Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Зайнак О.А., доверенность от 09.06.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мустанг"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 сентября 2014 года
по делу N А50-11935/2014,
вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мустанг" (ОГРН 1065904111723, ИНН 5904143682)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми,
заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми,
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мустанг" (далее - заявитель, ООО "Мустанг") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик) от 17.03.2014 N И-21-01-09-4388 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка площадью 909 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Свердловский район, северо-западнее жилого дома по ул. Холмогорской, 2д, под некапитальный многофункциональный социально-бытовой объект для обслуживания населения в аренду сроком на 4 года 11 месяцев; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возможности предоставления в аренду сроком на 4 года 11 месяцев указанного земельного участка.
Согласно ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми.
Решением суда от 16.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель направил в суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель ссылается на неправильное применение судом п. 4.1., 4.2. решения Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы, в части размещения нестационарных торговых объектов", поскольку при использовании некапитального многофункционального социально-бытового объекта заявитель не намерен заниматься деятельностью, связанной с торговлей. Размещение на земельном участке некапитального объекта - некапитального многофункционального социально-бытового объекта для обслуживания населения не противоречит основным видам разрешенного использования земельного участка, установленным Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143. Также считает неправомерной ссылку суда на 1.8.2. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (в редакции от 28.01.2014 N 10), поскольку с заявлением общество обратилось 21.01.2014.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции не явились. Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаются на нахождение испрашиваемого заявителем земельного участка в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-2.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.01.2014 заявитель обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду, сроком на 4 года 11 месяцев, земельного участка площадью 909 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Свердловский район, северо-западнее жилого дома по ул. Холмогорской, 2д, под некапитальный многофункциональный социально-бытовой объект для обслуживания населения.
Письмом от 17.03.2014 Департамент земельных отношений отказал в предоставлении земельного участка, со ссылкой на отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (л.д. 7-8).
Считая данный отказ Департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом недействительным, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии двух условий в совокупности: если он не соответствует закону или иному нормативному акту и если он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Во исполнение требований п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее Порядок), который регламентирует процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми.
Согласно п. 2.5. Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка.
При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного.
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом (п. 2.6. Порядка).
Согласно п. 1.6.11. Порядка предоставление земельного участка невозможно, если имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Как следует из заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационно-ландшафтной территории Р-2, цель использования земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
Согласно ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, указанная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.
В качестве основных видов разрешенного использования в зоне Р-2 предусмотрены зеленые насаждения, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: игровые площадки, фонтаны, малые архитектурные формы, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что зона Р-2 выделена преимущественно для отдыха населения в целях обеспечения интересов неограниченного круга лиц, размещение объектов социально-бытового назначения не относится к основным видам размещенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Довод заявителя о соответствии указанной им цели предоставления земельного участка градостроительному зонированию судом апелляционной инстанции отклонен с учетом вышеизложенного.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Нестационарные торговые объекты размещаются на территории города Перми на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы, в части размещения нестационарных торговых объектов". Уполномоченным на заключение таких договоров лицом является Управление по развитию потребительского рынка.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок в схеме размещения нестационарных объектов отсутствует.
Решение Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", было принято во исполнение требования Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Уставом города Перми.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Устава города Перми администрация города либо уполномоченные органы осуществляют предоставление и изъятие земельных участков в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Пермского края и города Перми.
Согласно п. 1.8.2. Порядка, в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, действующей на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. При этом размер указанного земельного участка не должен превышать 35 кв. м.
Совокупное толкование указанных норм, устанавливающих право органов местного самоуправления по предоставлению находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, в пределах их компетенции для целей, не связанных со строительством, и принятого решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, свидетельствует о том, что после вступления в законную силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10 на территории города Перми не осуществляется предоставление земельных участки для целей, не связанных со строительством, поскольку земельные участки предоставляться могут только исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами.
Учитывая, что указанный нормативный акт опубликован в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" 07.02.2014 N 7, оснований для применения Порядка в редакции, утратившей свою законную силу на момент принятия отказа, у ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, основания для принятия решения о предоставления земельного участка в аренду у ответчика отсутствовали, права ответчика решением Департамента не нарушены.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 16.09.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 сентября 2014 года по делу N А50-11935/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 N 17АП-14923/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-11935/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. N 17АП-14923/2014-ГК
Дело N А50-11935/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Зайнак О.А., доверенность от 09.06.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мустанг"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 сентября 2014 года
по делу N А50-11935/2014,
вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мустанг" (ОГРН 1065904111723, ИНН 5904143682)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми,
заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми,
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мустанг" (далее - заявитель, ООО "Мустанг") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик) от 17.03.2014 N И-21-01-09-4388 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка площадью 909 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Свердловский район, северо-западнее жилого дома по ул. Холмогорской, 2д, под некапитальный многофункциональный социально-бытовой объект для обслуживания населения в аренду сроком на 4 года 11 месяцев; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возможности предоставления в аренду сроком на 4 года 11 месяцев указанного земельного участка.
Согласно ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми.
Решением суда от 16.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель направил в суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель ссылается на неправильное применение судом п. 4.1., 4.2. решения Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы, в части размещения нестационарных торговых объектов", поскольку при использовании некапитального многофункционального социально-бытового объекта заявитель не намерен заниматься деятельностью, связанной с торговлей. Размещение на земельном участке некапитального объекта - некапитального многофункционального социально-бытового объекта для обслуживания населения не противоречит основным видам разрешенного использования земельного участка, установленным Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143. Также считает неправомерной ссылку суда на 1.8.2. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (в редакции от 28.01.2014 N 10), поскольку с заявлением общество обратилось 21.01.2014.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции не явились. Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаются на нахождение испрашиваемого заявителем земельного участка в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-2.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.01.2014 заявитель обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду, сроком на 4 года 11 месяцев, земельного участка площадью 909 кв. м, расположенного по адресу г. Пермь, Свердловский район, северо-западнее жилого дома по ул. Холмогорской, 2д, под некапитальный многофункциональный социально-бытовой объект для обслуживания населения.
Письмом от 17.03.2014 Департамент земельных отношений отказал в предоставлении земельного участка, со ссылкой на отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (л.д. 7-8).
Считая данный отказ Департамента незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом недействительным, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии двух условий в совокупности: если он не соответствует закону или иному нормативному акту и если он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Во исполнение требований п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее Порядок), который регламентирует процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми.
Согласно п. 2.5. Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка.
При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного.
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом (п. 2.6. Порядка).
Согласно п. 1.6.11. Порядка предоставление земельного участка невозможно, если имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Как следует из заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, земельный участок расположен в территориальной зоне рекреационно-ландшафтной территории Р-2, цель использования земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
Согласно ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, указанная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.
В качестве основных видов разрешенного использования в зоне Р-2 предусмотрены зеленые насаждения, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: игровые площадки, фонтаны, малые архитектурные формы, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что зона Р-2 выделена преимущественно для отдыха населения в целях обеспечения интересов неограниченного круга лиц, размещение объектов социально-бытового назначения не относится к основным видам размещенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Довод заявителя о соответствии указанной им цели предоставления земельного участка градостроительному зонированию судом апелляционной инстанции отклонен с учетом вышеизложенного.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Нестационарные торговые объекты размещаются на территории города Перми на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 "Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы, в части размещения нестационарных торговых объектов". Уполномоченным на заключение таких договоров лицом является Управление по развитию потребительского рынка.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок в схеме размещения нестационарных объектов отсутствует.
Решение Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", было принято во исполнение требования Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Уставом города Перми.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Устава города Перми администрация города либо уполномоченные органы осуществляют предоставление и изъятие земельных участков в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Пермского края и города Перми.
Согласно п. 1.8.2. Порядка, в редакции решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, действующей на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами. При этом размер указанного земельного участка не должен превышать 35 кв. м.
Совокупное толкование указанных норм, устанавливающих право органов местного самоуправления по предоставлению находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, в пределах их компетенции для целей, не связанных со строительством, и принятого решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10, свидетельствует о том, что после вступления в законную силу решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10 на территории города Перми не осуществляется предоставление земельных участки для целей, не связанных со строительством, поскольку земельные участки предоставляться могут только исключительно для размещения временных объектов - металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами.
Учитывая, что указанный нормативный акт опубликован в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" 07.02.2014 N 7, оснований для применения Порядка в редакции, утратившей свою законную силу на момент принятия отказа, у ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, основания для принятия решения о предоставления земельного участка в аренду у ответчика отсутствовали, права ответчика решением Департамента не нарушены.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 16.09.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 сентября 2014 года по делу N А50-11935/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)