Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2015 N Ф03-1304/2015 ПО ДЕЛУ N А04-7046/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. N Ф03-1304/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области:
- - Щербина Ю.С., представитель по доверенности б/н от 18.03.2015;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области:
- - Васильева Ю.С., представитель по доверенности б/н от 17.09.2012;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом:
- Васильева Ю.С., представитель на основании поручения
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
на решение от 26.11.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015
по делу N А04-7046/2014 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: В.И. Котляревский, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурземпроект"
к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства", Амурская межрайонная природоохранная прокуратура
о признании незаконным отказа, обязании вынести решение
Общество с ограниченной ответственностью "Амурземпроект" (ОГРН 1062801082123, ИНН 2801118167, адрес (место нахождения): 675505, Амурская область, с. Усть-Ивановка, ул. Ленина, 75; далее - ООО "Амурземпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ):
- - о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, оформленного письмом от 25.08.2014 N 06-11/3703, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 N 219 о принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 11 25 885 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество"; о принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221 222 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество";
- - о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, оформленного письмом от 25.08.2014 N 06-11/3702, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 N 218 о принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298 237 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество";
- - о возложении на Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обязанности вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 11 25 885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" в кварталах N 583 (части выделов 2, 7, 8, 9, 15, 16, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 33, 34, 35, 36); квартал 573 (части выделов 2, 3, 7, 8, 9, 13, 18, 21, 22, 25, 27, 28); квартал 561 (части выделов 1, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 17,18, 19, 21, 25, 29, 27, 28, 26); квартал 545 (части выделов 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 20, 21, 22); квартал 525 (части выделов 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 17, 19); квартал 523 (части выделов 4, 23); квартал 501 (части выделов 20);
- - о возложении на Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обязанности вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221 222 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 64 (части выделов 2, 3, 4, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26), квартал 79 (части выделов 3);
- - о возложении на Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обязанности вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298 237 кв. м путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 31 (части выделов 22, 23, 25) квартал 34 (части выделов 14, 17, 18), квартал 53 (части выдела 14) квартал 78 (части выделов 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 21), квартал 79 (части выдела 3).
Решением суда от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - Министерство, ответчик) просит отменить вынесенные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права. По его мнению, полномочия по принятию решения об образовании земельных участков лесного фонда принадлежит Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ТУ Росимущества), в связи с чем выводы судов об обязанности Министерства вынести решения об образовании земельных участков являются ошибочными. Также в обоснование своей позиции ссылается на решение по делу N А73-10933/2014.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержал доводы жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и дал свои пояснения. Представитель ТУ Росимущества и Росимущества привел свои возражения против доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения. Иные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказом Управления лесного хозяйства Амурской области от 20.05.2013 N 457-ОД (в редакции приказа от 24.12.2013 N 1192-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 112,59 га в кварталах 583 (части выделов 30, 23, 27, 28, 9, 15, 16, 18, 21, 26, 34, 35, 33, 23, 36, 16, 24, 25, 22, 19, 9, 7, 2), 573 (части выделов 21, 22, 28, 13, 18, 27, 2, 7, 25, 9, 2, 3, 8), 561 (части выделов 26, 28, 25, 29, 27, 15, 17, 21, 18, 19, 1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 31, 4, 4, 1, 5), 545 (части выделов 15, 12, 14, 21, 22, 11, 1, 6, 8, 9, 10, 20, 7, 3), 525 (части выделов 9, 12, 19, 6, 8, 16, 6, 17, 14, 1, 2, 4, 5, 13), 523 (части выделов 4, 13), 501 (части выдела 20) Соловьевского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 146-2013-12, с условным номером лесного участка 10:254:06:0146, в целях реконструкции автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4 - км 38, Амурская область.
Также приказом Управления лесного хозяйства Амурской области от 22.05.2013 N 460-ОД (в редакции приказа от 24.12.2013 N 1194-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 22,12 га в квартале 64 (части выделов 25, 23, 26, 22, 18, 14, 19, 20, 15, 16, 11, 12, 3, 4, 8, 2) Сковородинского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 390-2013-05, с условным номером лесного участка 10:249:16:0437, в целях реконструкции той же автомобильной дороги.
На основании приказа Управления лесного хозяйства Амурской области от 24.07.2013 N 654-ОД (в редакции приказа от 31.12.2013 N 1226-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 29,82 га в кварталах 34 (части выделов 14, 17, 18), 53 (части выдела 14), 78 (части выделов 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 21), 31 (части выделов 22, 23, 25), 79 (части выдела 3) Сковородинского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 437-2013-12, с условным номером лесного участка 10:249:16:0437, в целях строительства автомобильной дороги "Подъезд к границе с Китайской народной республикой (с.Джалинда) от автомобильной дороги М-56 "Лена" км 0 - км 11, Амурская область".
29.07.2013 между ООО "Амурземпроект" и ФКУ "Межрайонной дирекцией по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" заключен государственный контракт N 0322100024513000068-0145776-04, предметом которого является проведение кадастровых работ и работ по переводу земельных участков из одной категории в другую в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, необходимые для строительства и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Подъезд к границе с Китайской Народной Республикой (с.Джалинда) от автомобильной дороги М-56 "Лена" км 0 - км 11, Амурская область (пункт 1.1 контракта).
29.07.2013 между ООО "Амурземпроект" и ФКУ "Межрайонной дирекцией по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" заключен государственный контракт N 0322100024513000071-0145776-04 на выполнение кадастровых работ и работ по переводу земельных участков из одной категории в другую в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, необходимые для реконструкции автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4 - км 38, Амурская область.
В соответствии с пунктом 1.2 указанных государственных контрактов состав работ, объем работ и требования к их выполнению определяются Техническим заданием заказчика. Перечень документов, оформляемых Подрядчиком на каждом этапе и при окончательной сдаче работ, указан в Техническом задании (приложение 1 к контракту).
Согласно контрактам ООО "Амурземпроект" выполняет работы согласно календарному плану выполнения работ (приложения N 2 к государственным контрактам).
Третьим этапом календарного плана выполнения работ (приложение N 2) предусмотрено, что ООО "Амурземпроект" в срок не позднее 25.12.2013 выполняет работы по комплектации документов для принятия решения о переводе земельных участков из категории земель лесного фонда, а также иных категорий земель в земли промышленности и иного специального назначения; подготовке ходатайства и направления документов в органы исполнительной власти для принятия решения о переводе земельных участков из категории земель лесного фонда, а также иных категорий земель в земли промышленности и иного специального назначения.
Четвертым этапом календарного плана выполнения работ (приложение N 2) предусмотрено до 28.02.2014 выполнить сопровождение материалов, обосновывающих перевод на всех этапах перевода и во всех органах власти, рассматривающих заявление о переводе.
24.07.2014 ООО "Амурземпроект", действующее от имени ФКУ ДСД "Дальний Восток", на основании заключенных государственных контрактов обратилось в Министерство с заявлениями N 218, 219 о принятии решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами: 28:24:000000:1211, 28:24:014100:1540, 28:26:030000:7561.
Министерство в письмах от 25.08.2014 N 06-11/3702 и N 06-11/3703 сообщило обществу о невозможности принятия решений, так как в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт о наделении полномочиями органов государственной власти субъектов по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда вступает в силу с 01.03.2015. Кроме того, указало, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Положением о Министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности области данные полномочия не установлены.
Не согласившись с отказами Министерства, изложенными в письмах от 25.08.2014 N 06-11/3702 и N 06-11/3703, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лесным кодексом РФ прямо не урегулированы вопросы по формированию лесных участков, тогда как процедура образования земельных участков подробно определена нормами главы I.1 Земельного кодекса РФ, которые также могут применяться к спорным правоотношениям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных данной нормой права случаев, к числу которых рассматриваемый спор не относится.
При этом пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты уполномоченным органом на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия такого решения необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) прямо предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, включая предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Принимая во внимание, что определение (описание) предмета договора аренды (а при необходимости его формирование в установленном законом порядке) осуществляется непосредственно арендодателем и является одной из неотъемлемых стадий процедуры заключения договора, то реализация таких полномочий в силу специальных предписаний лесного законодательства должна являться прерогативой органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иное может привести к несогласованности действий публичных органов власти по вопросам формирования и дальнейшего предоставления в пользование лесных участков, а также повлечь необоснованное затягивание данных процедур.
Аналогичный вывод следует из анализа содержания полномочий Росимущества в целом и его территориальных органов в частности, установленных Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в редакции от 18.09.2013, от 17.01.2014) "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", и разъяснений, содержащихся в информационных письмах Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21800-ПК/23н и заместителя руководителя Росимущества от 23.10.2013 N ПП-10/49554 "О полномочиях по разделу лесных участков из состава земель лесного фонда".
Кроме того, в ныне действующей редакции пункт 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ добавлен положением о передаче Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда. Наличие таких полномочий также предполагает право органов власти субъектов Российской Федерации по формированию соответствующих участков, без которого осуществление полномочий по предварительному согласованию их предоставления невозможно. Такое изменение нормы права свидетельствует о воле законодателя по передаче соответствующих полномочий на уровень субъекта Российской Федерации.
Также суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 19.06.2014 по делу N А04-1559/2014, имеющим согласно части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлено, что ТУ Росимущества не обладает полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда. Указанные полномочия принадлежат уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отказ в удовлетворении настоящего заявления привел бы к возникновению ситуации, в которой ООО "Амурземпроект" было фактически лишено права на судебную защиту.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 26.11.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А04-7046/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
О.В.ЦИРУЛИК

Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Ю.ЛЕСНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)