Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.02.2015 N Ф02-6201/2014 ПО ДЕЛУ N А78-6236/2014

Требование: О признании незаконным отказа в выборе земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, сформированных по заявлениям граждан, нуждающихся в получении дачных участков и подавших заявления в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А78-6236/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Северный" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 августа 2014 года по делу N А78-6236/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Литвинцев А.Б., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество "Северный" (ОГРН 1107536003926, г. Чита, далее - СНТ "Северный", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, г. Чита, далее - Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа в выборе земельного участка для СНТ "Северный".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации городского округа "Город Чита" (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 августа 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" Закона N 66-ФЗ (далее - Закон N 66-ФЗ), дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что закон допускает и иной порядок предоставления земельного участка при обращении уже созданного и зарегистрированного некоммерческого объединения или товарищества.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 22 января 2015 года до 15 часов 15 минут 27 января 2015 года, о чем сделано публичное извещение, после перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Забайкальского края и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.11.2013 СНТ "Северный" обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1,5 га, находящегося в г. Чите между дачным кооперативом "Нива" и жилыми домами мкр. Солнечный, для размещения садоводческого некоммерческого товарищества.
28.11.2013 Департамент обратился в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет) с просьбой осуществить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
09.12.2013 Комитет известил Департамент, что не имеет возможности осуществить выбор земельного участка для СНТ "Северный", поскольку испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, сформированных по заявлениям граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, подавших заявления в установленном порядке. Данный земельный участок был переведен из зоны Р1 в зону садоводств и дачных участков - Ж4, границы земельного участка утверждены. На сегодняшний момент Комитетом утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачных земельных участков, на земельный участок в мкр. Солнечный формируется персональный состав членов дачного некоммерческого объединения.
В письме от 21.03.2014 N 01-12/2464а Департамент уведомил СНТ "Северный" о том, что распоряжением мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз во исполнение постановления мэра г. Читы от 09.02.2010 N 19 "О мерах по реализации статей 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения дачного некоммерческого товарищества, а также утвержден список граждан, подавших заявление о предоставлении дачного земельного участка на данной территории.
Департамент, учитывая отсутствие возможности дальнейшего формирования земельного участка, отказал в удовлетворении заявления.
Товарищество, считая отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в установленном законом порядке распределен гражданам, подавшим заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, ранее обращения СНТ "Северный", а также о невозможности предоставления СНТ "Северный" земельного участка в порядке, установленном пунктом 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 13 Закона N 66-ФЗ предусмотрена процедура определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в соответствии с которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1). Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
В статье 14 Закона N 66-ФЗ закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, согласно которому орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Таким образом, закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает, что вопросы, связанные с формированием, выбором и предоставлением земельного участка, рассматриваются органом местного самоуправления после поступления заявлений граждан.
Судами установлено и заявителем не оспаривается, что члены СНТ "Северное", как и само товарищество с заявлениями о получении садовых, огородных или дачных земельных участков, в органы местного самоуправления не обращались.
Отсутствие таких заявлений исключает возможность органов местного самоуправления включить членов СНТ "Северное", либо товарищество в очередность предоставления земельных участков и в списки граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, произвести расчет потребности в подобных участках, а также обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с ходатайством о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Кроме того, материалами дела установлено, что распоряжением заместителя мэра г. Читы от 12.12.2013 N 1702-рз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для размещения - дачного некоммерческого товарищества, местоположение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива".
На основании заявлений граждан о предоставлении земельных участков, поданных в период с 2010 по 2012 годы, распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" от 22.02.2014 N 65 утвержден список граждан, подавших заявления о предоставлении дачного земельного участка, местоположение которого определено: Забайкальский край, г. Чита, Центральный административный район, п. Каштак, в районе СОТ N 60 "Нива", в количестве 40 человек.
Следовательно, испрашиваемый СНТ "Северный" земельный участок для размещения садоводческого некоммерческого товарищества в установленном законом порядке распределен гражданам, подавшим заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, ранее обращения СНТ "Северный", и в силу положений пункта 2 статьи 13 Закона 66-ФЗ имеющим первоочередное право на предоставление испрашиваемых земельных участков перед товариществом.
Таким образом, вывод судов, о том, что оспариваемый отказ Департамента в удовлетворении заявления СНТ "Северный" о выборе земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, является правильным.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 августа 2014 года по делу N А78-6236/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.А.СОНИН

Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)