Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2014 N Ф06-16665/2013 ПО ДЕЛУ N А12-6288/2014

Требование: О признании незаконным бездействия органа по управлению государственным имуществом, выразившегося в неосуществлении предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ действий, направленных на предоставление земельного участка, обязании предоставить участок.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что его заявление о предоставлении земельного участка в аренду не было рассмотрено в установленный законом срок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу N А12-6288/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплевой М.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.04.2014 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-6288/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Людмила-95" (ОГРН 1023403845849, ИНН 3445015261), г. Волгоград, к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Людмила-95" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не осуществлении предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действий, направленных на предоставление земельного участка, расположенного в Советском районе г. Волгограда по ул. Ужгородской, ориентировочной площадью 1100 кв. м для размещения магазина продовольственных товаров.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать ответчика в течение четырех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права заявителя на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в Советском районе г. Волгограда по ул. Ужгородской, ориентировочной площадью 1100 кв. м: организовать проведение работ по формированию земельного участка; определить разрешенное использование земельного участка; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к этим сетям; обеспечить опубликование сообщения о предоставлении земельного участка Обществу; в случае отсутствия заявок от иных лиц, заключить договор аренды данного земельного участка с Обществом, а в случае поступления заявок от иных лиц, организовать и провести торги по продаже права аренды сформированного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014, заявленные требования общества удовлетворены.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Общество 03.09.2012 обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1100 кв. м по ул. Ужгородской в Советском районе г. Волгограда для размещения магазина продовольственных товаров (л.д. 44).
Решение по указанному заявлению ответчиком до настоящего времени не принято, что и послужило основанием к обращению Общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Статьей 30 ЗК РФ регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с данной статьей предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования места размещения объектов;
2) с предварительным согласование места размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства осуществляется с проведением работ по формированию такого участка (проведение кадастровых работ, осуществление кадастрового учета).
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства. В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в размещении объекта.
В соответствии с частью 8 статьи 30 ЗК РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" (далее - Закон N 33-ОД) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области" указанные полномочия возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Для реализации положений Закона от 06.04.2012 N 33-ОД между Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Администрацией Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда 05.07.2012 заключено Соглашение о взаимодействии.
Постановлением администрации Волгограда от 17.10.2012 N 2927 утвержден Временный регламент взаимодействия структурных подразделений администрации Волгограда по исполнению условий соглашения о взаимодействии при реализации Закона Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" (далее - Временный регламент).
Согласно пункту 1.1. настоящий Временный регламент устанавливает сроки, последовательность действий структурных подразделений администрации Волгограда при исполнении условий соглашения о взаимодействии при реализации Закона Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" от 05.07.2012 б/н, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрацией Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда.
Пунктом 2.1. Временного регламента установлено, что прием обращений государственного органа о выборе земельного участка, осуществляется комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда.
Период подготовки структурными подразделениями администрации Волгограда мотивированных ответов согласно пункту 2.5. составляет семь рабочих дней.
В соответствии с пунктом 2.6. Временного регламента при получении заключений и информации от учреждений и предприятий, содержащих вывод о невозможности выбора земельного участка, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в течение пяти рабочих дней информирует государственный орган о невозможности выбора земельного участка с приложением поступивших заключений.
В случае получения заключений, содержащих выводы о возможности выбора земельного участка, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в соответствии с пунктом 2.7. Временного регламента обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта.
Выбор земельного участка (участков) оформляется комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда актом о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению 4 к настоящему Временному регламенту.
Схема расположения земельного участка и составленный акт в течение одного дня направляются комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, который обеспечивает в трехдневный срок их рассмотрение.
Пунктом 2.12. Регламента установлено, что Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда направляет в государственный орган в месячный срок со дня получения обращения государственного органа акт с приложением схемы расположения земельного участка.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в течение десяти календарных дней предоставляет информацию об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков путем публикации информационных материалов в средствах массовой информации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и установив, что до настоящего времени Министерством не выполнена установленная законом обязанность по принятию решения по поступившему от заявителя обращению от 03.09.2012, суды пришли к правильному выводу о том, что допущенное Министерством бездействие не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе право знать о содержании решения по его заявлению. Министерством не доказана невозможность взаимодействия с Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды правомерно признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом первой инстанции были правильно применены положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при указании способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Поскольку в решении суда указано о необходимости рассмотрения по существу такого заявления, и только в случае принятия положительного решения совершить указанные действия, апелляционный суд обоснованно отклонил довод ответчика о том, что резолютивная часть решения суда содержит вывод об обязании Министерства предоставить земельный участок.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. По сути, изложенные заявителем доводы, свидетельствуют о его несогласии с выводами судов и оценкой доказательств, а не о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А12-6288/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Л.ПЕТРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)