Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 N 18АП-9548/2014, 18АП-9551/2014 ПО ДЕЛУ N А34-7325/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. N 18АП-9548/2014, 18АП-9551/2014

Дело N А34-7325/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Кургана и общества с ограниченной ответственностью "Агентство по туризму "Турист" на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2014 по делу N А34-7325/2013 (судья Обабкова Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Бабочкина Александра Сергеевича - Евреинов Александр Михайлович (доверенность от 17.12.2013 б/н);
- Администрации города Кургана - Максимова Галина Владимировна (доверенность от 27.07.2012 N 2401);
- общества с ограниченной ответственностью "Агентство по туризму "Турист" - Скурихин Ярослав Алексеевич (доверенность от 18.06.2014 б/н).

Индивидуальный предприниматель Бабочкин Александр Сергеевич (далее - заявитель, ИП Бабочкин А.С.) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 13.11.2013 N 8453 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Кургана от 24.06.2005 N 1197 "Об утверждении проекта границ и выдаче ООО "Корпорация СПЭЛС" Акта о выборе земельного участка" (далее - постановление от 13.11.2013 N 8453) (т. 1 л.д. 3-6).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Правительство Курганской области, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Шумкова Наталия Федоровна, Петунина Диана Юрьевна, Жилякова Ольга Алексеевна, Нурмиева Махинур Аптулхайевна, Лебедева Светлана Сергеевна, Варшавский Григорий Борисович, Шорохов Валерий Денисович, Степанова Зоя Ильинична, Тетюшев Евгений Алексеевич, Филатова Надежда Юрьевна, общество с ограниченной ответственностью "Агентство по туризму "Турист" (далее - ООО "Агентство по туризму "Турист") (далее - третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2014 (резолютивная часть объявлена 26.06.2014) требования заявителя удовлетворены в полном объеме (т. 4 л.д. 100-108). Суд первой инстанции признал недействительным постановление Администрации города Кургана от 13.11.2013 N 8453 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Кургана от 24.06.2005 N 1197 "Об утверждении проекта границ и выдаче ООО "Корпорация СПЭЛС" Акта о выборе земельного участка".
Не согласившись с указанным решением, заинтересованное лицо и третье лицо обратились с апелляционными жалобами в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Администрация (далее - податель жалобы, апеллянт) в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что на основании постановления Администрации города Кургана N 1197 от 24.06.2005 "Об утверждении проекта границ и выдаче ООО "Корпорация СПЭЛС" акта о выборе земельного участка" на сегодняшний день у заявителя и третьих лиц зарегистрировано право аренды на земельный участок с кадастровым номером 45:25:070309:225, а оспариваемый в рамках настоящего дела муниципальный акт направлен на прекращение данного права, в связи с чем, подлежит признанию недействительным. Апеллянт полагает, что постановление администрации N 8453 от 13.11.2013 о признании утратившим силу постановления N 1197 от 24.06.2005 не направлено на прекращение права аренды заявителя и третьих лиц на указанный земельный участок, так как этот участок иной площади и с иными границами, чем утверждаемый постановлением N 1197.
Администрация указала в жалобе, что договор аренды земельного участка заключался на основании правового акта органа государственной власти, а не органа местного самоуправления, так как полномочия по предоставлению земельных участков для строительства жилых многоквартирных домов были отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Курганской области.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки несоответствию площадей и границ земельного участка с кадастровым номером 45:25:070309:225, находящегося на праве аренды у ИП Бабочкина и остальных дольщиков незавершенного строительством здания, и земельного участка, проект границ которого утверждался постановлением Администрации N 1197 с кадастровым номером 45:25:070309:172. Администрация указала, что это два разных объекта.
Кроме того, администрация полагает, что нарушение прав Бабочкина А.С. как индивидуального предпринимателя не подтверждено никакими доказательствами.
В апелляционной жалобе ООО "Агентство по туризму "Турист" (далее - податель жалобы, апеллянт) просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Агентство по туризму "Турист" по существу повторяют доводы жалобы Администрации.
ООО "Агентство по туризму "Турист" считает постановление администрации N 8453 от 13.11.2013 законным и обоснованным, поскольку постановление N 1197 от 24.06.2005 перестало влечь правовые последствия в связи с прекращением существования прежнего земельного участка с кадастровым номером 45:25:070309:172 и возникновением нового земельного участка с кадастровым номером 45:25:070309:225.
К дате судебного заседания Правительство Курганской области представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором указало, что с доводами апелляционных жалоб не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
По мнению Правительства Курганской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации непосредственно затрагивает права и интересы заявителя, поскольку заявитель является в настоящее время арендатором земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Правительства Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Тетюшева Евгения Алексеевича, Лебедевой Светланы Сергеевны, Петуниной Дианы Юрьевны,, Жиляковой Ольги Алексеевны, Варшавского Григория Борисовича, Степановой Зои Ильиничны, Шумковой Натальи Федоровны, Шорохова Валерия Денисовича, Нурмиевой Махинур Аптулхайевны, Филатовой Надежды Юрьевны не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
В судебном заседании представители администрации и ООО "Агентство по туризму "Турист" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах в полном объеме.
Представитель заявителя возражал относительно доводов апелляционных жалоб, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации города Кургана от 24.06.2005 N 1197 "Об утверждении проекта границ и выдаче ООО "Корпорация "СПЭЛС" Акта о выборе земельного участка", утвержден проект границ земельного участка площадью 0,58 га (пункт 1).
В пункте 2 указанного постановления указано: выдать ООО "Корпорация "СПЭЛС" акт о выборе земельного участка для размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по ул. Куйбышева в г. Кургане. Произвести снос жилого дома по ул. Куйбышева N 73 в 2005 году и жилого дома по ул. Куйбышева в 2006 году (пункт 3). Согласованный Акт о выборе земельного участка предоставить в Администрацию (Правительство) Курганской области для дальнейшего оформления документов (пункт 4) (т. 1 л.д. 28).
В соответствии с указанным постановлением ООО "Корпорация "СПЭЛС" выдан Акт о выборе земельного участка для размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по ул. Куйбышева в г. Кургане (т. 1 л.д. 76-79).
Распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 23.08.2005 N 255-р "О предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями ООО "Корпорация "СПЭЛС" предварительно согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке площадью 0,5245 га по ул. Куйбышева в г. Кургане на землях поселений ООО "Корпорация "СПЭЛС". Согласно пункту 2 данного распоряжения земельный участок общей площадью 0,58 га по ул. Куйбышева в г. Кургане сформирован из земель поселений и включает ранее учтенные земельные участки (части земельных участков), в том числе часть земельного участка площадью 0,0704 га с кадастровым номером 45:25:07 03 09:0127 по ул. Куйбышева, 73 (т. 1 л.д. 30).
08.11.2005 Администрацией (Правительством) Курганской области принято Распоряжение N 363-р о предоставлении ООО "Корпорация "СПЭЛС" в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 0,5245 га с кадастровым номером 45:25:070309:0172 для размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по ул. Куйбышева в г. Кургане (т. 1 л.д. 31).
На основании распоряжения Правительства Курганской области N 363-р между Департаментом имущества и промышленной политики Курганской области и ООО "Корпорация "СПЭЛС" был заключен договор от 08.11.2005 N 1043-з аренды земельного участка с кадастровым номером 45:25:070309:0172, который был зарегистрирован в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации за N 45-45-01/084/2005-307 (т. 1 л.д. 11-16).
Согласно пункту 1 соглашения от 05.05.2011 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.11.2005 N 1043-з, стороны договорились изложить раздел 1 договора в следующей редакции: "Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:070309:225, местоположение установлено относительно ориентира: Курганская область, г. Курган, ул. Куйбышева, площадью 5029 кв. м для размещения многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (т. 1 л.д. 23-24).
Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 45:25:070309:225 содержит сведения о том, что предыдущим кадастровым номером земельного участка является номер 45:25:070309:0172 (т. 1 л.д. 25-26).
Для финансирования строительства указанного жилого дома ООО "Корпорация "СПЭЛС" привлекало средства дольщиков, однако свои обязательства перед дольщиками не исполнило.
Третьи лица: Шумкова Н.Ф., Петунина Д.Ю., Жилякова О.А., Нурмиева М.А., Лебедева С.С., Варшавский Г.Б., Шорохов В.Д., Степанова З.И., Тетюшев Е.А. являются дольщиками застройщика ООО "Корпорация "СПЭЛС", что подтверждается решением Курганского городского суда от 07.12.2010 по делу N 2-9672/10 (т. 1 л.д. 54-57).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.04.2010 по делу N А34-5450/2009 ООО "Корпорация "СПЭЛС" было признано банкротом, открыто конкурсное производство (в деле).
В ходе процедуры банкротства ООО "Корпорация "СПЭЛС" незавершенный строительством объект кадастровый (условный) номер 45-45-01/118/2006-258 по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, ранее принадлежавший ООО "Корпорация "СПЭЛС", перешел в общую долевую собственность участников долевого строительства на основании решения Курганского городского суда от 07.12.2010 по делу N 2-9672/10 (т. 1 л.д. 54-57).
24.10.2011 в связи с переходом незавершенного строительством объекта в собственность участников долевого строительства между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (арендодатель) и ООО "Стройтекс", Лебедевой С.С., Варшавским Г.Б., Шороховым В.Д., Жиляковой О.А., Нурмиевой М.А., Тетюшевым Е.А., Шумковой Н.Ф., Степановой З.И., Петуниной Д.Ю. (соарендаторы) было подписано соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.11.2005 N 1043-з, в соответствии с которым в указанный договор аренды внесены изменения касающиеся множественности лиц на стороне арендатора. Указанное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области 17.01.2012 (т. 1 л.д. 32-42 оборот).
Из содержания, вступившего в законную силу решения Курганского городского суда по делу 2-9672/10 (т. 1 л.д. 54-57), выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 19.07.2013 года (т. 1 л.д. 52-53), усматривается, что на арендованном земельном участке ООО "Корпорация "СПЭЛС" с привлечением средств участников долевого строительства был возведен незавершенный строительством объект (жилой дом).
В связи с признанием ООО "Корпорация "СПЭЛС" несостоятельным (банкротом), 21.06.2011 между указанным обществом и ООО "Стройтекс" был заключен договор купли-продажи доли в размере 1689/1824 в праве собственности на незавершенный строительством объект, а также права аренды земельного участка с кадастровым номером 45:25:070309:225.
Ввиду того, что на незавершенный строительством объект было приобретено право собственности, в договор аренды земельного участка N 1043-з от 08.11.2005 соглашением от 24.10.2011 были внесены изменения в части множественности лиц на стороне арендатора.
Из текста соглашения, а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 24.07.2013 следует, что арендаторами земельного участка с кадастровым номером 45:25:070309:225 являются ООО "Стройтекс", Шорохов Валерий Денисович, Жилякова Ольга Алексеевна, Лебедева Светлана Сергеевна, Петунина Диана Юрьевна, Нурмиева Махинур Аптулхайевна, Шумкова Наталия Федоровна, Степанова Зоя Ильинична, Тетюшев Евгений Алексеевич, Варшавский Григорий Борисович, Бабочкин Александр Сергеевич.
Согласно соглашению от 14.09.2012 о внесении изменений в договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 08.11.2005 N 1043-з Бабочкин А.С. присоединился к договору аренды земельного участка от 08.11.2005 N 1043-з, в связи с приобретением у ООО "Стройтекс" доли в размере 1689/1824 в праве собственности на незавершенный строительством объект, расположенный на земельном участке в г. Кургане по ул. Куйбышева с кадастровым номером 45:25:070309:225, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 20.07.2012 серии 45 АА N 454858. Данное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области 23.09.2012 (т. 1 л.д. 43, 44-45).
Постановлением Администрации города Кургана от 13.11.2013 N 8453 постановление Администрации города Кургана от 24.06.2005 N 1197 "Об утверждении проекта границ и выдаче ООО "Корпорация СПЭЛС" Акта о выборе земельного участка" признано утратившим силу (т. 1 л.д. 27).
Заявитель, полагая, что постановление от 13.11.2013 N 8453 не соответствует требованиям закона и нарушает права предпринимателя, как арендатора земельного участка, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд
Удовлетворяя требования ИП Бабочкина А.С., арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт принят администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения. Кроме того, суд первой инстанции указал, что постановление администрации от 13.11.2013 N 8453 не содержит ссылок на нормативные правовые акты, их положения, на основании которых ранее принятое администрацией постановление было признано утратившими силу, что является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в суд с заявленными требованиями послужили действия Администрации, выразившиеся в принятии постановления от 13.11.2013 N 8453 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Кургана от 24.06.2005 N 1197 "Об утверждении проекта границ и выдаче ООО "Корпорация СПЭЛС" Акта о выборе земельного участка".
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу пунктов 1, 5 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию - как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя последовательные действия: выбор земельного участка; проведение работ по его формированию; постановку данного земельного участка на государственный кадастровый учет по правилам статьи 70 ЗК РФ; принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В рассматриваемом случае выбор земельного участка площадью 0,58 га по ул. Куйбышева в г. Кургане ООО "Корпорация "СПЭЛС" был произведен на основании обследования и решения комиссии по вопросам градостроительства и земельных отношений Администрации города Кургана, протокол N 13 от 17.11.2004 (т. 1 л.д. 76).
Постановлением Администрации города Кургана от 24.06.2005 N 1197 "Об утверждении проекта границ и выдаче ООО "Корпорация "СПЭЛС" Акта о выборе земельного участка" был утвержден проект границ земельного участка площадью 0,58 га.
Какие либо основания считать указанный ненормативный правовой акт недействительным, изданным с нарушением действующего законодательства, отсутствуют. Не названы эти основания ни в оспариваемом в настоящем деле правовом акте администрации, отменяющем ранее принятое ею решение, ни представителями заинтересованного лица в ходе рассмотрения дела в суде.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Полномочия Администрации по самоконтролю, установленные частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в виде отмены, прекращения действия или приостановления принятого ею ненормативного акта не могут распространяться на неограниченный период времени, если такой ненормативный акт породил соответствующе права и обязанности у лица, в отношении которого он был принят.
Вынесенное Администрацией постановление от 24.06.2005 N 1197, равно как и отмена этого постановления, направлены в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав лиц, ставших в результате набора юридических фактов правообладателями земельного участка, поскольку принятие постановления от 24.06.2005 N 1197 породило соответствующие права и обязанности у заинтересованного круга лиц, включая государственные органы, начиная с даты его издания. Так в связи с принятием указанного постановления Правительством Курганской области совершены последовательно ряд действий, направленных на предоставление земельного участка застройщику. Последним начато строительство объекта недвижимости. На незавершенный строительством объект оформлено право собственности, а за земельный участок под указанным объектом - право аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
При указанных обстоятельствах постановление от 24.06.2005 N 1197 не может автоматически считаться отмененным при издании спустя восемь лет постановления от от 13.11.2013 N 8453 его отменяющего без судебного решения и соблюдения требований, предусмотренных АПК РФ (в том числе по сроку) для обращения с таким заявлением в арбитражный суд. С таким требованием в этом случае (когда отмена принятого ненормативного акта безусловно влечет нарушение уже возникших и реализованных прав заинтересованных лиц) не лишена возможности обращения и сама администрация к правообладателям земельного участка, избрав соответствующий способ защиты, не подменяя собой судебные органы и распространяя свои полномочия по самоконтролю на неограниченный срок.
При рассмотрении настоящего дела судом учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 25.02.2010 N 15951/09.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 13.11.2013 N 8453 принято администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому отклоняются судебной коллегией.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции также не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2014 по делу N А34-7325/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Кургана и общества с ограниченной ответственностью "Агентство по туризму "Турист" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)