Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2014 N Ф09-5309/14 ПО ДЕЛУ N А47-11167/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. N Ф09-5309/14

Дело N А47-11167/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Орска Оренбургской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 по делу N А47-11167/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Лоритан" (далее - общество "Лоритан") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0308024:79 общей площадью 9519 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 2 865 000 руб. по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточнения исковых требований, принятых арбитражным судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрация.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 (судья Бочарова О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, к участию в деле не были привлечены Правительство Оренбургской области (далее - Правительство) и Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство), заинтересованные в рассмотрении настоящего дела. При этом, по мнению администрации, ответчик не является заинтересованным лицом, ввиду отсутствия интереса в повышении налогооблагаемой базы. Как поясняет заявитель, организатором государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, проведенной на территории Оренбургской области в 2012 году, выступило Министерство. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства от 24.12.2012 N 1122-п, в соответствии с п. 5 которого контроль за исполнением данного постановления возложен на Министерство. Следовательно, Правительство и Министерство являются заинтересованными лицами в деле об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Лоритан" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, истцу на основании распоряжения администрации от 14.02.2000 N 249-р передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 56:43:0308024:79 общей площадью 9519 кв. м, местонахождение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - одноэтажное здание производственного помещения с подвалом (литеры ВВ1В2В3), расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, шоссе Вокзальное, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2007 серии 56 АА N 344506.
Согласно справке Кадастровой палаты от 22.07.2013 кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 22.07.2013 составляет 5 214 317 руб. 82 коп.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка были внесены ответчиком на основании постановления Правительства от 10.06.2013 N 456-П "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" по состоянию на 01.01.2012.
Обществом "Лоритан" в материалы дела представлен отчет от 23.10.2013 N 074/13 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0308024:79, подготовленный независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Соловьевой Оксаной Владимировной, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 2 865 000 руб.
Общество "Лоритан", ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, установленную в отчете от 23.10.2013 N 074/13, по состоянию на 01.01.2012, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, признал заявленные истцом требования обоснованными.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности отчет оценщика индивидуального предпринимателя Соловьевой О.В. от 23.10.2013 N 074/13 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, заключение судебной экспертизы от 12.02.2014 N 027/14, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Центр экономических и юридических экспертиз", согласно которому указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону "Об оценочной деятельности" и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость земельного участка, равная 2 865 000 руб., по состоянию на 01.01.2012 является обоснованной, суды признали заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, ответчик не представил (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды правомерно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в сумме 2 865 000 руб.
Довод заявителя жалобы о непривлечении к участию в деле Правительства и Министерства во внимание не принимается, поскольку заявитель не обосновал, в чем состоит нарушение прав указанных лиц и каким образом судебные акты затрагивают их права и обязанности. Кассационные жалобы от данных лиц в суд также не поступили.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 по делу N А47-11167/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
М.В.ТОРОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)