Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 17 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ",
апелляционное производство N 05АП-1307/2015
на решение от 22.12.2014
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-22519/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ" (ИНН 2537073335, ОГРН 1052503455620, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.03.2005)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
об оспаривании распоряжения,
при участии в заседании:
- от общества: представитель В.А. Мирошниченко (удостоверение N 567, доверенность от 27.05.2014);
- от УГА г. Владивостока: представители А.Н. Морошкин (удостоверение N 2084, доверенность от 02.12.2014 N 27/1-1-4918); О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 02.12.2014 N 27/1-1-4913); Л.В. Салыкова (удостоверение N 2712, доверенность от 02.12.2014 N 27/1-1-4919);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 11.07.2014 N 1319 "Об отмене распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277".
Определением Арбитражного суда Приморского края от 19.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции о наложении испрашиваемого им земельного участка на земельный участок, сформированный для строительства детского сада, общество обжаловало решение в указанной части в апелляционном порядке. Со ссылкой на представленную в материалы дела схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключение ООО "Краевой кадастровый центр" настаивает на том, что указанные земельные участки являются смежными.
Представитель УГА г. Владивостока в судебном заседании по доводам апелляционной жалобы возразил. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает. Смежность границ земельных участков не оспаривает.
Департамент в судебное заседание апелляционной инстанции не явился и свое отношение к апелляционной жалобе не выразил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 10.03.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.03.2015 до 13 часов 50 минут, в судебном заседании 12.03.2015 - до 17.03.2015 в 15 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва представитель департамента в судебное заседание также не явился. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
На основании договора аренды от 03.12.2013 N 03-Ю-18328 общество является арендатором земельного участка площадью 3900 кв. м с кадастровым номером 25:28:030004:4433, разрешенное использование: для размещения стоянки автомобильного транспорта.
24.12.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о внесении изменений в договор аренды от 03.12.2013 N 03-Ю-18328 и предоставлении указанного земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации здания одноуровневого комплекса автостоянки открытого типа с предварительным согласованием места размещения объекта.
Заявление общества с пакетом документов 13.01.2014 направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
На основании обращения общества УГА г. Владивостока осуществлен выбор и формирование земельного участка площадью 3900 кв. м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 34, вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта, цель предоставления: для строительства здания одноуровневого комплекса автостоянки открытого типа. Выбор земельного участка оформлен актом от 21.03.2014 N 62.
Информация о возможном предоставлении земельного участка размещена на официальном сайте администрации г. Владивостока 24.03.2014.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277 обществу выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 11.07.2014 N 1319 указанное распоряжение отменено в порядке самоконтроля.
Посчитав распоряжение УГА г. Владивостока от 11.07.2014 N 1319 не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок, сформированный для размещения объекта "Дошкольное образовательное учреждение (детский сад) на земельном участке, расположенном по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 34", а также из наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030004:4433, арендованный обществом для целей размещения автостоянки.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о согласовании места размещения объекта - здания одноуровневого комплекса автостоянки открытого типа на земельном участке площадью 3900 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 34.
На основании указанного заявления распоряжением УГА г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277 обществу выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Основанием для отмены данного распоряжения в порядке самоконтроля послужило наложение земельного участка, испрашиваемого обществом, на земельный участок, сформированный для строительства детского сада.
Коллегией установлено, что для строительства дошкольного образовательного учреждения (детский сад) в районе ул. 2-я Поселковая, 34 в г. Владивостоке УГА г. Владивостока был сформирован земельный участок площадью 9000 кв., схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена распоряжением от 05.08.2013 N 1559.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 11.07.2014 N 1322 в указанное распоряжение внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка для размещения детского сада составила 5264 кв. м.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 18.07.2014 N 1433 распоряжение от 11.07.2014 N 1322 отменено, в распоряжение от 05.08.2013 N 1559 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка для размещения детского сада составила 6329 кв. м.
Оценивая возможность наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок, сформированный для строительства детского сада, коллегия исходит из того, что согласно распоряжению УГА г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277 границы испрашиваемого обществом земельного участка полностью совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:4433 (л.д. 10).
Согласно схеме расположения, утвержденной приложением N 2 к распоряжению УГА г. Владивостока от 18.07.2014 N 1433 (л.д. 109-110), земельный участок площадью 6329 кв. м, сформированный для строительства детского сада, непосредственно примыкает к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030004:4433, а не налагается на него.
Отсутствие наложения земельных участков также подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Краевой кадастровый центр" от 19.01.2015.
Иные документы, свидетельствующие о взаимном наложении земельных участков, в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, коллегия находит выводы суда первой инстанции о взаимном наложении земельных участков ошибочными.
Вместе с тем указанные выводы не повлекли вынесение судом незаконного судебного акта.
Так, материалами дела подтверждается, что испрашиваемый заявителем земельный участок полностью налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030004:4433. Факт наложения обществом не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
С учетом указанных норм выбор и формирование земельного участка для строительства в процедуре, установленной ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с наложением на ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок невозможны.
Кроме того, согласно схеме расположения спорный земельный участок расположен в запретном районе объекта "Голдобин" в/ч 63948, что ограничивает возможность его использования для строительства в связи с особым режимом запретных территорий, параметры которых соответствуют характеристикам запретной зоны, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405.
Пунктом 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть. На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что неверные выводы суда первой инстанции о наложении земельного участка, испрашиваемого заявителем, на земельный участок, сформированный для размещения детского сада, не повлияли на рассмотрение спора по существу, коллегия, не отменяя обжалуемое решение, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2014 по делу N А51-22519/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2015 N 05АП-1307/2015 ПО ДЕЛУ N А51-22519/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. N 05АП-1307/2015
Дело N А51-22519/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 17 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ",
апелляционное производство N 05АП-1307/2015
на решение от 22.12.2014
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-22519/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ" (ИНН 2537073335, ОГРН 1052503455620, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.03.2005)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
об оспаривании распоряжения,
при участии в заседании:
- от общества: представитель В.А. Мирошниченко (удостоверение N 567, доверенность от 27.05.2014);
- от УГА г. Владивостока: представители А.Н. Морошкин (удостоверение N 2084, доверенность от 02.12.2014 N 27/1-1-4918); О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 02.12.2014 N 27/1-1-4913); Л.В. Салыкова (удостоверение N 2712, доверенность от 02.12.2014 N 27/1-1-4919);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 11.07.2014 N 1319 "Об отмене распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277".
Определением Арбитражного суда Приморского края от 19.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции о наложении испрашиваемого им земельного участка на земельный участок, сформированный для строительства детского сада, общество обжаловало решение в указанной части в апелляционном порядке. Со ссылкой на представленную в материалы дела схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключение ООО "Краевой кадастровый центр" настаивает на том, что указанные земельные участки являются смежными.
Представитель УГА г. Владивостока в судебном заседании по доводам апелляционной жалобы возразил. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает. Смежность границ земельных участков не оспаривает.
Департамент в судебное заседание апелляционной инстанции не явился и свое отношение к апелляционной жалобе не выразил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 10.03.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.03.2015 до 13 часов 50 минут, в судебном заседании 12.03.2015 - до 17.03.2015 в 15 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва представитель департамента в судебное заседание также не явился. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
На основании договора аренды от 03.12.2013 N 03-Ю-18328 общество является арендатором земельного участка площадью 3900 кв. м с кадастровым номером 25:28:030004:4433, разрешенное использование: для размещения стоянки автомобильного транспорта.
24.12.2013 общество обратилось в департамент с заявлением о внесении изменений в договор аренды от 03.12.2013 N 03-Ю-18328 и предоставлении указанного земельного участка для строительства и дальнейшей эксплуатации здания одноуровневого комплекса автостоянки открытого типа с предварительным согласованием места размещения объекта.
Заявление общества с пакетом документов 13.01.2014 направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
На основании обращения общества УГА г. Владивостока осуществлен выбор и формирование земельного участка площадью 3900 кв. м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 34, вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта, цель предоставления: для строительства здания одноуровневого комплекса автостоянки открытого типа. Выбор земельного участка оформлен актом от 21.03.2014 N 62.
Информация о возможном предоставлении земельного участка размещена на официальном сайте администрации г. Владивостока 24.03.2014.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277 обществу выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 11.07.2014 N 1319 указанное распоряжение отменено в порядке самоконтроля.
Посчитав распоряжение УГА г. Владивостока от 11.07.2014 N 1319 не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок, сформированный для размещения объекта "Дошкольное образовательное учреждение (детский сад) на земельном участке, расположенном по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 34", а также из наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030004:4433, арендованный обществом для целей размещения автостоянки.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о согласовании места размещения объекта - здания одноуровневого комплекса автостоянки открытого типа на земельном участке площадью 3900 кв. м, расположенном по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 34.
На основании указанного заявления распоряжением УГА г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277 обществу выдан акт о выборе земельного участка и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
Основанием для отмены данного распоряжения в порядке самоконтроля послужило наложение земельного участка, испрашиваемого обществом, на земельный участок, сформированный для строительства детского сада.
Коллегией установлено, что для строительства дошкольного образовательного учреждения (детский сад) в районе ул. 2-я Поселковая, 34 в г. Владивостоке УГА г. Владивостока был сформирован земельный участок площадью 9000 кв., схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена распоряжением от 05.08.2013 N 1559.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 11.07.2014 N 1322 в указанное распоряжение внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка для размещения детского сада составила 5264 кв. м.
Распоряжением УГА г. Владивостока от 18.07.2014 N 1433 распоряжение от 11.07.2014 N 1322 отменено, в распоряжение от 05.08.2013 N 1559 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка для размещения детского сада составила 6329 кв. м.
Оценивая возможность наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок, сформированный для строительства детского сада, коллегия исходит из того, что согласно распоряжению УГА г. Владивостока от 07.07.2014 N 1277 границы испрашиваемого обществом земельного участка полностью совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:4433 (л.д. 10).
Согласно схеме расположения, утвержденной приложением N 2 к распоряжению УГА г. Владивостока от 18.07.2014 N 1433 (л.д. 109-110), земельный участок площадью 6329 кв. м, сформированный для строительства детского сада, непосредственно примыкает к земельному участку с кадастровым номером 25:28:030004:4433, а не налагается на него.
Отсутствие наложения земельных участков также подтверждается заключением кадастрового инженера ООО "Краевой кадастровый центр" от 19.01.2015.
Иные документы, свидетельствующие о взаимном наложении земельных участков, в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, коллегия находит выводы суда первой инстанции о взаимном наложении земельных участков ошибочными.
Вместе с тем указанные выводы не повлекли вынесение судом незаконного судебного акта.
Так, материалами дела подтверждается, что испрашиваемый заявителем земельный участок полностью налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030004:4433. Факт наложения обществом не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
С учетом указанных норм выбор и формирование земельного участка для строительства в процедуре, установленной ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с наложением на ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок невозможны.
Кроме того, согласно схеме расположения спорный земельный участок расположен в запретном районе объекта "Голдобин" в/ч 63948, что ограничивает возможность его использования для строительства в связи с особым режимом запретных территорий, параметры которых соответствуют характеристикам запретной зоны, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405.
Пунктом 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть. На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что неверные выводы суда первой инстанции о наложении земельного участка, испрашиваемого заявителем, на земельный участок, сформированный для размещения детского сада, не повлияли на рассмотрение спора по существу, коллегия, не отменяя обжалуемое решение, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2014 по делу N А51-22519/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)