Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Болурова А.Б.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кубасова И.Г.
судей Гантимурова И.А., Серышевой Н.И.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области А
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Заявление С об оспаривании решения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении С земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ N N <...>.
Обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новое решение по заявлению С от ДД.ММ.ГГГГ (вх. N <...> от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома.
Заявление С об оспаривании решения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность в части понуждения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области к принятию решения о предоставлении С в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью N <...> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кубасова И.Г., судебная коллегия
установила:
С обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в отказе в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <.......> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В обосновании заявленных требований, указала, что является инвалидом 2 группы бессрочно и в силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Однако, решением Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N <...>, ей было отказано в предоставлении земельного участка по указанному выше адресу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области А оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомили.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", об обеспечении инвалидов жилой площадью, закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что С является инвалидом 2 группы бессрочно и в силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и дачного хозяйства и садоводства.
21 октября 2013 года С обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью N <...> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома.
Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области 16 декабря 2013 года рассмотрение указанного заявление С было отложено до получения разъяснений от Правительства Волгоградской области о порядке предоставления земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
14 января 2013 года Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области (сообщение за NN <...>) по результатам рассмотрения заявления С о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, было принято решение об отказе в предоставлении указанного земельного участка, в связи с тем, что заявитель не проживает на территории Городищенского муниципального района, и поскольку отсутствует информация о том, предоставлялся ли ранее заявителю земельный участок за пределами Городищенского муниципального района.
Удовлетворяя требования в части признания незаконным отказа администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении С спорного земельного участка, и возлагая на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанность принять новое решение по заявлению С, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о предоставлении инвалидам права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
При разрешении спора суд исходил из того, что в соответствии со статьями 29 и 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Согласно п. 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства объектов на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденному Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 16 декабря 2010 года N 344, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта, обращаются с заявлением на имя главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по установленной форме. К заявлению прилагаются следующие документы:
- - схема расположения земельного участка для размещения объекта, выполненная на картографическом материале в масштабе М 1:10000, М 1:2000 или М 1: 500 в зависимости от размеров и площади испрашиваемого земельного участка;
- - заверенная в установленном порядке копия свидетельства о регистрации предпринимателя без образования юридического лица (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность);
- - заверенные в установленном порядке копия свидетельства о регистрации юридического лица (для юридических лиц и копия устава организации;
- - заверенная в установленном порядке копия паспорта гражданина (для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства);
- - доверенность, выданная лицу, представляющему интересы Заявителя.
К заявлению могут прилагаться технико-экономические обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судом первой инстанции установлено, что необходимые документы для принятия положительного решения С в администрацию Городищенского муниципального района были представлены, и, таким образом, отказ администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении земельного участка для строительства жилого дома, по основаниям, изложенным в сообщении от 14 января 2014 года N N <...>, являлся неправомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что право на предоставление земельного участка С в пределах Городищенского муниципального района не могло быть реализовано, поскольку С не проживает на территории Городищенского муниципального района со ссылкой на установленный в Федеральном законе N 112-ФЗ от 07.07.2003 г. "О личном подсобном хозяйстве" принцип территориальности проживания при предоставлении земельных участков, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Закона N 112-ФЗ).
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что заявитель с просьбой о предоставлении ей земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства не обращалась, в силу чего положения Федерального закона N 112-ФЗ при разрешении заявленных требований в рамках настоящего дела применению не подлежат.
Довод жалобы об отсутствии у органа муниципальной власти сведений о наличии или отсутствии земельного участка на территории иного муниципального образования у С, полученного в рамках реализации прав инвалида, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Так, действующим законодательством на Сне возложена обязанность по предоставлению указанных сведений органу, уполномоченному на предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.
К числу гарантий, указанных Конституцией Российской Федерации (статья 7), относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Обязанность проверить указанные обстоятельства возложена на орган власти, наделенный соответствующими полномочиями. Однако решение Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, изложенное в сообщении NN <...> от 14 января 2013 года, таких выводов не содержит.
Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного судом решения, содержащих основания к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области А - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6712/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N 33-6712/2014
Судья: Болурова А.Б.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кубасова И.Г.
судей Гантимурова И.А., Серышевой Н.И.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области А
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Заявление С об оспаривании решения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении С земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ N N <...>.
Обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новое решение по заявлению С от ДД.ММ.ГГГГ (вх. N <...> от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома.
Заявление С об оспаривании решения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка в собственность в части понуждения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области к принятию решения о предоставлении С в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью N <...> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кубасова И.Г., судебная коллегия
установила:
С обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в отказе в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <.......> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В обосновании заявленных требований, указала, что является инвалидом 2 группы бессрочно и в силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Однако, решением Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N <...>, ей было отказано в предоставлении земельного участка по указанному выше адресу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области А оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомили.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", об обеспечении инвалидов жилой площадью, закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что С является инвалидом 2 группы бессрочно и в силу ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и дачного хозяйства и садоводства.
21 октября 2013 года С обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью N <...> кв. м, для строительства индивидуального жилого дома.
Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области 16 декабря 2013 года рассмотрение указанного заявление С было отложено до получения разъяснений от Правительства Волгоградской области о порядке предоставления земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
14 января 2013 года Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области (сообщение за NN <...>) по результатам рассмотрения заявления С о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, было принято решение об отказе в предоставлении указанного земельного участка, в связи с тем, что заявитель не проживает на территории Городищенского муниципального района, и поскольку отсутствует информация о том, предоставлялся ли ранее заявителю земельный участок за пределами Городищенского муниципального района.
Удовлетворяя требования в части признания незаконным отказа администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении С спорного земельного участка, и возлагая на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанность принять новое решение по заявлению С, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о предоставлении инвалидам права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
При разрешении спора суд исходил из того, что в соответствии со статьями 29 и 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Согласно п. 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства объектов на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденному Решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 16 декабря 2010 года N 344, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта, обращаются с заявлением на имя главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по установленной форме. К заявлению прилагаются следующие документы:
- - схема расположения земельного участка для размещения объекта, выполненная на картографическом материале в масштабе М 1:10000, М 1:2000 или М 1: 500 в зависимости от размеров и площади испрашиваемого земельного участка;
- - заверенная в установленном порядке копия свидетельства о регистрации предпринимателя без образования юридического лица (для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность);
- - заверенные в установленном порядке копия свидетельства о регистрации юридического лица (для юридических лиц и копия устава организации;
- - заверенная в установленном порядке копия паспорта гражданина (для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства);
- - доверенность, выданная лицу, представляющему интересы Заявителя.
К заявлению могут прилагаться технико-экономические обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судом первой инстанции установлено, что необходимые документы для принятия положительного решения С в администрацию Городищенского муниципального района были представлены, и, таким образом, отказ администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в предоставлении земельного участка для строительства жилого дома, по основаниям, изложенным в сообщении от 14 января 2014 года N N <...>, являлся неправомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что право на предоставление земельного участка С в пределах Городищенского муниципального района не могло быть реализовано, поскольку С не проживает на территории Городищенского муниципального района со ссылкой на установленный в Федеральном законе N 112-ФЗ от 07.07.2003 г. "О личном подсобном хозяйстве" принцип территориальности проживания при предоставлении земельных участков, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Закона N 112-ФЗ).
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что заявитель с просьбой о предоставлении ей земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства не обращалась, в силу чего положения Федерального закона N 112-ФЗ при разрешении заявленных требований в рамках настоящего дела применению не подлежат.
Довод жалобы об отсутствии у органа муниципальной власти сведений о наличии или отсутствии земельного участка на территории иного муниципального образования у С, полученного в рамках реализации прав инвалида, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Так, действующим законодательством на Сне возложена обязанность по предоставлению указанных сведений органу, уполномоченному на предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.
К числу гарантий, указанных Конституцией Российской Федерации (статья 7), относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Обязанность проверить указанные обстоятельства возложена на орган власти, наделенный соответствующими полномочиями. Однако решение Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, изложенное в сообщении NN <...> от 14 января 2013 года, таких выводов не содержит.
Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного судом решения, содержащих основания к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области А - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)