Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 г. по делу N А55-20366/2013 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению администрации городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
Администрация городского округа Сызрань (далее - заявитель, администрация) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенный по адресу: г. Сызрань, пер. Кемеровский, д. 1, общей площадью 216.00 кв. м; об обязании ответчика произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием городской округ Сызрань на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Решением суда первой инстанции от 16.12.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что на государственную регистрацию не были представлены документы, однозначно позволяющие определить законность предоставления земельного участка под строительство спорного объекта недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.05.2013 г. администрация городского округа Сызрань, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 216,00 кв. м, расположенный по адресу: г. Сызрань, пер. Кемеровский, д. 1.
15.06.2013 г. Управление Росреестра по Самарской области сообщением N 08/706/2013-798 отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзаца десятого п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) (л.д. 6-9).
Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию разрешения на строительство и документа, удостоверяющего права застройщика на земельный участок на период строительства.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно абзацу десятому п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (п. п. 1 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о регистрации (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением от 13.05.2013 г.) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
К таким документам относится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На момент завершения строительства спорного объекта таким документом в соответствии с Временным положением по приемке законченных строительством объектов, утвержденным постановлением главы администрации Самарской области от 20.01.1994 г. N 17, являлся акт приемки законченного строительством объекта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на государственную в качестве документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимости, заявителем был представлен акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г., согласно которому заказчиком - Комитетом по строительству и архитектуре администрации города Сызрани принят к приемке законченный строительством объект - двухэтажное кирпичное здание АТС в пос. Новокаширский г. Сызрань.
Указанный акт составлен в полном соответствии с Временным положением по приемке законченных строительством объектов, утвержденным постановлением главы администрации Самарской области от 20.01.1994 г. N 17, зарегистрирован и утвержден постановлением администрации г. Сызрани от 27.12.2001 г. N 2123.
Суд апелляционной инстанции считает, что представленный на государственную регистрацию акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г. является надлежащим документом, подтверждающим факт создания спорного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г. содержит сведения о том, что строительство кирпичного двух этажного здания АТС производилось в соответствии с разрешением N 144 на строительство, выданным инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора 31.08.1999 г.
В соответствии с представленной архивной копией постановления администрации города Сызрани от 10.03.1999 г. N 257 "О согласовании проектирования и строительства объектов организациям и предприятиям города" муниципальному учреждению "Управление капитального строительства" согласовано проектирование здания АТС в пос. Новокашпирский; Управлению архитектуры и градостроительства было предписано выдать паспорт земельного участка на разработку проекта здания АТС (пункты 5, 5.1) (л.д. 12-13).
В свою очередь, паспорт земельного участка, выданный Комитетом по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству, содержит акт выбора земельного участка в натуре под проектирование АТС, который был согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными службами (л.д. 22).
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости, что является достаточным правовым основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект.
Поскольку оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 г. по делу N А55-20366/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-20366/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу N А55-20366/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 г. по делу N А55-20366/2013 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению администрации городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
Администрация городского округа Сызрань (далее - заявитель, администрация) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенный по адресу: г. Сызрань, пер. Кемеровский, д. 1, общей площадью 216.00 кв. м; об обязании ответчика произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием городской округ Сызрань на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Решением суда первой инстанции от 16.12.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что на государственную регистрацию не были представлены документы, однозначно позволяющие определить законность предоставления земельного участка под строительство спорного объекта недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.05.2013 г. администрация городского округа Сызрань, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 216,00 кв. м, расположенный по адресу: г. Сызрань, пер. Кемеровский, д. 1.
15.06.2013 г. Управление Росреестра по Самарской области сообщением N 08/706/2013-798 отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзаца десятого п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) (л.д. 6-9).
Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию разрешения на строительство и документа, удостоверяющего права застройщика на земельный участок на период строительства.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно абзацу десятому п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (п. п. 1 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о регистрации (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением от 13.05.2013 г.) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
К таким документам относится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На момент завершения строительства спорного объекта таким документом в соответствии с Временным положением по приемке законченных строительством объектов, утвержденным постановлением главы администрации Самарской области от 20.01.1994 г. N 17, являлся акт приемки законченного строительством объекта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на государственную в качестве документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимости, заявителем был представлен акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г., согласно которому заказчиком - Комитетом по строительству и архитектуре администрации города Сызрани принят к приемке законченный строительством объект - двухэтажное кирпичное здание АТС в пос. Новокаширский г. Сызрань.
Указанный акт составлен в полном соответствии с Временным положением по приемке законченных строительством объектов, утвержденным постановлением главы администрации Самарской области от 20.01.1994 г. N 17, зарегистрирован и утвержден постановлением администрации г. Сызрани от 27.12.2001 г. N 2123.
Суд апелляционной инстанции считает, что представленный на государственную регистрацию акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г. является надлежащим документом, подтверждающим факт создания спорного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г. содержит сведения о том, что строительство кирпичного двух этажного здания АТС производилось в соответствии с разрешением N 144 на строительство, выданным инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора 31.08.1999 г.
В соответствии с представленной архивной копией постановления администрации города Сызрани от 10.03.1999 г. N 257 "О согласовании проектирования и строительства объектов организациям и предприятиям города" муниципальному учреждению "Управление капитального строительства" согласовано проектирование здания АТС в пос. Новокашпирский; Управлению архитектуры и градостроительства было предписано выдать паспорт земельного участка на разработку проекта здания АТС (пункты 5, 5.1) (л.д. 12-13).
В свою очередь, паспорт земельного участка, выданный Комитетом по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству, содержит акт выбора земельного участка в натуре под проектирование АТС, который был согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными службами (л.д. 22).
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости, что является достаточным правовым основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект.
Поскольку оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2013 г. по делу N А55-20366/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)