Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2015 года по делу N А19-9631/2015 по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Иркутской области и обязании устранить допущенные нарушения
(суд первой инстанции - Е.С. Пенюшов).
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился, извещен;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
Дачное некоммерческое партнерство "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661, место нахождения: 664039, Иркутская область, город Иркутск, улица Миронова, дом 31, далее - ДНП "Аквамарин", партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, место нахождения: 664003, Иркутская область, Иркутский район, город Иркутск, улица Горького, дом 31, далее - Агентство) о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившегося в непредставлении в Федеральное агентство лесного хозяйства в двухнедельный срок с момента представления переводной документации ДНП "Аквамарин", указанной в пункте 4 и подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" по лесному участку с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенному в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161, и об обязании устранить допущенные нарушения путем направления Агентством лесного хозяйства Иркутской области в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства указанной переводной документации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859), выразившееся в неисполнении положений пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" в отношении переводной документации Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) по лесному участку с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенному в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161.
Суд обязал Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) путем исполнения положений пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" в отношении переводной документации Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) по лесному участку с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенному в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161, а именно путем направления переводной документации Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) в двухнедельный срок с момента ее предоставления, в отношении лесного участка с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо путем возвращения данной документации с обоснованием причин такого возврата.
В обосновании суд первой инстанции указал, что по результатам исследования и оценки в порядке статей 71, 75 АПК РФ имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о несоблюдении Агентством требований пункта 7 Положения, поскольку права требовать дополнительные документы и не рассматривать заявление он не предусматривает.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.07.2015 года по делу N А19-9631/2015 - отменить. Принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований ДНП "Аквамарин".
Полагает, что данный спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде, поскольку Истец является некоммерческой организацией, а спор не связан с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, письмо агентства не может расцениваться как бездействие.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.08.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" ДНП "Аквамарин" обратилось в Агентство с ходатайством исх. N 15/4-8 от 15.04.2015 (т. 1 л.д. 14) (с дополнениями к ходатайству исх. N 15/4-08 от 27.04.2015, т. 1 л.д. 15-17) о предоставлении в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации переводной документации из земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161.
В ответ на указанное ходатайство письмом исх. N 91-35-2871/15 от 30.04.2015 (т. 1 л.д. 18) Агентством предложено заявителю представить дополнительные документы, а именно: ходатайство Правительства Иркутской области за подписью Губернатора о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий и документацию, обосновывающую перевод в заявленных целях на акт выбора лесного участка N 54 от 22.09.2014. Названным письмом также сообщено, что ходатайство будет рассмотрено после предоставления истребуемых документов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения партнерства с настоящим заявлением в суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, агентство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием принятия решения суда о признании действия (бездействия) не соответствующими закону являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение действием (бездействием) охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как правильно указывает суд первой инстанции, письмо Агентства исх. N 91-35-2871/15, которым заявителю предложено предоставить дополнительные документы и сообщено, что ходатайство его не будет рассмотрено до предоставления этих документов, датировано 30.04.2015, в суд заявитель обратился 17.06.2015, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, которое определяет состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - Положение).
Пунктом 2 названного Положения определен состав документации о переводе.
В соответствии с пунктом 4 Положения на заявителе лежит обязанность по формированию документации, указанной в подпунктах "б", "ж", "к" и "о" пункта 2 названного Положения, и вместе с ходатайством по представлении ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 Положения - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а в случае если осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации - территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.
Согласно пункту 7 Положения орган, указанный в пункте 3 настоящего Положения, в 2-недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 настоящего Положения документации представляет ее, а также документацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 названного Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, из указанных норм следует, что в процедуре перевода земель, регламентированной Федеральным законом N 172-ФЗ и указанным Положением, обязанность заинтересованного лица по настоящему делу заключается: либо в направлении в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства представленной заявителем, указанной в пункте 4 Положения документации совместно с документацией определенной в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 Положения, которая формируется Агентством, либо в возвращении заявителю его материалов с обоснованием причин возврата. Право истребовать от заявителя дополнительные документы и возможности не рассматривать заявление заинтересованного лица до предоставления этих документов, действующим законодательством Агентству не предоставлено. В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ доказательств наличия у Агентства права не совершать предписанные законом действия по заявлению заявителя либо обуславливать их совершение представлением дополнительных заявителем документов, заинтересованным лицом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, письмо Агентства исх. N 91-35-2871/15 от 30.04.2015, которым заявителю предложено представить дополнительные документы, и сообщено, что ходатайство не будет рассмотрено до предоставления этих документов, суд первой инстанции правильно расценивал как бездействие уполномоченного органа по отношению к партнерству в процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, не соответствующее пункту 7 Положения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что агентство направило письмо, поэтому его квалифицировать как бездействие нельзя, отклоняется апелляционным судом, поскольку агентство не совершило то действие, которое предусмотрено законом, то есть бездействовало.
Как правильно указывает суд первой инстанции, влияние обжалуемого бездействия на интересы партнерства установлено при оценке доводов Агентства по ходатайству о прекращении производства по делу и выражается в том, что процедура перевода земель инициирована ДНП "Аквамарин" для осуществления своих уставных целей, а именно: перевода земельного участка в категорию на котором возможно размещение дачного партнерства и в дальнейшем получение этого участка для осуществления партнерством своей хозяйственной деятельности. Таким образом, следует вывод о несоблюдении Агентством требований пункта 7 Положения. Обжалуемое бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы партнерства, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы агентства о том, что рассматриваемый спор неподведомственен арбитражному суду, отклоняется, поскольку основной критерий разграничения споров установлен как состав лиц (ст. 27 АПК РФ), а заявитель по делу является юридическим лицом, кроме того, использование сельскохозяйственных земельных участков в целях ведения дачного хозяйства представляет собой иное экономическое использование земли.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2015 года по делу N А19-9631/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2015 N 04АП-4932/2015 ПО ДЕЛУ N А19-9631/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. по делу N А19-9631/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2015 года по делу N А19-9631/2015 по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Иркутской области и обязании устранить допущенные нарушения
(суд первой инстанции - Е.С. Пенюшов).
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явился, извещен;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- установил:
Дачное некоммерческое партнерство "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661, место нахождения: 664039, Иркутская область, город Иркутск, улица Миронова, дом 31, далее - ДНП "Аквамарин", партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, место нахождения: 664003, Иркутская область, Иркутский район, город Иркутск, улица Горького, дом 31, далее - Агентство) о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившегося в непредставлении в Федеральное агентство лесного хозяйства в двухнедельный срок с момента представления переводной документации ДНП "Аквамарин", указанной в пункте 4 и подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" по лесному участку с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенному в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161, и об обязании устранить допущенные нарушения путем направления Агентством лесного хозяйства Иркутской области в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства указанной переводной документации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859), выразившееся в неисполнении положений пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" в отношении переводной документации Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) по лесному участку с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенному в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161.
Суд обязал Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) путем исполнения положений пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" в отношении переводной документации Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) по лесному участку с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенному в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161, а именно путем направления переводной документации Дачного некоммерческого партнерства "Аквамарин" (ОГРН 1093850027622, ИНН 3812124661) в двухнедельный срок с момента ее предоставления, в отношении лесного участка с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо путем возвращения данной документации с обоснованием причин такого возврата.
В обосновании суд первой инстанции указал, что по результатам исследования и оценки в порядке статей 71, 75 АПК РФ имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о несоблюдении Агентством требований пункта 7 Положения, поскольку права требовать дополнительные документы и не рассматривать заявление он не предусматривает.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.07.2015 года по делу N А19-9631/2015 - отменить. Принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований ДНП "Аквамарин".
Полагает, что данный спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде, поскольку Истец является некоммерческой организацией, а спор не связан с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, письмо агентства не может расцениваться как бездействие.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.08.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" ДНП "Аквамарин" обратилось в Агентство с ходатайством исх. N 15/4-8 от 15.04.2015 (т. 1 л.д. 14) (с дополнениями к ходатайству исх. N 15/4-08 от 27.04.2015, т. 1 л.д. 15-17) о предоставлении в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации переводной документации из земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:143704:779, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, квартал N 161.
В ответ на указанное ходатайство письмом исх. N 91-35-2871/15 от 30.04.2015 (т. 1 л.д. 18) Агентством предложено заявителю представить дополнительные документы, а именно: ходатайство Правительства Иркутской области за подписью Губернатора о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий и документацию, обосновывающую перевод в заявленных целях на акт выбора лесного участка N 54 от 22.09.2014. Названным письмом также сообщено, что ходатайство будет рассмотрено после предоставления истребуемых документов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения партнерства с настоящим заявлением в суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, агентство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием принятия решения суда о признании действия (бездействия) не соответствующими закону являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение действием (бездействием) охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как правильно указывает суд первой инстанции, письмо Агентства исх. N 91-35-2871/15, которым заявителю предложено предоставить дополнительные документы и сообщено, что ходатайство его не будет рассмотрено до предоставления этих документов, датировано 30.04.2015, в суд заявитель обратился 17.06.2015, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, которое определяет состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - Положение).
Пунктом 2 названного Положения определен состав документации о переводе.
В соответствии с пунктом 4 Положения на заявителе лежит обязанность по формированию документации, указанной в подпунктах "б", "ж", "к" и "о" пункта 2 названного Положения, и вместе с ходатайством по представлении ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 Положения - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а в случае если осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации - территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.
Согласно пункту 7 Положения орган, указанный в пункте 3 настоящего Положения, в 2-недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 настоящего Положения документации представляет ее, а также документацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 названного Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, из указанных норм следует, что в процедуре перевода земель, регламентированной Федеральным законом N 172-ФЗ и указанным Положением, обязанность заинтересованного лица по настоящему делу заключается: либо в направлении в двухнедельный срок в Федеральное агентство лесного хозяйства представленной заявителем, указанной в пункте 4 Положения документации совместно с документацией определенной в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 Положения, которая формируется Агентством, либо в возвращении заявителю его материалов с обоснованием причин возврата. Право истребовать от заявителя дополнительные документы и возможности не рассматривать заявление заинтересованного лица до предоставления этих документов, действующим законодательством Агентству не предоставлено. В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ доказательств наличия у Агентства права не совершать предписанные законом действия по заявлению заявителя либо обуславливать их совершение представлением дополнительных заявителем документов, заинтересованным лицом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, письмо Агентства исх. N 91-35-2871/15 от 30.04.2015, которым заявителю предложено представить дополнительные документы, и сообщено, что ходатайство не будет рассмотрено до предоставления этих документов, суд первой инстанции правильно расценивал как бездействие уполномоченного органа по отношению к партнерству в процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, не соответствующее пункту 7 Положения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что агентство направило письмо, поэтому его квалифицировать как бездействие нельзя, отклоняется апелляционным судом, поскольку агентство не совершило то действие, которое предусмотрено законом, то есть бездействовало.
Как правильно указывает суд первой инстанции, влияние обжалуемого бездействия на интересы партнерства установлено при оценке доводов Агентства по ходатайству о прекращении производства по делу и выражается в том, что процедура перевода земель инициирована ДНП "Аквамарин" для осуществления своих уставных целей, а именно: перевода земельного участка в категорию на котором возможно размещение дачного партнерства и в дальнейшем получение этого участка для осуществления партнерством своей хозяйственной деятельности. Таким образом, следует вывод о несоблюдении Агентством требований пункта 7 Положения. Обжалуемое бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы партнерства, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы агентства о том, что рассматриваемый спор неподведомственен арбитражному суду, отклоняется, поскольку основной критерий разграничения споров установлен как состав лиц (ст. 27 АПК РФ), а заявитель по делу является юридическим лицом, кроме того, использование сельскохозяйственных земельных участков в целях ведения дачного хозяйства представляет собой иное экономическое использование земли.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2015 года по делу N А19-9631/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Э.В.ТКАЧЕНКО
В.А.СИДОРЕНКО
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)