Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ски Комплект" - Соколова А.В. (доверенность от 19.12.2013), от третьего лица - администрации Краснодарского края - Свашенко Е.С. (доверенность от 10.12.2013), в отсутствие заинтересованных лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации города Сочи, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-39756/2012, установил следующее.
ООО "Ски Комплект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) по исправлению ошибки и отказе актуализировать сведения кадастрового учета при наличии документов, подтверждающих неправомерность применения при расчетах кадастровой стоимости вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для многоэтажной жилой застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:22 (бездействие в отношении внесения изменений), участков с кадастровыми номерами: 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21 (бездействие по проведению актуализации сведений); возложении на заинтересованных лиц обязанности признать факт нахождения на дату до введения кадастровой оценки и на дату утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство, как это предусмотрено правилами землепользования и застройки, утвержденными в 2009 году; возложении на заинтересованных лиц обязанности исправить ошибку в кадастровых сведениях на основании данных градостроительной базы и внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельного участка 23:4949:0420022:22; актуализировать сведения в отношении земельных участков 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21 об изменении кадастровой стоимости, а именно: внести изменения в сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной на основе удельного показателя в размере 12 418 рублей 76 копеек с даты утверждения результатов кадастровой стоимости (01.01.2012); возложении обязанности внести в ГКН сведения о действительной рыночной стоимости названных земельных участков, полученной на основании отчета об оценке от 09.11.2012 N 426/2012, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда, в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420022:22-18 045 тыс. рублей; 23:49:0420022:20-18 045 тыс. рублей; 23:49:0420022:19-18 045 тыс. рублей; 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21-17 503 650 рублей; установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что при установлении кадастровой стоимости земельных участков не принят во внимание вид их разрешенного использования, что повлекло несение обществом расходов по обязательным платежам в увеличенном размере.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Сочи, администрация Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Решением от 07.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2014, заявленные требования удовлетворены в части. Суды установили на дату утверждения результатов кадастровой оценки нахождение земельных участков в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство, возложив на кадастровую палату обязанность внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установив кадастровую стоимость каждого из трех участков в размере 18 045 тыс. рублей, а земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21 в размере 17 503 650 рублей, с применением удельного показателя в размере 12 418 рублей 76 копеек с 01.01.2012. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация города Сочи просит состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что общество не представило надлежащих доказательств того, что в результате действий заинтересованных лиц произошла кадастровая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве. Представитель администрации Краснодарского края разделяет позицию подателя кассационной жалобы.
Иные участники процесса явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей общества и администрации Краснодарского края, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:22, 23:49:0420022:1139 (предыдущий номер 23:49:0420022:21), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 116-120).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - приказ от 22.11.2011 N 1756) (т. 1, л.д. 81, 82) земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420022:22 установлена кадастровая стоимость в размере 156 780 120 рублей, что подтверждается кадастровой справкой от 21.08.2012 и кадастровой выпиской о земельном участке от 21.08.2012 N 2343/12/12-541059 (т. 1, л.д. 147-151, 153).
Кадастровая стоимость рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края, установленного в размере 104 520 рублей 08 копеек.
При расчете удельного показателя использован вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, что подтверждается приложением N 2 к приказу от 22.11.2011 N 1756 (т. 1, л.д. 83-85).
Относительно остальных трех участков кадастровая стоимость установлена по итогам ее определения в 2008 году.
Для земельных участков 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:22 удельный показатель установлен в размере 49 740 рублей 85 копеек (отсутствует в приложении N 2 к приказу от 22.11.2011 N 1756).
Для земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:1139 применен удельный показатель в размере 14 516 рублей 88 копеек, как для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
На основании сведений, полученных из информационного ресурса - Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, спорные земельные участки расположены в зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка до 15 метров.
Полагая, что при установлении кадастровой стоимости земельных участков, не принят во внимание вид их разрешенного использования, что повлекло за собой несение расходов по обязательным платежам в увеличенном размере, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ (пункт 5 статьи 4).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в ГКН (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N-945 "О государственной кадастровой оценке земель" в соответствии с Правилами, утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и 2.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" признано утратившим силу распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
С 01.01.2012 на территории Краснодарского края действуют результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом от 22.11.2011 N 1756.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что исследуемые участки предоставлены исключительно для проектирования жилых домов, приложение N 2 к приказу департамента N 1756 не предусматривает строительство многоэтажных жилых домов, с учетом разрешенного использования спорных земельных участков, применению подлежал удельный показатель кадастровой стоимости 12 418 рублей 76 копеек - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, который должен был быть применен к спорным земельным участкам с даты вступления в законную силу приказа от 22.11.2011 N 1756, поскольку земельные участки истца на эту дату были поставлены на кадастровый учет, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования в части определения надлежащей кадастровой стоимости и возложения обязанности на орган кадастрового учета внести изменения в сведения ГКН о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее в размере, определенном, исходя из подлежащего применению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с разрешенным использованием - для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Апелляционный суд, исследуя доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора, отметив, что администрация не представила надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции. В удовлетворении части требований к регистрационной службе правомерно отказано, поскольку указанный государственный орган не изменяет сведения в соответствующем реестре в силу своих полномочий.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А32-39756/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2014 ПО ДЕЛУ N А32-39756/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу N А32-39756/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ски Комплект" - Соколова А.В. (доверенность от 19.12.2013), от третьего лица - администрации Краснодарского края - Свашенко Е.С. (доверенность от 10.12.2013), в отсутствие заинтересованных лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации города Сочи, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-39756/2012, установил следующее.
ООО "Ски Комплект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) по исправлению ошибки и отказе актуализировать сведения кадастрового учета при наличии документов, подтверждающих неправомерность применения при расчетах кадастровой стоимости вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для многоэтажной жилой застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:22 (бездействие в отношении внесения изменений), участков с кадастровыми номерами: 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21 (бездействие по проведению актуализации сведений); возложении на заинтересованных лиц обязанности признать факт нахождения на дату до введения кадастровой оценки и на дату утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство, как это предусмотрено правилами землепользования и застройки, утвержденными в 2009 году; возложении на заинтересованных лиц обязанности исправить ошибку в кадастровых сведениях на основании данных градостроительной базы и внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельного участка 23:4949:0420022:22; актуализировать сведения в отношении земельных участков 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21 об изменении кадастровой стоимости, а именно: внести изменения в сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной на основе удельного показателя в размере 12 418 рублей 76 копеек с даты утверждения результатов кадастровой стоимости (01.01.2012); возложении обязанности внести в ГКН сведения о действительной рыночной стоимости названных земельных участков, полученной на основании отчета об оценке от 09.11.2012 N 426/2012, в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда, в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420022:22-18 045 тыс. рублей; 23:49:0420022:20-18 045 тыс. рублей; 23:49:0420022:19-18 045 тыс. рублей; 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21-17 503 650 рублей; установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что при установлении кадастровой стоимости земельных участков не принят во внимание вид их разрешенного использования, что повлекло несение обществом расходов по обязательным платежам в увеличенном размере.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Сочи, администрация Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Решением от 07.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2014, заявленные требования удовлетворены в части. Суды установили на дату утверждения результатов кадастровой оценки нахождение земельных участков в зоне Ж-2 с разрешенным использованием - под малоэтажное жилое строительство, возложив на кадастровую палату обязанность внести в ГКН изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установив кадастровую стоимость каждого из трех участков в размере 18 045 тыс. рублей, а земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:1139 - предыдущий 23:49:0420022:21 в размере 17 503 650 рублей, с применением удельного показателя в размере 12 418 рублей 76 копеек с 01.01.2012. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация города Сочи просит состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что общество не представило надлежащих доказательств того, что в результате действий заинтересованных лиц произошла кадастровая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве. Представитель администрации Краснодарского края разделяет позицию подателя кассационной жалобы.
Иные участники процесса явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей общества и администрации Краснодарского края, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:22, 23:49:0420022:1139 (предыдущий номер 23:49:0420022:21), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - разработка проектной документации для строительства жилых домов многофункционального комплекса "Катерина-Резиденс", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 116-120).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - приказ от 22.11.2011 N 1756) (т. 1, л.д. 81, 82) земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420022:22 установлена кадастровая стоимость в размере 156 780 120 рублей, что подтверждается кадастровой справкой от 21.08.2012 и кадастровой выпиской о земельном участке от 21.08.2012 N 2343/12/12-541059 (т. 1, л.д. 147-151, 153).
Кадастровая стоимость рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края, установленного в размере 104 520 рублей 08 копеек.
При расчете удельного показателя использован вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, что подтверждается приложением N 2 к приказу от 22.11.2011 N 1756 (т. 1, л.д. 83-85).
Относительно остальных трех участков кадастровая стоимость установлена по итогам ее определения в 2008 году.
Для земельных участков 23:49:0420022:19, 23:49:0420022:20, 23:49:0420022:22 удельный показатель установлен в размере 49 740 рублей 85 копеек (отсутствует в приложении N 2 к приказу от 22.11.2011 N 1756).
Для земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420022:1139 применен удельный показатель в размере 14 516 рублей 88 копеек, как для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
На основании сведений, полученных из информационного ресурса - Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, спорные земельные участки расположены в зоне Ж-2 - малоэтажная жилая застройка до 15 метров.
Полагая, что при установлении кадастровой стоимости земельных участков, не принят во внимание вид их разрешенного использования, что повлекло за собой несение расходов по обязательным платежам в увеличенном размере, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ.
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ (пункт 5 статьи 4).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в ГКН (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N-945 "О государственной кадастровой оценке земель" в соответствии с Правилами, утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и 2.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" признано утратившим силу распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
С 01.01.2012 на территории Краснодарского края действуют результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом от 22.11.2011 N 1756.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что исследуемые участки предоставлены исключительно для проектирования жилых домов, приложение N 2 к приказу департамента N 1756 не предусматривает строительство многоэтажных жилых домов, с учетом разрешенного использования спорных земельных участков, применению подлежал удельный показатель кадастровой стоимости 12 418 рублей 76 копеек - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, который должен был быть применен к спорным земельным участкам с даты вступления в законную силу приказа от 22.11.2011 N 1756, поскольку земельные участки истца на эту дату были поставлены на кадастровый учет, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования в части определения надлежащей кадастровой стоимости и возложения обязанности на орган кадастрового учета внести изменения в сведения ГКН о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее в размере, определенном, исходя из подлежащего применению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с разрешенным использованием - для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Апелляционный суд, исследуя доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора, отметив, что администрация не представила надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции. В удовлетворении части требований к регистрационной службе правомерно отказано, поскольку указанный государственный орган не изменяет сведения в соответствующем реестре в силу своих полномочий.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А32-39756/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)