Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гарифовым И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2013 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года, принятое по делу N А55-32396/2012, судья Пономарева О.Н.,
по иску Колчанова Евгения Михайловича, Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (ОГРН 1026301159720, ИНН 6316058819), г. Самара,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью,
с участием в судебном заседании:
от истца - Колчанов Е.М. (лично), паспорт, Романова Г.Ф., представитель по доверенности от 12.11.2012 г.,
от ответчика - Кулинко О.С., представитель по доверенности от 25.01.2013 г.,
Колчанов Е.М. обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:9 равной его рыночной стоимости: по состоянию на 01.01.2009 г. в размере 4 697 000 руб., по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 4 697 000 руб., по состоянию на 01.01.2011 г. в размере 4 697 000 руб.
В обоснование своей просьбы истец указал, что существующая кадастровая стоимость земельного участка (11 463 808 руб. 20 коп.) существенно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отзыве на исковое заявление указало, что органом, осуществляющим кадастровый учет в Самарской области, является филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2013 г. удовлетворено ходатайство истца о замене ответчика, в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на надлежащего - федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Заявлением от 05.04.2013 г. в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб. по состоянию на 01.01.2009 г. - 17.10.2012 г.; обязать федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб. по состоянию на 01.01.2009 г. - 17.10.2012 г. с момента вступления в силу судебного акта.
Уточнение иска принято определение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2012 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб., на ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб. с момента вступления в силу судебного акта.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своей просьбы ответчик в жалобе указал, что поскольку истец не является индивидуальным предпринимателем, данное дело неподсудно арбитражному суду. Далее ответчик указал, что методики определения рыночной и кадастровой цены земельного участка, однако установление кадастровой стоимости земельного участка на основе его рыночной оценке противоречит действующему законодательству.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Кулинко О.С. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по указанным в апелляционной жалобе основаниям.
Истец Колчанов Е.М. и его представитель Романова Г.Ф. против удовлетворения апелляционной жалобы возражают.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Колчанов Е.М. на основании договора купли-продажи N 12 от 27.12.1996 г., заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокуйбышевска (с изменениями от 25.07.1997 г.), постановления Главы г. Новокуйбышевска N 3274 от 08.12.1999 г. "О предоставлении Колчанову Евгению Михайловичу земельного участка 15000 кв. м в районе кольцевой развязки троллейбусного депо, под производственную базу, в собственность", на праве собственности владеет земельным участком (для размещения производственной базы предприятия, назначение - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения) площадью 16633,50 кв. м, находящимся по адресу: Самарская область, гор. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения, кадастровый номер земельного участка - 63:04:0302001:9. Указанное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2012 г.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:0009 от 20.11.2007 г. его кадастровая стоимость - 3 960 222 руб. 72 коп.
Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Самарской области вводятся в действие с 21.12.2008 г. На основе результатов государственной кадастровой оценки земель, данным постановлением N 473 от 10.12.2008 г., определена кадастровая стоимость земельного участка. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:9 площадью 16633,50 кв. м был определен в размере 698 руб. 20 коп. за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 11 463 808 руб. 20 коп.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:9 от 15.03.2012 г. его кадастровая стоимость - 11 463 808 руб. 20 коп.
Из отчета об оценке земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения, от 25.10.2012 г. N 1767-1/12 (ООО "ГРАД-Оценка") усматривается, что рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 4 697 000 руб.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость определяется в процентах от его рыночной стоимости (указанная редакция действовала на момент проведения кадастровой оценки спорного земельного участка) либо устанавливается равной его рыночной стоимости (действующая редакция указанной нормы права).
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, в рассматриваемом деле суд вправе устанавливать кадастровую стоимость земельного участка на момент рассмотрения дела в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости земли в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 8 указанных Правил определено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 13 указанных правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка представляет собой кадастровую стоимость такого участка в расчете на единицу его площади (пункт 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39).
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, походы к оценке и требования к проведению оценки" (утв. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. N 256) датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. Таким образом действующее законодательство не запрещает определять стоимость объекта оценки на дату, отличную от даты составления отчета об оценке и, применительно к спорным правоотношениям, не ограничивает период с даты оценки до даты составления отчета об оценке.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", осуществляя полномочия органа кадастрового учета и будучи привлеченным к участию в деле в качестве ответчика, о наличии сомнений в достоверности отчета о рыночной стоимости объекта и противоречий в выводах специалиста - оценщика не заявляло, ходатайств о проведении судебной экспертизы для проверки отчета об оценке либо определения рыночной стоимости спорного земельного участка не заявляло.
В силу статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с этим установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета внести рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 и правилами, определенным пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При этом предусмотренные настоящим законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Положением о Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (постановление Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457) предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, возложены на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Самарской области с 15.09.2010 г. приказом Росреестра от 10.03.2010 г. N П/93.
В силу указанных обстоятельств решение суда первой инстанции, обязавшего ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости является законным и обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, кроме того, не подлежат удовлетворению и по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов, помимо дел, перечисленных в указанной статье, федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
При этом статьей 24.19 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в Самарской области не создано, истец воспользовался единственным способом защиты своих прав путем обращения в арбитражный суд.
Суждения ответчика о невозможности замены кадастровой стоимости земли рыночной стоимостью противоречат действующему законодательству и сложившейся судебной практике и являются необоснованными.
В силу изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года, принятое по делу N А55-32396/2012, оставить без изменения, а апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32396/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А55-32396/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гарифовым И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2013 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года, принятое по делу N А55-32396/2012, судья Пономарева О.Н.,
по иску Колчанова Евгения Михайловича, Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (ОГРН 1026301159720, ИНН 6316058819), г. Самара,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью,
с участием в судебном заседании:
от истца - Колчанов Е.М. (лично), паспорт, Романова Г.Ф., представитель по доверенности от 12.11.2012 г.,
от ответчика - Кулинко О.С., представитель по доверенности от 25.01.2013 г.,
установил:
Колчанов Е.М. обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:9 равной его рыночной стоимости: по состоянию на 01.01.2009 г. в размере 4 697 000 руб., по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 4 697 000 руб., по состоянию на 01.01.2011 г. в размере 4 697 000 руб.
В обоснование своей просьбы истец указал, что существующая кадастровая стоимость земельного участка (11 463 808 руб. 20 коп.) существенно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отзыве на исковое заявление указало, что органом, осуществляющим кадастровый учет в Самарской области, является филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2013 г. удовлетворено ходатайство истца о замене ответчика, в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на надлежащего - федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Заявлением от 05.04.2013 г. в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб. по состоянию на 01.01.2009 г. - 17.10.2012 г.; обязать федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб. по состоянию на 01.01.2009 г. - 17.10.2012 г. с момента вступления в силу судебного акта.
Уточнение иска принято определение Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2012 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб., на ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения с кадастровым номером 63:04:0302001:9 в размере его рыночной стоимости в сумме 4 697 000 руб. с момента вступления в силу судебного акта.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своей просьбы ответчик в жалобе указал, что поскольку истец не является индивидуальным предпринимателем, данное дело неподсудно арбитражному суду. Далее ответчик указал, что методики определения рыночной и кадастровой цены земельного участка, однако установление кадастровой стоимости земельного участка на основе его рыночной оценке противоречит действующему законодательству.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Кулинко О.С. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по указанным в апелляционной жалобе основаниям.
Истец Колчанов Е.М. и его представитель Романова Г.Ф. против удовлетворения апелляционной жалобы возражают.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Колчанов Е.М. на основании договора купли-продажи N 12 от 27.12.1996 г., заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новокуйбышевска (с изменениями от 25.07.1997 г.), постановления Главы г. Новокуйбышевска N 3274 от 08.12.1999 г. "О предоставлении Колчанову Евгению Михайловичу земельного участка 15000 кв. м в районе кольцевой развязки троллейбусного депо, под производственную базу, в собственность", на праве собственности владеет земельным участком (для размещения производственной базы предприятия, назначение - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения) площадью 16633,50 кв. м, находящимся по адресу: Самарская область, гор. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения, кадастровый номер земельного участка - 63:04:0302001:9. Указанное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2012 г.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:0009 от 20.11.2007 г. его кадастровая стоимость - 3 960 222 руб. 72 коп.
Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Самарской области вводятся в действие с 21.12.2008 г. На основе результатов государственной кадастровой оценки земель, данным постановлением N 473 от 10.12.2008 г., определена кадастровая стоимость земельного участка. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:9 площадью 16633,50 кв. м был определен в размере 698 руб. 20 коп. за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 11 463 808 руб. 20 коп.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:9 от 15.03.2012 г. его кадастровая стоимость - 11 463 808 руб. 20 коп.
Из отчета об оценке земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, район кольцевой развязки троллейбусного движения, от 25.10.2012 г. N 1767-1/12 (ООО "ГРАД-Оценка") усматривается, что рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 4 697 000 руб.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость определяется в процентах от его рыночной стоимости (указанная редакция действовала на момент проведения кадастровой оценки спорного земельного участка) либо устанавливается равной его рыночной стоимости (действующая редакция указанной нормы права).
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, в рассматриваемом деле суд вправе устанавливать кадастровую стоимость земельного участка на момент рассмотрения дела в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости земли в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 8 указанных Правил определено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 13 указанных правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка представляет собой кадастровую стоимость такого участка в расчете на единицу его площади (пункт 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39).
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, походы к оценке и требования к проведению оценки" (утв. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. N 256) датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. Таким образом действующее законодательство не запрещает определять стоимость объекта оценки на дату, отличную от даты составления отчета об оценке и, применительно к спорным правоотношениям, не ограничивает период с даты оценки до даты составления отчета об оценке.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", осуществляя полномочия органа кадастрового учета и будучи привлеченным к участию в деле в качестве ответчика, о наличии сомнений в достоверности отчета о рыночной стоимости объекта и противоречий в выводах специалиста - оценщика не заявляло, ходатайств о проведении судебной экспертизы для проверки отчета об оценке либо определения рыночной стоимости спорного земельного участка не заявляло.
В силу статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с этим установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета внести рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 и правилами, определенным пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При этом предусмотренные настоящим законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Положением о Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (постановление Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457) предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, возложены на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Самарской области с 15.09.2010 г. приказом Росреестра от 10.03.2010 г. N П/93.
В силу указанных обстоятельств решение суда первой инстанции, обязавшего ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости является законным и обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, кроме того, не подлежат удовлетворению и по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов, помимо дел, перечисленных в указанной статье, федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
При этом статьей 24.19 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в Самарской области не создано, истец воспользовался единственным способом защиты своих прав путем обращения в арбитражный суд.
Суждения ответчика о невозможности замены кадастровой стоимости земли рыночной стоимостью противоречат действующему законодательству и сложившейся судебной практике и являются необоснованными.
В силу изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года, принятое по делу N А55-32396/2012, оставить без изменения, а апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)