Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 N 10АП-14027/2014 ПО ДЕЛУ N А41-12964/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N А41-12964/14


Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ИП Ильхананова М.И.: не явился, извещен,
от Росимущества: Перепечаева Д.С. по доверенности от 14.01.2014,
от ТУ Росимущества в Московской области: Хакимов Э.Д. по доверенности от 03.09.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Ильхананова М.И. на решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года по делу N А41-12964/14, принятое судьей А.О. Уваровым, по заявлению ИП Ильхананова М.И. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании незаконным отказа и обязании восстановить нарушенное право,

установил:

индивидуальный предприниматель Ильхананов Марк Ифраимович (далее - заявитель, ИП Ильхананов М.И.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - заинтересованное лицо, Росимущество) о признании незаконным отказа от 18.11.2013 N ПП-10/53593ж в предоставлении земельных участков в аренду и обязании принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99 сроком на 49 лет, а также обязании направить индивидуальному предпринимателю Ильхананову Марку Ифраимовичу проект договора аренды земельных участков.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - третье лицо, ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ИП Ильхананов М.И. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ИП Ильхананов М.И. 18.12.2013 обратился в Росимущество с заявлением о предоставлении незастроенных земельных участков в аренду на 49 лет для создания крестьянского фермерского хозяйства и осуществления его деятельности - разведения кроликов, сельскохозяйственных птиц, создания теплиц, смешанного сельского хозяйства, а именно:
- - земельный участок 1 с приблизительной площадью около 2, 85 га, находящегося в кадастровом квартале 50:08:0040127, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами: 50:08:0040127:32, 50:08:0040127:381, 50:08:0040127:420, расположенного по адресу: Московская область, р-н Истринский. с\\пос. Лучинское. (в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040127:97);
- - земельный участок 2 с приблизительной площадью около 2, 52 га, находящегося в кадастровом квартале 50:08:0040127, граничащего с земельными участками с кадастровыми номерами: 50:08:0000000:368, 50:08:0040127:98, 50:08:0040118:530, расположенного по адресу: Московская область, р-н Истринский. с\\пос. Лучинское. (в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040127:99);
- - земельный участок 3 с приблизительной площадью около 39,2 га, находящегося в кадастровом квартале 50:08:0040102, граничащего с земельным участком с кадастровым номером: 50:08:0010110:13, расположенного по адресу: Московская область, р-н Истринский. с\\пос. Ермолинское. д. Рычково, (в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040102:45).
Письмом от 18.11.2013 N ПП-10/53593ж Росимущество отказало заявителю в предоставлении земельных участков в аренду со ссылкой на отсутствие государственного кадастрового учета земельных участков, в отношении которых подано заявление о предоставлении их в аренду.
Полагая, что указанное решение об отказе, выразившееся в письме Росимущества от 18.11.2013 N ПП-10/53593ж нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Ильхананов М.И. обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в материалы дела не представлены доказательства предоставления Росимуществу кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, а также документов, подтверждающих намерения осуществлять деятельность по организации КФХ и обоснования необходимости предоставления ему в аренду земельного участка площадью 44,57 га.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ИП Ильхананов М.И. ссылается на предоставление в Росимущество всех необходимых документов, подтверждающих намерения осуществлять деятельность по организации КФХ, а также указание на основные виды деятельности организуемого фермерского хозяйства.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Росимущества возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал правовую позицию заинтересованного лица, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 агентство (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти): принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства детализирован в статьях 11, 12 главы 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о КФХ для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 3 статьи 11 Закона о КФХ предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Закона о КФХ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 3 статьи 12 Закона о КФХ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной нормы, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона о КФХ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как следует из пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. При этом для принятия решения об образовании земельных участков необходимо наличие кадастрового паспорта образуемых земельных участков.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона о КФХ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Испрашиваемые земельные участки, необходимые для реализации права аренды заявителем, расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040102:45, 50:08:0040127:97, 50:08:0040127:99, сформированных и поставленных на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Однако земельные участки, необходимые заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не сформированы.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на предоставление в Росимущество с заявлением от 18.12.2013 кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков в соответствии с положениями статьи 12 Закона о КФХ.
Вместе с тем, как усматривается из списка приложения к заявлению о предоставлении земельных участков в аренду, заявителем приложены выписки из ЕГРП на земельные участки и кадастровые выписки, а не кадастровые паспорта последних (т. 1, л.д. 30).
В данном случае требования заявителя направлены на предоставление ему земельных участков внутри уже сформированных земельных участков, имеющих присвоенные кадастровые номера, а не земельных участков, подлежащих формированию и постановке на кадастровый учет, что исключает также возможность перед предоставлением земельного участка утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, установленном пунктом 3 статьи 12 Закона о КФХ.
Кроме того, в нарушение пункта 5 части 1 статьи 12 Закона о КФХ заявителем ни заинтересованному лицу, ни в материалы дела не представлены документы в обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Указанная норма Закона связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства, а не количеством работников, привлекаемых по трудовому договору.
В качестве обоснования размера испрашиваемых земельных участков заявитель указал, что предполагает создать и вести крестьянское (фермерское) хозяйство в индивидуальном порядке с привлечением на работу работников из числа жителей района.
Изучив представленные заявителем документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель не обосновал размера испрашиваемых земельных участков, общая площадь которых является значительной и составляет 44,57 га с учетом намерения вести хозяйство в индивидуальном порядке.
Не может быть принят довод апелляционной жалобы о том, что в доказательство намерения осуществлять деятельность по организации КФХ между ИП Ильханановым М.И. (покупатель) и ЗАО "Можайский" (продавец) был заключен договор купли-продажи племенных животных от 26.05.2014 N 14Р/2014 (т. 2, л.д. 10 - 13).
Из условий указанного договора не следует, что 150 голов племенных овец приобретались покупателем для ведения КФХ, а не для дальнейшей перепродажи либо осуществления иной деятельности. Кроме того, сам по себе факт приобретения овец в количестве 150 голов не свидетельствует об обязанности заинтересованного лица предоставить заявителю земельный участок в испрашиваемом размере.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом установленных по делу обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года по делу N А41-12964/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)