Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2010 N 05АП-6362/2009 ПО ДЕЛУ N А51-18703/2009

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2010 г. N 05АП-6362/2009

Дело N А51-18703/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 13 января 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края": Удатова И.Б. по доверенности от 12.11.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт; Федосеева А.Ю. по доверенности на представительство сроком до 15.01.2010
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю: Бровченко Ю.М. по доверенности о 19.08.2009 со специальными полномочиями
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК
апелляционное производство N 05АП-6362/2009
на решение от 24.11.2009
судьи Л.Н. Зиньковой
по делу N А51-18703/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края"
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю
о признании незаконным отказа

установил:

Казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" (далее - казенное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее -территориальное управление) в предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка площадью 583 737 кв. м с кадастровым номером 25:28:000000:250, расположенного в районе ручья Безымянного, оформленного письмом от 08.09.2009 за N 08-10489. Просил обязать ответчика предоставить в безвозмездное срочное пользование сроком до 27 ноября 2011 года земельный участок площадью 583 737 кв. м с кадастровым номером 25:28:000000:250, расположенный в районе ручья Безымянного в г. Владивостоке, участок находится примерно в 2152 м по направлению на северо-запад от ориентира мыс Трех камней, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, б. Десантная, для строительства объекта "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке".
Решением суда от 24.11.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный. В доводах жалобы заявитель указывает, что у Управления имелись основания для отказа в предоставлении в безвозмездное срочное пользование испрашиваемого земельного участка, так как границы спорного земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом установлены ориентировочно, в связи с чем данный земельный участок нельзя рассматривать в качестве сформированного в установленном порядке. Поэтому до проведения землеустроительных работ в отношении спорного земельного участка решение о его предоставлении под строительство принято быть не может.
В отзыве на апелляционную жалобу КППК "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" решение считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению предприятия, процесс формирования земельного участка считается завершенным с момента завершения его кадастрового учета и присвоения ему кадастрового номера. В связи с постановкой земельного участка 06.11.2008 на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера 25:28:000000:250, кадастровый учет данного земельного участка на стадии его образования, осуществлен. Данный земельный участок сформирован как объект недвижимости.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с подпрограммой "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", утвержденной Законом Приморского края N 226-КЗ от 17.03.2005 (в редакции Закона Приморского края от 29.06.2009 N 443-КЗ), Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2012 г.", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 480 от 15.04.1996 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.07.2009 N 663), объект "Строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке" включен в перечень программных мероприятий, возводимых в связи с подготовкой г. Владивостока к проведению форума АТЭС в 2012 году.
Государственным заказчиком Краевой целевой программы определен Департамент градостроительства Приморского края.
В соответствии с распоряжением администрации Приморского края от 06.12.2007 N 850-ра создано и зарегистрировано казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края", основным предметом деятельности которого является выполнение функций заказчика-застройщика по проектированию и строительству объектов саммита, входящих в вышеуказанную краевую целевую программу, в том числе, и по строительству объекта "Строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке".
21.02.2008 между департаментом градостроительства Приморского края и казенным предприятием Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" заключен договор N 1, в соответствии с которым казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" наделено полномочиями по организации проектирования и строительства объектов, указанных в распоряжении N 850-ра от 06.12.2007.
Распоряжением управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 31.10.2008 N 3103 утвержден проект границ земельного участка в городе Владивостоке в районе ручья Безымянного (пос. Рыбачий) площадью 58,4 га для строительства с предварительным согласованием места размещения комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в городе Владивостоке.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 30.04.2009 N 428-р казенному предприятию Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" предварительно согласовано место размещения объекта "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке" на земельном участке, расположенном в г. Владивостоке в районе ручья Безымянного (пос. Рыбачий).
22.05.2009 управлением Роснедвижимости по Приморскому краю на земельный участок площадью 583737+/-1337 кв. м, расположенный примерно в 2152 м по направлению на северо-запад от ориентира мыс Трех камней, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, б.Десантная, поставлен на кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт N 28-2/09-9946, с присвоением земельному участку кадастрового номера 25:28:000000:250.
03.06.2009 письмом N 01-3/974 казенное предприятие обратилось в территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:250, площадью 583737 кв. м в районе ручья Безымянного под строительство объекта - "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке".
Письмом от 05.06.2009 N 08-6695 Управление отказало предприятию в предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование, со ссылкой на часть 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 12 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ, поскольку заявителем предоставлен кадастровый паспорт земельного участка без уточнения его площади по материалам межевания и указания разрешенного вида использования земельного участка.
Казенное предприятие, полагая, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:250, находящийся в собственности Российской Федерации, сформирован и поставлен на кадастровый учет, 11.06.2009 письмом N 01-3/1043 и 30.06.2009 письмом N 01-3/1469 повторно обратилось в территориальное управление с заявлениями о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование.
В ответ территориальное управление письмом от 08.09.2009 N 08-10489 со ссылкой на разъяснение Росимущества от 26.08.2009 N ПП-10/21420 "О порядке предоставления земельных участков под строительство объектов после проведения процедуры предварительного согласования места их размещения", повторно отказало казенному предприятию в предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное срочное пользование, указав на то, что границы данного земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом требуют уточнения, в связи с чем, предоставление земельного участка для строительства объекта возможно только после проведения работ по установлению границ участка на местности и постановки его на кадастровый учет в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Казенное предприятие, не согласившись с отказом территориального управления, оформленного письмом от 08.09.2009 N 08-10489, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства необходимых для проведения саммита объектов федерального, краевого, муниципального значения за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджета Владивостокского городского округа, предоставляются в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство необходимых для проведения саммита объектов, без предварительного согласования мест их размещения и без проведения торгов.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предназначенных для размещения необходимых для проведения саммита объектов федерального значения: 1) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки; 2) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки; 3) принятие решений о предоставлении земельных участков; 4) заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками; 5) принятие решений о предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Признавая оспариваемый отказ ответчика незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что принятие решения о предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство необходимых для проведения саммита объектов, осуществляется по упрощенной процедуре, без предварительного согласования мест их размещения и без проведения торгов. В связи с постановкой спорного земельного участка на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера, кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, по мнению суда первой инстанции, осуществлен на стадии его образования, следовательно, земельный участок образован и сформирован как объект недвижимости. Со ссылкой на с. 15 ст. 9 Федерального закона, суд указал, что отсутствие кадастровых сведений о земельном участке в полном объеме, не может явиться основанием для отказа в государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок.
Арбитражный апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, как указано выше, принято распоряжение от 30.04.2009 N 428-р "О предварительном согласовании казенному предприятию Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" места размещения объекта "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке" на земельном участке, расположенном в г. Владивостоке в районе ручья Безымянного (пос. Рыбачий).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 данного Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" моментом возникновения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:250 вся граница земельного участка требует уточнения при межевании.
Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет без проведения работ по установлению границ на местности и уточнения положения точек границ, то есть без проведения работ по межеванию, что подтверждается условными обозначениями в разделе В2 кадастрового паспорта данного земельного участка, а также письмом Роснедвижимости по Приморскому краю от 07.07.2009 N (1415/03-11).
Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что поскольку участки границ и поворотные точки границ спорного земельного участка требуют уточнения, земельный участок нельзя рассматривать в качестве сформированного в установленном порядке.
Это обстоятельство свидетельствует об отсутствии у спорного земельного участка индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав в соответствии с пунктом 3 статьи 129 ГК РФ, пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованной позицию ответчика о том, что, в настоящее время необходимо выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, без проведения которых невозможно совершение сделки со спорным земельным участком - принятие решения о предоставлении его для строительства.
Вывод суда первой инстанции о том, что землеустройство в отношении спорного земельного участка завершено на стадии его образования, противоречит материалам дела, в частности сведениям управления федерального кадастра недвижимости по Приморскому краю от 07.07.2009 исх. N 1415 (03-11), и самому кадастровому паспорту земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что земельный участок сформирован и может быть объектом земельных отношений, сделан без учета установленных обстоятельств, и вышеприведенных нормативных положений.
Признается несостоятельным и вывод суда о возможности распоряжения данным земельным участком как сформированным и существующим объектом недвижимости со ссылкой на ст. 129 ГК РФ, поскольку данный объект недвижимости - земельный участок с уникальными индивидуальными характеристиками, закрепленными в соответствии с нормами землеустройства, не существует.
Ссылку суда первой инстанции на п. 15 ст. 6 Федерального закона N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд апелляционной инстанции находит несостоятельной, так как указанная норма Федерального закона касается вопроса осуществления государственной регистрации прав на земельный участок, изъятый для размещения необходимых для проведения саммита объектов, и не имеет отношении к рассматриваемому спору, в рамках которого рассматривается вопрос о возможности предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обоснованно не совершает в настоящее время действий по предоставлению предприятию в безвозмездное срочное пользование испрашиваемого земельного участка до проведения кадастровых работ, внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, не имеется, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отказывает предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Приморского края от 24.11.2009 по делу N А51-18703/2009 отменить.
Отказать казенному предприятию Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка площадью 583 737 кв. м с кадастровым номером 25:28:000000:250, расположенного в районе ручья Безымянного, оформленного письмом от 08.09.2009 за N 08-10489 и обязании ответчика предоставить в безвозмездное срочное пользование сроком до 27 ноября 2011 года земельный участок площадью 583 737 кв. м с кадастровым номером 25:28:000000:250, расположенный в районе ручья Безымянного в г. Владивостоке, участок находится примерно в 2152 м по направлению на северо-запад от ориентира мыс Трех камней, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, б. Десантная, для строительства объекта "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА

Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)