Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2015 N 09АП-37695/2015 ПО ДЕЛУ N А40-155500/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. N 09АП-37695/2015

Дело N А40-155500/14

Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.
судей Барановской Е.Н., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Абдуловой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 июля 2015 г.
по делу N А40-155500/14, принятое судьей О.А. Березовой,
по заявлению ООО" ФК Моторс" (ОГРН 1027700158606)
к УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица - ДГИГМ, Правительство Москвы, Москомархитектура,
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца: Назаров А.Е. по дов. от 03.04.2014,Северцев С.В. по дов. от 29.05.2015;
- от ответчика: Алексеев М.В. по дов. от 30.12.2014;
- от Правительства Москвы: Апрелов С.А. по дов. от 17.02.2015,
- от ДГИГМ: Апрелов С.А. по дов. от 30.12.2014;
- от Москомархитектура: не явился, извещен;
- Заявитель, ООО" ФК Моторс", просит суд признать недействительным решение Управления Росреестра по Москве от 21.08.2014 N 09/012/2014-612 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2014 N И-09-000517 и обязать Управление Росреестра по Москве зарегистрировать договор аренды земельного участка от 18.04.2014 N И-09-000517.
Заявление мотивировано тем, что заявителем и 3-м лицом (Департаментом городского имущества города Москвы) подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002014:2159, который представлен для государственной регистрации в Управление Росреестра по Москве, однако в оспариваемом письме в государственной регистрации договора отказано, при этом основания для отказа, по мнению заявителя, не соответствуют закону, поскольку земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на основании ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (протокол от 04.04.2013 N 11) и распоряжение Департамента от 09.10.2013 N 5653-09 ДГИ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2015 года заявление удовлетворено. Признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.97 N 122-ФЗ решение Управления Росреестра по Москве от 21.08.2014 N 09/012/2014-612 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2014 N И-09-000517.
Управление Росреестра по Москве суд обязал зарегистрировать договор аренды земельного участка от 18.04.2014 N И-09-000517.
С решением суда первой инстанции не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании ответчик полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Заявитель с решением суда согласен, просил оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. не присутствовали, извещены надлежащим образом. Третьи лица поддержали позицию заявителя. Москомархитектура в судебном заседании не участвовала, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без его участия на основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.04.2014 заявителем в качестве арендатора и 3-м лицом (Департаментом городского имущества города Москвы) в качестве арендодателя подписан договор аренды земельного участка за N И-09-000517, по которому арендатору предоставляется в аренду на 6 лет земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002014:2159 площадью 5 500 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, 77-й км. МКАД, развязка (участок N 21), - для проектирования и строительства автосервиса с торговыми помещениями (виды разрешенного использования - объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств, объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров).
Договор подписан сторонами на основании распоряжения Департамента от 09.10.2013 N 5653-09 ДГИ, в котором имеются ссылки на решение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (протокол от 04.04.2013 N 11) и на акт о выборе земельного участка для строительства, утв. распоряжением Департамента от 27.05.2013 N 3949. Распоряжением от 27.05.2013 N 3949 Департамент согласился с предварительным согласованием места размещения объекта и утвердил кт о выборе земельного участка, а распоряжением от 27.05.2013 N 3947 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Из представленного суду кадастрового паспорта земельного участка следует, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 08.08.2013.
12.05.2014 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации договора.
Департамент в письме от 18.06.2014 N ДГИ-И-115571/14 в адрес Управления сослался на п. 10 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которая допускает проведение процедуры выбора земельных участков для строительства в городе Москве, и на п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 31.12.2014 допускается предоставление земельных участков для строительства при отсутствии правил землепользования и застройки.
В письме от 15.05.2014 N 09/012/2014-612 Управление уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации договора, а в письме от 21.08.2014 N 09/012/2014-612 отказало в государственной регистрации договора.
Основаниями для отказа в государственной регистрации явилось несоответствие представленного договора требованиям законодательства. В частности, в решении указано, что ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает информирование населения органами местного самоуправления городских и сельских поселений о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, при этом в соответствии со ст. 30 Кодекса выбор земельного участка выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта предшествуют принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства, однако среди представленных заявителем документов отсутствуют сведения об информировании населения.
Также в решении указано на то, что в соответствии со ст. 30 Кодекса, поскольку на территории города Москвы установлено градостроительное зонирование территории генеральным планом развития, предварительное согласование мест размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки. Кроме того, в письме отмечено, что постановлением Правительства Москвы от 28.07.2009 N 685-ПП не предусмотрено предоставление земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта строительства автосервиса с торговыми помещениями.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав перечислены в ст. 20 названного Федерального закона, согласно которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с этим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие данного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 данной статьи, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 данного Федерального закона;
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Между тем, порядок предоставления земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной собственности, для строительства установлен ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, п. 1 ст. 30 Кодекса предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, при этом п. 1.1 ст. 30 позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
П. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в случаях, перечисленных в пп. 1 - 4, и в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
В качестве такого случая суд рассматривает случай предоставления в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование) на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен п. 5 ст. 30 Кодекса и предполагает:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
Таким образом, п. 5 ст. 30 Кодекса устанавливал 3 этапа предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, при этом первый этап, на котором производится выбор земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, регламентируется ст. 31 Кодекса, а третий этап, на котором принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства, - ст. 32 Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с пп. 3 и 4 п. 4 ст. 30 (если иной порядок не установлен Кодексом), то есть либо посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, либо посредством предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка), с подписанием протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно п. 7 ст. 30 Кодекса решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
П. 10 ст. 31 Кодекса установлено, что в городе федерального значения Москве выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 10109-ПП, к полномочиям этой комиссии относятся рассмотрение и принятие решений по вопросам в области земельных отношений, в том числе о предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ, строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
П. 5.9 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, к полномочиям Департамента относится принятие правового акта (решения) о предварительном согласовании места размещения объекта.
Ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, указанный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, при этом в соответствии с п. 3 ст. 31 Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
П. 5 ст. 31 Кодекса устанавливает, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31).
Согласно п. 8 ст. 31 Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Ст. 32 Кодекса предусматривает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, по смыслу положения п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Акт о выборе земельного участка утвержден распоряжением Департамента от 27.05.2013 N 3949.
В деле имеются доказательства того, что в 2007 году население информировалось о предоставлении земельного участка для строительства заявителю, причем из представленных доказательств усматривается, что в 2007 году проводился аукцион на право заключения договора на проектирование и строительство автосервиса с торговыми помещениями на земельном участке площадью 0, 55 га по адресу: г. Москва, 77-й км. МКАД, развязка (участок N 21), победителем которого признан заявитель и по результатам которого с заявителем заключен инвестиционный контракт с Правительством Москвы.
Из объяснений представителей сторон и 3-х лиц следует, что после проведения указанного аукциона сформирован земельный участок, 16.03.2010 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 77:09:0002014:1004, предоставлен заявителю в аренду по договору от 16.06.2010 N М-09-514572, однако снят с кадастрового учета по истечение 2-х лет в связи с отсутствием государственной регистрации прав на указанный земельный участок (договор аренды заключался на срок 11 месяцев 28 дней для проведения изыскательских работ и расторгнут сторонами во исполнение решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (протокол от 04.04.2013 N 11).
При этом заявитель представил в дело письмо Росреестра от 11.12.2014 N 14-17149/14, в котором указано, что Земельным кодексом Российской Федерации не установлено, в каком виде должна быть представлена информация о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, как и не установлен перечень средств массовой информации, в которых должна быть размещена указанная информация, при этом законодательство не исключает возможности информирования населения путем размещения данной информации на официальных интернет-сайтах соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации соблюдено.
- Оценивая довод Управления о нарушении п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на постановление Правительства Москвы от 02.10.2001 N 892-ПП, суд первой инстанции указывает на то, что оспариваемое решение принято в период действия Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, в ст. 1 которого определяются основные понятия, использованные в Кодексе. Так, градостроительная деятельность определяется как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование определено как планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; градостроительное зонирование - как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки признаются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
- Градостроительная деятельность в городе Москве по состоянию на дату принятия оспариваемого решения регулировалась Градостроительным кодексом города Москвы 2008 года, п. 2 ст. 34 которого устанавливает, что документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в целях реализации Генерального плана города Москвы путем регулирования в соответствии с установленными Генеральным планом города Москвы назначением территорий и размещением объектов федерального, регионального значения использования земельных участков, использования и строительства, реконструкции объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами - правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства.
Согласно п. 3 ст. 34 Градостроительного кодекса города Москвы правила землепользования и застройки, их изменения утверждаются законами города Москвы в порядке, установленном данным Кодексом.
По состоянию на дату принятия оспариваемого решения правила землепользования и застройки в городе Москвы не утверждены. При этом п. 7 ст. 78 Градостроительного кодекса города Москвы устанавливает, что утвержденные в соответствии с действующим до вступления в силу данного Кодекса законодательством города Москвы территориальные и отраслевые схемы, проекты планировки территории, проекты межевания территории действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану города Москвы, правилам землепользования и застройки, до истечения срока их действия или до признания их Правительством Москвы утратившими силу.
Ст. 38 Градостроительного кодекса города Москвы устанавливает, что планировка территории осуществляется путем разработки и утверждения следующих видов документации по планировке территории:
1) проектов планировки территории;
2) проектов межевания территории;
3) градостроительных планов земельных участков.
Содержание, порядок разработки и утверждения документации по планировке территории устанавливаются Градостроительным кодексом города Москвы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Ст. 38 Градостроительного кодекса города Москвы определяет, что объектами разработки проектов планировки территории являются территории реорганизации, границы которых определяются Генеральным планом города Москвы или территориальными схемами; объектами разработки проектов межевания территории являются застроенные и подлежащие застройке территории.
Ст. 39 Градостроительного кодекса города Москвы устанавливает требования к проекту планировки территории. Так, проект планировки территории содержит:
1) чертежи, составленные на основе топографических планов в масштабе 1:2000;
2) положения о планировке территории.
Ч. 3 ст. 39 Кодекса устанавливает, что на чертежах проекта планировки территории отображаются в соответствующих границах:
1) территории объектов культурного наследия;
2) зоны с особыми условиями использования территорий;
3) особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории с отображением категорий, видов, режимов охраны, использования указанных территорий, а также зон, режимов регулирования градостроительной деятельности в границах указанных территорий;
4) функционально-планировочные образования жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного назначения;
5) обозначенные красными линиями территории линейных объектов;
6) обозначенные красными линиями территории общего пользования;
7) земельные участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения с отображением назначения и планируемых параметров указанных объектов, функционального, строительного, ландшафтного назначения территории таких участков;
8) участки территории, предназначенные для размещения иных кроме указанных в п. 7 ч. 3 ст. 39 объектов капитального строительства, с отображением функционального, строительного, ландшафтного назначения территории таких участков;
9) земельные участки или участки территории, предназначенные полностью или частично для создания общественных пространств;
10) земли в границах территорий, указанных в п. п. 3, 5, 6 и 7, планируемые для резервирования для государственных нужд;
11) территории последующей разработки в соответствии с проектом планировки территории проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, проектов благоустройства территории.
Согласно ч. 4 ст. 39 Кодекса положения о планировке территории содержат:
1) основные показатели развития территории, в том числе показатели:
а) проектного баланса территории;
б) планируемой в границах территории численности населения, в том числе численности жителей, занятых, посетителей;
в) планируемых объемов застройки по видам назначения объектов капитального строительства;
г) планируемого развития объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, озелененных территорий и показатели обеспеченности населения и территории объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, озелененными территориями;
д) иные показатели;
2) перечень основных мероприятий по планировке территории с указанием последовательности выполнения таких мероприятий.
Согласно ст. 40 Градостроительного кодекса города Москвы разработка проекта планировки территории осуществляется в соответствии с планом реализации Генерального плана города Москвы.
Основанием для разработки проекта планировки территории является городская целевая программа развития застроенных территорий, реорганизации территорий, в соответствии с которой Правительство Москвы заключает договор о развитии застроенной территории в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, или осуществляет за счет средств бюджета города Москвы подготовку территории для целей ее реорганизации, строительство объектов инфраструктуры и формирование земельных участков для строительства объектов капитального строительства, после чего сформированные земельные участки предоставляются на конкурсной основе физическим и юридическим лицам, или осуществляет в целях развития на территории реорганизации объектов регионального значения за счет средств бюджета города Москвы весь комплекс мероприятий по реорганизации территории, включая строительство, реконструкцию объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, иных объектов капитального строительства, а также благоустройство территории.
Проект планировки территории подлежит рассмотрению в соответствии с данным Кодексом на публичных слушаниях, согласованию с территориальными органами исполнительной власти административных округов, районов города Москвы, в границах которых осуществляется разработка проекта планировки территории, иными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими отдельные полномочия в области градостроительной деятельности, согласованию с федеральными органами исполнительной власти в случаях, установленных федеральным законодательством, и утверждается Правительством Москвы.
Порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов планировки территории установлен Правительством Москвы в постановлении от 03.07.2007 N 585-ПП "Об утверждении Положения о составе материалов и порядке разработки и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве".
Анализ постановления Правительства Москвы от 02.10.2001 N 892-ПП "О градостроительном плане развития территории Северного административного округа до 2020 года" не позволяет рассматривать этот акт градостроительной документацией в смысле п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку этим постановлением лишь определяются направления и тенденции развития Северного административного округа, однако какая-либо градостроительная документация этим актом не утверждается, при этом п. 6 приложения 5 к постановлению среди первоочередных мероприятий развития территории округа до 2006 года называет разработку первоочередной градостроительной документации в целях реализации градостроительного плана (разработку предпроектной градостроительной документации, проектов планировки, градостроительных планов развития территории района). Следовательно, градостроительная документация, проекты планировок и градобоснования развития территорий районов Северного административного округа не разработаны, а только предполагаются к разработке.
- В постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 указано, что п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий);
- согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, при этом в силу ч. 5 ст. 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков;
- основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, при этом на чертежах планировки территории отображаются в том числе границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
В названном постановлении отмечено, что согласно п. 2.3 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 (в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу), перечень градостроительной документации о застройке территории поселений и других муниципальных образований включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений, проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений.
Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению п. 11 ст. 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится.
Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Постановлением Президиума ВАС Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 установлено, что проектом планировки и межевания микрорайона в микрорайоне запланировано строительство более десяти объектов, в том числе жилых домов, детского сада, здания института, фитнес-центра, а также средней школы на 600 мест, при этом для строительства каждого объекта установлены границы земельных участков, в частности, для строительства школы предусмотрен участок площадью 3 685 кв. м, а строительство концертного зала на территории микрорайона приведенным проектом не предусмотрено, причем испрашиваемый заявителем участок для строительства концертного зала полностью налагается на участок, запланированный для строительства школы.
Однако из постановления Правительства Москвы от 02.10.2001 N 892-ПП не следует, что на спорном земельном участке предусмотрено строительство какого-либо объекта, что, по мнению суда первой инстанции, с учетом постановления Президиума ВАС Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 позволяет заявителю претендовать на предоставление ему спорного земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 20.11.2014 N 685-ПП Постановление от 02.10.2001 N 892-ПП признано утратившим силу. Что касается ссылки Управления на Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 N 685-ПП, то судом первой инстанции обоснованно отмечено, что указанное постановление регламентирует порядок предоставления земельных участков для строительства объектов гаражного назначения, в то время как заявителю земельный участок предоставлен для строительства автосервиса с торговыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы госоргана не опровергают выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд первой инстанции оценив представленные истцом доказательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2015 г. по делу N А40-155500/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Я.СУМАРОКОВА

Судьи
Г.С.АЛЕКСАНДРОВА
Е.Н.БАРАНОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)