Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован принятием решения о предоставлении участка для строительства жилого дома и началом процедуры подготовки участка для проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир" Король А.Г. (доверенность от 02.09.2014), рассмотрев 19.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-7587/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир", место нахождения: 185011, г. Петрозаводск, ул. Белинского, д. 7Б, пом. 4, ОГРН 1081001006900, ИНН 1001208613 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения администрации Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), оформленного письмом от 25.07.2014 N 111-38-350, об отказе в предоставлении земельного участка для строительства административного здания, обязании Администрации предоставить земельный участок ориентировочной площадью 643 кв. м в аренду сроком на 5 лет для строительства административного здания путем проведения аукциона в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением от 26.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2015, суд признал незаконным оформленный письмом от 25.07.2014 N 111-38-350 отказ Администрации в предоставлении Обществу земельного участка ориентировочной площадью 643 кв. м по ул. Ильича в кадастровом квартале 10:01:0140135, а также обязал Администрацию в установленные статьей 30 ЗК РФ сроки и порядке провести процедуру предоставления указанного земельного участка с проведением работ по его формированию.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, Администрацией принято решение о формировании земельного участка площадью 2055 кв. м для последующего предоставления путем проведения торгов, утверждена схема его расположения, поэтому права и законные интересы Общества не нарушены.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Администрация о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направила, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 21.05.2014 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м, расположенного в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске, в аренду сроком на 5 лет для строительства многоквартирного жилого дома.
В ответном письме от 19.06.2014 N 111-38-289, направленном Обществу, Администрация сообщила, что испрашиваемый участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, однако его площадь не позволяет организовать коллективную придомовую территорию; с учетом границ сформированных земельных участков и красных линий ул. Ильича возможно увеличить площадь участка до 2000 кв. м для размещения многоквартирного жилого дома.
В заявлении от 27.06.2014 Общество просило Администрацию предоставить земельный участок площадью 643 кв. м, расположенный в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске, в аренду сроком на 5 лет для строительства офисного объекта.
В письме от 25.07.2014 N 111-38-350 Администрация сообщила, что в связи с принятием решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома, начата процедура подготовки земельного участка ориентировочной площадью 2055 кв. м в кадастровых кварталах 10:01:0140132 и 10:01:0140135 для проведения торгов.
Общество, полагая, что отказ Администрации в предоставлении земельного участка для строительства не соответствует пункту 4 статьи 28 ЗК РФ и пункту 2.13 Административного регламента о предоставлении земельных участков под строительство из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в собственности муниципального образования юридическим лицам и гражданам, утвержденного постановлением Администрации от 09.07.2012 N 3337, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что оспариваемый отказ содержит недостоверную информацию о начале процедуры формирования земельного участка иной площади и не соответствует требованиям земельного законодательства, удовлетворили заявленные требования. Суд первой инстанции также указал, что площадь предлагаемого Администрацией земельного участка значительное превосходит испрашиваемую Обществом площадь, что создает препятствия в реализации заявителем бизнес-проекта.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, определяла порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 указанной нормы права предоставление земельных участков для строительства осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным или без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 4 этой же статьи предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
- - проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении участка без проведения торгов; публикация сообщения о проведении торгов;
- - проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
- - подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ не предусматривалось право юридического лица требовать проведения работ по формированию земельного участка необходимой ему площади. Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по самостоятельному определению размеров земельных участков, которые предоставляются без предварительного согласования мест размещения объектов, связан с неправильным применением норм материального права.
Как следует из содержания оспариваемого письма от 25.07.2014 N 111-39-350, Администрацией принято решение о формировании земельного участка площадью 2055 кв. м в кадастровых кварталах 10:01:0140132 и 10:01:0140135 для последующего предоставления на торгах в целях строительства многоквартирного жилого дома. Постановлением Администрации от 01.09.2014 N 4331 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе пересечения улиц Ильича и Мончегорской. Согласно пункту 7 приложения N 2 "Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона N 221-ФЗ", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, схема расположения земельного участка подлежит обязательному включению в состав межевого плана, который, в свою очередь, является необходимым документом для постановки земельного участка на кадастровый учет (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ). Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что работы по формированию земельного участка на момент вынесения решения по настоящему делу Администрацией не начаты, не соответствует упомянутым нормам права.
Решение о предоставлении участка Обществу может быть принято лишь после его формирования, определения технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, публикации сообщения о таком земельном участке и отсутствия иных претендентов. Поэтому оснований считать, что действиями Администрации нарушено право Общества на получение в аренду земельного участка для строительства, а оспариваемое письмо в соответствии с пунктом 8 статьи 30 ЗК РФ является отказом в его предоставлении, у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка Общества на положения пункта 4 статьи 28 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, подлежит отклонению, поскольку указанной нормой права предусмотрены основания для отказа в предоставлении участков в собственность.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, сделаны при неправильном применении норм материального права, а предусмотренная статьей 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого письма недействительным, отсутствовала, поэтому решение и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а в удовлетворении требований Общества должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А26-7587/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2015 N Ф07-6193/2015 ПО ДЕЛУ N А26-7587/2014
Требование: О признании незаконным решения администрации городского округа об отказе в предоставлении земельного участка для строительства здания.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован принятием решения о предоставлении участка для строительства жилого дома и началом процедуры подготовки участка для проведения торгов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу N А26-7587/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир" Король А.Г. (доверенность от 02.09.2014), рассмотрев 19.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-7587/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мир", место нахождения: 185011, г. Петрозаводск, ул. Белинского, д. 7Б, пом. 4, ОГРН 1081001006900, ИНН 1001208613 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения администрации Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), оформленного письмом от 25.07.2014 N 111-38-350, об отказе в предоставлении земельного участка для строительства административного здания, обязании Администрации предоставить земельный участок ориентировочной площадью 643 кв. м в аренду сроком на 5 лет для строительства административного здания путем проведения аукциона в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением от 26.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2015, суд признал незаконным оформленный письмом от 25.07.2014 N 111-38-350 отказ Администрации в предоставлении Обществу земельного участка ориентировочной площадью 643 кв. м по ул. Ильича в кадастровом квартале 10:01:0140135, а также обязал Администрацию в установленные статьей 30 ЗК РФ сроки и порядке провести процедуру предоставления указанного земельного участка с проведением работ по его формированию.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, Администрацией принято решение о формировании земельного участка площадью 2055 кв. м для последующего предоставления путем проведения торгов, утверждена схема его расположения, поэтому права и законные интересы Общества не нарушены.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Администрация о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако представителя в судебное заседание не направила, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 21.05.2014 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м, расположенного в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске, в аренду сроком на 5 лет для строительства многоквартирного жилого дома.
В ответном письме от 19.06.2014 N 111-38-289, направленном Обществу, Администрация сообщила, что испрашиваемый участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, однако его площадь не позволяет организовать коллективную придомовую территорию; с учетом границ сформированных земельных участков и красных линий ул. Ильича возможно увеличить площадь участка до 2000 кв. м для размещения многоквартирного жилого дома.
В заявлении от 27.06.2014 Общество просило Администрацию предоставить земельный участок площадью 643 кв. м, расположенный в районе ул. Ильича в г. Петрозаводске, в аренду сроком на 5 лет для строительства офисного объекта.
В письме от 25.07.2014 N 111-38-350 Администрация сообщила, что в связи с принятием решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома, начата процедура подготовки земельного участка ориентировочной площадью 2055 кв. м в кадастровых кварталах 10:01:0140132 и 10:01:0140135 для проведения торгов.
Общество, полагая, что отказ Администрации в предоставлении земельного участка для строительства не соответствует пункту 4 статьи 28 ЗК РФ и пункту 2.13 Административного регламента о предоставлении земельных участков под строительство из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в собственности муниципального образования юридическим лицам и гражданам, утвержденного постановлением Администрации от 09.07.2012 N 3337, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что оспариваемый отказ содержит недостоверную информацию о начале процедуры формирования земельного участка иной площади и не соответствует требованиям земельного законодательства, удовлетворили заявленные требования. Суд первой инстанции также указал, что площадь предлагаемого Администрацией земельного участка значительное превосходит испрашиваемую Обществом площадь, что создает препятствия в реализации заявителем бизнес-проекта.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, определяла порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 указанной нормы права предоставление земельных участков для строительства осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным или без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 4 этой же статьи предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
- - проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении участка без проведения торгов; публикация сообщения о проведении торгов;
- - проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
- - подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ не предусматривалось право юридического лица требовать проведения работ по формированию земельного участка необходимой ему площади. Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по самостоятельному определению размеров земельных участков, которые предоставляются без предварительного согласования мест размещения объектов, связан с неправильным применением норм материального права.
Как следует из содержания оспариваемого письма от 25.07.2014 N 111-39-350, Администрацией принято решение о формировании земельного участка площадью 2055 кв. м в кадастровых кварталах 10:01:0140132 и 10:01:0140135 для последующего предоставления на торгах в целях строительства многоквартирного жилого дома. Постановлением Администрации от 01.09.2014 N 4331 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе пересечения улиц Ильича и Мончегорской. Согласно пункту 7 приложения N 2 "Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона N 221-ФЗ", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, схема расположения земельного участка подлежит обязательному включению в состав межевого плана, который, в свою очередь, является необходимым документом для постановки земельного участка на кадастровый учет (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ). Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что работы по формированию земельного участка на момент вынесения решения по настоящему делу Администрацией не начаты, не соответствует упомянутым нормам права.
Решение о предоставлении участка Обществу может быть принято лишь после его формирования, определения технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, публикации сообщения о таком земельном участке и отсутствия иных претендентов. Поэтому оснований считать, что действиями Администрации нарушено право Общества на получение в аренду земельного участка для строительства, а оспариваемое письмо в соответствии с пунктом 8 статьи 30 ЗК РФ является отказом в его предоставлении, у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка Общества на положения пункта 4 статьи 28 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, подлежит отклонению, поскольку указанной нормой права предусмотрены основания для отказа в предоставлении участков в собственность.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, сделаны при неправильном применении норм материального права, а предусмотренная статьей 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого письма недействительным, отсутствовала, поэтому решение и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а в удовлетворении требований Общества должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А26-7587/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)