уведомила П.И. о том, что в соответствии с решением комиссии по жилищным вопросам от 31 марта 2004 года он поставлен на учет по предоставлению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории района и включен в список граждан, имеющих льготы на получение участка под N <...>.
После увольнения с военной службы на основании договора социального найма жилого помещения N <...> от <дата> 2009 года П.И. государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации "<...> КЭЧ района" предоставлена трехкомнатная квартира <адрес>, общей площадью <...> кв. м
28 июля 2014 года П.И. обратился в администрацию района с заявлением, в котором просил сообщить, подошла ли его очередь на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно.
Письмом от 21 августа 2014 года N <...> администрация Выборгского района Санкт-Петербурга сообщила П.И. об отсутствии оснований для предоставления ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство бесплатно, указав, что действовавшее на момент обращения заявителя в 2004 году Положение о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утвержденное распоряжением территориального управления Выборгского административного района Санкт-Петербурга N 353 от 15 марта 2001 года утратило силу в связи с изменением действующего законодательства. В настоящее время земельные участки на территории Санкт-Петербурга бесплатно предоставляются только гражданам, имеющим трех и более детей в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей". Поскольку заявитель не относится к льготной категории граждан, то права на бесплатное обеспечение земельным участком под индивидуальное жилищное строительство у него не имеется. В соответствии с Порядком продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 октября 2006 года N 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства" П.И. может приобрести земельный участок на аукционе.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что в соответствии с положениями ст. 15 и ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также Положением о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утвержденным распоряжением территориального управления Выборгского административного района Санкт-Петербурга N 353 от 15 марта 2001 года правом на бесплатное обеспечение земельным участком под индивидуальное жилищное строительство обладали лица, состоящие на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий и имеющие льготы, установленные законодательством. На дату первичного обращения в администрацию района в 2004 году П.И. проживал в служебном жилом помещении и являлся нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, поэтому он правильно принят на учет граждан, имеющих льготы и подлежащих обеспечению земельным участком под индивидуальное жилищное строительство бесплатно. Учитывая, что в 2009 году П.И. за счет средств Министерства обороны Российской Федерации обеспечен жилым помещением по норме предоставления, то право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с целью улучшения жилищных условий он утратил. Иных оснований, дающих ему право на бесплатное обеспечение таким земельным участком, заявитель не имеет. В связи с этим отказ администрации района от 21 августа 2014 года признан судом законным.
Выводы суда являются верными.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 28 декабря 2013 года, утратившей силу с 1 марта 2015 года, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1 Порядка предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и продажи индивидуальных домов и их частей, утвержденного Распоряжением территориального управления Выборгского административного района Санкт-Петербурга от 15 марта 2001 года N 353 установлено, что решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства принимается в случае, если заявитель состоит на учете по улучшению жилищных условий, имеет льготы, установленные законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации по предоставлению земельных участков, либо не обеспечен жилой площадью по нормам, установленным в Санкт-Петербурге.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государством гарантировано право военнослужащих на обеспечение их жилыми помещениями.
Согласно абз. 13 ч. 1 ст. 15 названного Закона военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что гражданам, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" утратила силу с 01 января 2005 года.
Вместе с тем Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Из смысла приведенных норм права следует, что предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является одной из форм обеспечения военнослужащего жилым помещением, при условии признания его нуждающимся в жилом помещении. Статья 17 Закона не устанавливает какие-либо дополнительные социальные гарантии или льготы, а лишь дополняет п. 12 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих", конкретизируя вид права, возникающего у военнослужащего на предоставленный земельный участок - в собственность. Следовательно, возможность получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство поставлена в зависимость от нуждаемости военнослужащего в жилом помещении и неиспользования им права на иную форму обеспечения жилым помещением (например, получение квартиры или жилищной субсидии), т.к. право на обеспечение жилым помещением на условиях, определенных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предоставляется один раз.
Между тем после увольнения с военной службы, на основании договора социального найма, заключенного <дата> 2009 года с ГУ МО РФ <...> КЭЧ района КЭУ ЛенВО, заявителю предоставлена отдельная трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв. м. Согласно справке о регистрации, по состоянию на 17 ноября 2014 года в квартире зарегистрированы постоянно три человека: заявитель, его жена П.А.Н. и дочь П.М.И., следовательно, жилищная обеспеченность заявителя и членов его семьи составляет по <...> кв. м общей площади жилого помещения на каждого, что выше учетной нормы, установленной ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения.
Учитывая избранный заявителем способ обеспечения жилым помещением - получение квартиры за счет средств федерального бюджета по линии Министерства обороны Российской Федерации, и, как следствие, снятие <дата> 2009 года с учета нуждающихся в жилом помещении, то право заявителя на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, возникшее 31 марта 2004 года (т.е. в период до предоставления квартиры), также прекратилось <дата> 2009 года. Следовательно, отказ администрации района от 21 августа 2014 года в предоставлении ему бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является законным и обоснованным.
Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" определено, что земельные участки для индивидуального жилищного или дачного строительства предоставляются бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из даты подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ст. 1 и ст. 3 закона).
Заявитель не относится к указанной категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Поэтому земельный участок для индивидуального жилищного строительства может быть приобретен П.И. в общем порядке, установленном ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 июня 2006 года N 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства".
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)