Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2015 ПО ДЕЛУ N А33-10298/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N А33-10298/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Морозовой Н.А.,
секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика (федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю): Самозванцевой П.В., представителя по доверенности от 04.09.2012 N 24/2012-11,
от третьего лица (Правительства Красноярского края): Захаровой Т.Н., представителя по доверенности от 15.01.2015 N 3-0173,
от истца (закрытого акционерного общества "Центральный парк"): Котова К.А., представителя по доверенности от 31.10.2014, служебное удостоверение от 10.01.2003 N 345; Ерохиной А.Ю., представителя по доверенности от 20.01.2015, Кастиной Н.С., представителя по доверенности от 10.07.2013,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Красноярского края, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 3 марта 2015 года по делу N А33-10298/2013, принятое судьей Шишкиной И.В.,

установил:

закрытое акционерное общество "Центральный парк" (ИНН 2466110210, ОГРН 1032402508490) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Красноярского края, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании недостоверной с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11 в размере 322 185 520,80 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 104 руб./кв. м, об исправлении кадастровой ошибки в сведениях и установлении с 01.01.2012 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11 в размере 116 072 540 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 758 руб./кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Красноярскому краю, ООО НПФ "Недра".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 решение от 17.12.2013 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.09.2014 решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Председателя Арбитражного суда Красноярского края от 03.10.2014 судья Ражков Р.А. при новом рассмотрении дела N А33-10298/2013 заменен на судью Шишкину И.В.
Определением от 09.10.2014 судом назначено предварительное судебное заседание на 05.11.2014, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Определением от 05.11.2014 судебное заседание отложено на 01.12.2014, к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Определением от 03.12.2014 производство по требованиям, предъявленным к Правительству Красноярского края, прекращено в связи с отказом истца от иска к данному ответчику.
Определением от 01.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Красноярского края.
В судебном заседании 20.01.2015 истец письменно заявил ходатайство об изменении предмета исковых требований, согласно которому просит (вместо двух ранее заявленных исковых требований) рассмотреть одно следующее требование:
- исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 322 185 520,80 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 104 руб. за период с 01.01.2012 по 03.02.2013 и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 116 072 540 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 758 руб. за период с 01.01.2012 по 03.02.2013.
Ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 3 марта 2015 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, Правительство Красноярского края обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать по следующим мотивам.
В отличие от установления кадастровой стоимости в размере рыночной, исправление кадастровой ошибки должно приводить к устранению нарушения, допущенного оценщиком и выраженного в тексте Отчета. Отчет в полной мере соответствует законодательству, в том числе федеральным стандартам оценки, о чем имеется положительное экспертное заключение от 13.09.2011 N 022/09/11 саморегулируемой организации оценщиков некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков". Соответственно, обязанность учитывать такую характеристику земельных участков как включение их в зоны, предусмотренные Законом края, у оценщика отсутствовала.
ФГБУ "ФКП Росреестра" также не согласившись с решением, обратилось с апелляционной жалобой.
По мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение не может являться ответчиком по требованиям об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, поскольку не обладает, в силу закона, правомочием по исправлению ошибок в документах, представленных заявителем для кадастрового учета, оно также не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель.
Ни ФГБУ "ФКП Росреестра", ни иной орган власти не уполномочен делать выводы о качестве проведенной оценки, правильности выбранной методологии и обоснованности сделанных оценщиком выводов.
Выявить (подтвердить) ошибку в отчете об определении кадастровой стоимости в части не использования в индивидуальном порядке в качестве нового фактора оценки такого критерия как "отнесение к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения", может только оценщик (исполнитель), составивший такой отчет, или соответствующая саморегулируемая организация оценщиков.
Пересчет кадастровой стоимости спорного земельного участка совершен оценщиком в рамках исполнения своих обязательств по обеспечению гарантий качества работ по оценке (п. 7 технического задания - приложение к государственному контракту на оценку).
В отсутствие доказательств нарушения прав и интересов истца со стороны Учреждения, суд первой инстанции безосновательно вменил последнему статус лица находящегося в оппозиции к истцу, со всеми вытекающими последствиями.
Ссылка суда на письмо Росреестра от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка", как на основание для удовлетворения исковых требований ЗАО "Центральный парк", является безосновательной, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок исправления кадастровой ошибки в сведениях. Кроме того указанное письмо утратило свою силу в связи с изданием письма Росреестра от 29.12.2014 N 15-ИСХ/15320-МС/14, об отмене письма от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300287:11 снят с государственного кадастрового учета 04.02.2013, прекратил свое существование как объект недвижимого имущества, а потому исполнить решение суда не представляется возможным.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений на определенную дату или на определенное время по решению суда вместо соответствующих актуальных сведений, то есть с ретроспективными последствиями (с обратной силой). В пункте 56 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Ретроспективное указание таких сведений в силу особенностей ведения ГКП и требований актуальности содержащихся в нем данных будет противоречить целям и принципам ведения кадастрового учета.
Таким образом, внести сведения о кадастровой стоимости с 01.01.2012 не представляется возможным, даже при наличии земельного участка на учете в государственном кадастре недвижимости.
Между тем, суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований о внесении изменений в ГКН задним числом, за период с 01.01.2012 по 03.02.2013. не правильно толкует письмо Росреестра от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ, которое, якобы, позволяет вносить исправления кадастровой стоимости в ГКН задним числом. Однако в указанном письме речь идет только о том, что заказчик государственной кадастровой оценки в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена. О внесении изменений в ГКН задним числом в данном письме речь не идет.
Суд в решении указывает на то, что факт снятия участка с кадастрового учета не препятствует исправлению кадастровой ошибки по решению суда в связи с тем, что истец в соответствующий период оплачивал арендную плату с учетом сведений в кадастре, содержащих такую ошибку. Однако данный факт не имеет правового значения для рассматриваемых в настоящем деле требований, поскольку не относится к сфере кадастровых отношений, а относится к сфере договорных отношений между сторонами договора аренды спорного земельного участка. В отношении земельного участка, снятого с кадастрового учета, отношения, регулируемые Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", закончились.
Таким образом, суд первой инстанции в решении не указал ни одного основания, которое бы позволяло органу кадастрового учета вносить задним числом изменения в сведения о кадастровой стоимости объекта, которого на момент вынесения судом решения не существует как объекта недвижимого имущества.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценке по общим правилам сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Третьи лица (Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Недра) надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводилось в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 24:50:0300287:11, данный участок поставлен на кадастровый учет 03.03.2004 с площадью 153 130 кв. м и разрешенным использованием: занимаемый имущественным комплексом парка.
ЗАО "Центральный парк" на основании договора аренды земельного участка N 3696 от 28.05.2002 и соглашения об уступке прав по договору аренды от 01.10.2003 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11 площадью 153 130 кв. м, расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151 заколоченного на срок с 22.04.2002 по 21.04.2027.
Согласно представленному истцом расчету арендной платы к указанному договору, составленному Департаментом МИ и ЗО администрации г. Красноярска, с 01.01.2012 размер арендной платы составляет 402 642,74 руб. в месяц, исчислен с применением УПКС равного 2 104,0 руб. кв. м.
22.11.2011 г. Правительством Красноярского края принято Постановление N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края". Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Красноярского края.
Строка 60997 в отношении земельного участка Центрального парка с кадастровым номером 24:50:0300287:11 содержала следующие данные: удельный показатель кадастровой стоимости за кв. м 6690, 21 рублей, кадастровая стоимость 1 024 526 984, 63 рубля, 17 группа видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
На основании протокола выявления кадастровой ошибки от 14.06.2012 N 3/1173 ФГБУ ФКП Росреестра принято решение от 14.06.2012 N Ф24/12-11-10923 "О необходимости исправления кадастровой ошибки". В решении содержится информация о том, вид разрешенного использования земельного участка N 24:50:0300287:11 в утвержденной кадастровой оценке Правительством Красноярского края (Постановление N 7080п от 22.11.2011) определен по 17 группе как "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Вид разрешенного использования земельного участка "занимаемый имущественным комплексом парка" не соответствует 17 группе видов разрешенного использования в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39. Выявленная ошибка в экономических характеристиках квалифицируется как кадастровая и подлежит устранению в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В рамках гарантийных обязательств по контракту исполнителем работ ООО НПФ "Недра" осуществлен пересчет кадастровой стоимости Участка, в связи с отнесением его к 8 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, согласно которого УПКС участка по 8 группе видов определен в размере 2 104,0 руб. кв. м, кадастровая стоимость 322 185 520,80 руб., данные документы направлены в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
04.12.2012 г. Правительством Красноярского края принято Постановление N 638-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п". По земельному участку Центрального парка с кадастровым номером 24:50:0300287:11 в Постановление внесены изменения по причине исправления кадастровой ошибки по Решению органа кадастрового учета N Ф24/12-1-10293 от 14.06.2012 г. удельный показатель кадастровой стоимости за кв. м 2104,00 рублей, кадастровая стоимость 322 185 520, 80 рубля по 8 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
ЗАО "Центральный парк" письмом от 28.01.2013 N 14 обратился к заказчику -Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, в котором сообщил, что по обращению ЗАО "Центральный парк" от 19.12.2012 и от 10.01.2013 о порядке расчета УПКС участка равного 2 104,0 руб. кв. м оценщик - ООО НПФ "Недра" сообщил, что при расчете кадастровой стоимости им не учитывалось, что в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2555 территория городского парка - Центрального парка г. Красноярска относится к охраняемой зоне объекта регионального значения г. Красноярска - "Памятное место", связанное с историей и культурой города" (письмо оценщика N 1 от 16.01.2013). В результате этого при расчете кадастровой стоимости не были учтены особенности правового режима, что вновь привело к завышенной кадастровой стоимости данного участка. ООО НПФ "Недра" произведен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11, УПКС составляет 758 руб. кв. м, кадастровая стоимость 116 072 540 руб. В письме ЗАО "Центральный парк" просит сообщить Агентство о сроках, необходимых для внесения изменений в Постановление Правительства N 708-П.
Земельный участок N 24:50:0300287:11 снят с кадастрового учета 04.02.2013 в связи с образованием из него двух земельных участков N 24:50:0300287:113 площадью 143 634 кв. м и N 24:50:0300287:114 площадью 9 496 кв. м.
На обращение ЗАО "Центральный парк" от 14.02.2013 о принятии решения об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН - изменении УПКС с 2 014 руб. кв. м на 758 руб. кв. м, ФГБУ ФКП Росреестра дало ответ от 29.01.2013 обществу о порядке исправления кадастровых ошибок в ГКН согласно правил статьи 28 Закона о кадастре и письма ФРС от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка". В письме кадастровой палаты сообщается, что поскольку земельный участок N 24:50:0300287:11 снят с кадастрового учета 04.02.2013, применить указанные нормы не представляется возможным.
ООО НПФ "Недра" в письме от 16.08.2013 N 382 направляло в суд пояснения, что в связи с непредставлением в ходе государственной кадастровой оценки полных сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300287:11 ООО НПФ "Недра" произвело в январе 2013 года пересчет кадастровой стоимости указанного участка. Пересчет произведен с учетом всей полноты сведений о земельном участке, а именно учтен статус земельного участка как объекта регионального значения г. Красноярска - Памятного места, связанного с историей и культурой города. При определении кадастровой стоимости участка применен установленный нормативными актами порядок расчета стоимости. Описание порядка расчета приведено в Отчете об определении государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края, переданного обществом в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. На основании полученных новых исходных данных изменена группа разрешенного использования с 17 на 8 группу. Расчет кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к 8 группе видов разрешенного использования, приведен в отчете N 02/06-2011 "Об оценке рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Красноярского края" (приложение N 7 к отчету N 4-2011 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011. На стр. 67 - 68 приводится описание ценообразующих факторов для земельных участков, на стр. 87 - 94 приводится описание порядка определения рыночной стоимости земельных участков, расчет УПКС каждого из участков относящегося к 8 группе видов приведен в приложении N 4 к отчету (в таблицах). УПКС земельного участка N 24:50:0300287:11 составляет 758 руб./кв. м.
Земельный участок N 24:50:0300287:11 снят с кадастрового учета 04.02.2013 в связи с образованием из него двух земельных участков N 24:50:0300287:113 площадью 143 634 кв. м и N 24:50:0300287:114 площадью 9 496 кв. м.
По настоящему делу общество просит исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300287:11, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 322 185 520,80 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 104,00 руб. за период с 01.01.2012 по 03.02.2013 и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 116 072 540,00 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 758 руб. за период с 01.01.2012 по 03.02.2013.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
ЗАО "Центральный парк" является арендатором земельного участка N 24:50:0300287:11 на основании договора аренды N N 3696 от 01.10.2003 заключенного с Департаментом МИ и ЗО администрации г. Красноярска, следовательно, заинтересован в исправлении кадастровой ошибки, содержащейся в отчете об оценке кадастровой стоимости.
Из представленного в материалы дела расчета арендной платы к указанному договору, составленному Департаментом, следует, что с 01.01.2012 размер арендной платы за указанный земельный участок составлял 402 642,74 руб. в месяц исходя из УПКС участка равного 2 104,0 руб. кв. м и кадастровой стоимости в размере 322 185 520,80 руб.
Согласно статье 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Согласно ст. 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказам Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", соответственно, именно данный орган выступает ответчиком по требованиям об исправлении кадастровой ошибки.
Согласно статье 3 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В соответствии со статьей 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о его кадастровой стоимости и дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон 221-ФЗ) предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Для установления наличия (отсутствия) кадастровой ошибки суду надлежит проверить достоверность сведений, на основании которых внесены данные о земельных участках в кадастр.
Кадастровая оценка земельного участка N 24:50:0300287:11 производилась на основании государственного контракта N 08-3Р005-028 от 25.02.2011, заключенного между заказчиком - Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и исполнителем - ООО НПФ "Недра".
В техническом задании к государственному контракту на проведение государственной кадастровой оценки земельных участков определено содержание работ оценщика в процессе кадастровой оценки (раздел 5 технического задания).
Согласно данного раздела, оценщик осуществляет следующие действия:
- - производит распределение земельных участков в составе земель населенных пунктов по группам видов разрешенного использования;
- - определяет состав факторов стоимости земельных участков для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе анализа информации о рынке недвижимости Красноярского края, учетных характеристик земельных участков и перечня факторов стоимости;
- - производит сбор актуальных сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; состав используемой информации, ее объем, значение, выбор источников информации и порядок использования согласовывается на заседании краевой межведомственной комиссии;
- - группировка земельных участков на основании анализа информации о рынке земельных участков в составе земель населенных пунктов, состава факторов стоимости для каждого вида разрешенного использования и сведений об их значениях и диапазоне значений;
- - производит сбор рыночной информации о земельных участках и других земельных участков в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы, расчет рыночной стоимости земельных участков;
- - построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости для каждой группы участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования на основе полученной информации;
- - выбор факторов для построения модели;
- - проверка достаточности собранной рыночной информации о земельных участках группы;
- - построение моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков каждой группы.
В результате выполнения работ исполнителем должна быть сформирована статистическая модель расчета кадастровой стоимости удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, обладающая индивидуальным качеством.
После этого производится расчет кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам выполнения работ по исполнению государственного контракта ООО НПФ "Недра" подготовлены отчеты о рыночной стоимости земельных участков по каждой группе видов разрешенного использования, а также отчет N 4-2011 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011.
Земельный участок N 24:50:0300287:11 в ходе выполнения работ по государственному контракту был первоначально распределен в 17 группу видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", оценен ООО НПФ "Недра" в составе данной группы с использованием соответствующих факторов, УПКС участка согласно отчету составила 6 690,21 руб. кв. м, кадастровая стоимость 1 024 526 984,63 руб.
Данный земельный участок не был изначально оценен по 8 группе видов разрешенного использования, соответственно, не указан в составе представленного в дело отчета оценщика по 8 группе 02/06-2011.
Однако, указанный участок не относится к 17 группе исходя из того, что его разрешенное использование определено как размещение имущественного комплекса парка. Ввиду наличия данной ошибки в отчете, органом кадастрового учета было принято решение от 14.06.2012 N Ф24/12-1-10298 об исправлении кадастровой ошибки в группе видов разрешенного использования, к которой должен относиться земельный участок (8 группа вместо 17 группы).
Исправление данной ошибки произведено в порядке, установленном в частях 4 - 6 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции на 2012 год), письме от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" в порядке информационного взаимодействия - принято решение об исправлении кадастровой ошибки; исполнителем работ - ООО НПФ "Недра" произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, Правительством Красноярского края постановлением N 638-п от 04.12.2012 были внесены изменения в постановление N 708-П в части группы видов разрешенного использования и кадастровой стоимости.
Земельный участок после исправления указанной кадастровой ошибки стал относиться к 8 группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", УПКС определен оценщиком после пересчета в размере 2 104 руб. кв. м, кадастровая стоимость 322 185 520,80 руб.
ООО НПФ "Недра" представлена таблица по расчету УПКС участка в размере 2 104,0 руб. кв. м, подготовленная в ходе перерасчета кадастровой стоимости в 2012 году.
При оценке доводов ЗАО "Центральный парк" о наличии в ГКН второй кадастровой ошибки в сведениях УПКС земельного участка по 8 группе видов разрешенного использования, воспроизведенной в кадастре из отчета об оценке кадастровой стоимости, подготовленного ООО НПФ "Недра" по земельному участку N 24:50:0300287:11, суд исходил из следующего.
Письмо Федеральной регистрационной службы от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" относит к кадастровым ошибкам ошибки, допущенные в отчете оценщика по государственной кадастровой оценке земель (ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, характеристик земельного участка и т.п.).
Состав ценообразующих факторов стоимости земельных участков по группам видов разрешенного использования (в частности, по 8 группе) указан в отчете N 4-2011 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края", подготовленного ООО НПФ "Недра" на стр. 205 отчета (л.д. 44 т. 3).
На стр. 200-201 отчета N 4-2011 (стр. 39 - 40 т. 3) содержится информация о том, что примерный состав факторов земельных участков в составе земель населенных пунктов представляет собой совокупность факторов стоимости, которые предположительно могут влиять на стоимость земель населенных пунктов на территории всех субъектов Российской Федерации. В связи с этим в состав факторов стоимости включены те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края. Обоснование выбора факторов стоимости приведено в таблице 11.
Согласно таблице 11 отчета N 4-2011 (стр. 205 отчета) (л.д. 44 т. 3), оценщиком при оценке земельных участков входящих в 8 группу видов "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения" использовались следующие факторы:
- - близость к водным объектам;
- - численность населения в населенных пунктах;
- - расстояние от населенного пункта до центра субъекта;
- - расстояние от остановок общественного транспорта;
- - уровень безработицы по муниципальным районам;
- - среднемесячная заработная плата по муниципальным районам (городским округам),
- наличие источников, представляющих собой действующую и потенциальную экологическую опасность.
Состав данных факторов утвержден на заседании краевой межведомственной комиссии 13.04.2011, о чем указано на стр. 201 отчета (л.д. 40 т. 3).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения кадастровой оценки оценщиком определялась рыночная стоимость земельных участков по каждой группе видов разрешенного использования, что подтверждается отчетом N 02/06-2011 об оценке участков 8 группы видов разрешенного использования.
В отчете 02/06-2011 на стр. 67 приведен состав ценообразующих факторов для земельных участков.
Оценка производилась оценщиком методом сравнения продаж (стр. 87 отчета).
На стр. 46 отчета в разделе "понятия и определения" содержится понятие объекта-аналога объекта оценки - сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях. В отчете указано, что для определения итоговой величины стоимости могут использоваться формальные математические процедуры (метод весовых коэффициентов), а также экспертные соображения.
Для оценки рыночной стоимости земельных участков, которая положена в основу кадастровой стоимости, оценщик для каждого участка сформировал сопоставимые объекты-аналоги (таблицы 1-22 приложения N 4 к отчету); произвел корректировку цен сопоставимых объектов поправками на дату продажи; поправку цены спроса и предложения; поправка на торг; поправку на численность населения, поправку на расстояние от населенного пункта до центра субъекта, близость к водным объектам.
Из таблицы 1 приложения N 3 к отчету видно, что оценщик - ООО НПФ "Недра" подобрал объекты-аналоги с учетом особенностей оцениваемых участков (сопоставимые участки), произвел соответствующие корректировки. Рассчитал стоимость 1 кв. м оценки по соответствующей формуле, приведенной в отчете.
В разделе 4 отчета указано, что оценщик в ходе оценки проводил анализ наиболее эффективного использования, который позволяет определить из всего спектра физически возможных, законодательство разрешенных и экономически оправданных вариантов использования недвижимости тот, который обеспечит его наибольшую прибыльность (стр. 79 отчета).
Оценщиком в ходе оценки учитывалось, что земельные участки 8 группы видов разрешенного использования предназначены для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, что ограничивает их использование, и что влияет на выбор аналогов для сравнения в ходе оценки.
Статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Как следует из пояснений ООО НПФ "Недра" от 16.12.2014, все характеристики, определяющие ценность участка можно отнести к группе характеристик, повышающих стоимость участка и характеристик, понижающих стоимость участка, что должно быть учтено оценщиком при подборе аналогов для оценки участка методом сравнения продаж.
Судом обоснованно установлено, что в качестве аналогов для земельного участка N 24:50:0300287:11 оценщиком были при пересчете кадастровой стоимости в 2012 году подобраны участки под объектами рекреации (под базы отдыха), которые могут застраиваться и соответственно, дороже примерно в три раза, чем земельные участки рекреационного назначения (для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи иные объекты, где запрещается хозяйственная деятельность, кроме направленной на обеспечение отдыха).
Из таблицы 6 отчета N 02/06-2011 об оценке 188 земельных участков по 8 группе видов разрешенного использования (в частности, по городу Красноярску) видно, что УПКС участков определен в диапазоне от 140 руб. до 5 180 руб. с учетом подбора оценщиком аналогов, сравнимых с оцениваемыми участками как под объектами рекреации (базы отдыха, лагеря,), так и под объектами рекреационного назначения.
Расчет УПКС в размере 2 104,0 руб. кв. м по 8 группе видов разрешенного использования осуществлен оценщиком с применением аналогов - участков под объектами рекреации (с правом возводить постройки). Данное обстоятельство подтверждено ООО НПФ "Недра" в пояснениях по делу.
В результате этого с учетом примененных поправок стоимости удельный показатель кадастровой стоимости участка N 24:50:0300287:11 составил 2 104,0 кв. м. Таблица с объектами-аналогами, использованными ООО НПФ "Недра" при подготовке дополнительной оценки данного участка приложена к пояснениям данного общества.
Такую характеристику спорного земельного участка, как невозможность его застройки, оценщик установил на основании информации, содержащейся в Законе Красноярского края от 04.12.1998 N 7-2555 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения города Красноярска", согласно которому земельный участок N 24:50:0300287:11 по месту своего нахождения отнесен к зонам охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения города Красноярска - памятному месту, связанному с историей и культурой города (представлен оценщику ЗАО "Центральный парк").
Согласно данному Закону на участке запрещается хозяйственная деятельность, за исключением необходимой для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
При наличии такой информации ООО НПФ "Недра" подобраны сопоставимые аналоги для оценки, имеющие сходство в пределах хозяйственной деятельности. Состав данных аналогов приведен ООО НПФ "Недра" в соответствующей таблице, приложенной к пояснениям (участки рекреационного назначения без права застройки). По результатам оценки спорного участка методом сравнения продаж его рыночная стоимость составила 758 руб. кв. м.
Данный пересчет совершен оценщиком в рамках исполнения своих обязательств по обеспечению гарантий качества работ по оценке (пункт 7 технического задания - приложение к государственному контракту на оценку). Согласно пункту 7.4 приложения N 1 к государственному контракту, в случае выявления недостоверных исходных данных, ошибок в расчетах кадастровой стоимости, принятия решения о необходимости исправления кадастровой ошибки, в рамках гарантийных обязательств государственного контракта исполнитель осуществляет пересчет кадастровой стоимости земельного участка, по которому выявлена ошибка. При этом срок гарантии установлен до 5 лет с даты выполнения исполнителем всего объема работ.
Согласно пункту 7.4. приложения N 1 к государственному контракту инициатором пересчета кадастровой стоимости может быть не только заказчик, но и сам исполнитель, располагающий соответствующей информаций об использовании исходных недостоверных данных.
С учетом сведений из двух таблиц по оценке спорного участка (где указаны УПКС 2 104,0 руб. кв. м - которая принята и внесена в кадастр и 758 руб. кв. м), судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оценщиком не увеличивалось количество факторов оценки, согласованное на межведомственной комиссии, число корректировок, не изменялась статистическая модель и формула расчета стоимости 1 кв. м земельного участка, то есть оценщиком не был использован дополнительно в индивидуальном порядке в качестве нового фактора оценки такой критерий как "отнесение к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения" (как указано в отзыве на иск и в апелляционной жалобе Правительством Красноярского края).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что особенности режима хозяйственного использования спорного земельного участка, содержащиеся, в том числе и в Законе N 7-2555 могли быть установлены оценщиком в рамках этапов оценки, определенных техническим заданием к государственному контракту (раздел 5). В отчете об оценке, подготовленном в 2011 году N 02/06-2011, оценщиком прямо указано, что при проведении оценки рыночной стоимости земельных участков 8 группы видов разрешенного использования учитывалось назначение участков - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, что ограничивает их использование.
Государственным контрактом не определены ограничения для оценщика в подборе сопоставимых аналогов с учетом особенностей конкретного земельного участка, в том числе по хозяйственному использованию, учитывая, что земельные участки по 8 группе разрешенного использования изначально имеют ограничения в использовании, установленные законом и учитываемые оценщиком для подбора аналогов.
Согласно пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил государственной кадастровой оценки земель", государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 2.23 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию.
При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников:
- - государственный земельный кадастр;
- - государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- - фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.
Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.
Согласно пунктам 2.2.5 Методических указаний, для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В качестве рыночной информации используются:
- - цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека);
- - цены предложения (купля-продажа, аренда);
- - цены спроса (купля-продажа, аренда);
- - информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке;
- - коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости;
- - иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены:
- - официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления;
- - средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости;
- - отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4) под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Исходя из положений данного документа, оценщик, проводящий кадастровую оценку земельных участков, вправе учитывать все сведения, которые возможно получить из официальных источников об особенностях использования оцениваемого земельного участка.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что в ходе перерасчета кадастровой стоимости земельного участка N 24:50:0300287:11 по 8 группе видов разрешенного использования (по результатам которой определен УПКС равный 2 104,0 руб. кв. м) в отчете допущена ошибка в определении характеристик участка, связанных с регулированием хозяйственной деятельности на участке, и подборе аналогов для оценки (сопоставимых с оцениваемым), что привело по результатам оценки к установлению в отчете государственной кадастровой оценки завышенного УПКС, воспроизведенного в государственном кадастре недвижимости.
Данный факт подтвержден ООО НПФ "Недра" в пояснениях, представленных в ходе повторного рассмотрения дела.
В отзыве на иск 21.08.2013 (л.д. 39 - 43 т. 2) ФГБУ ФКП Росреестра также сообщает следующее: исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель при перерасчете кадастровой стоимости не были учтены особенности правового режима, а именно что в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2098 N 7-2555, территория Центрального парка г. Красноярска относится к охраняемой зоне объектов регионального значения г. Красноярска - памятному месту, связанному с историей и культурой города, что привело к завышенной кадастровой стоимости данного земельного участка и соответственно, к повторному допущению кадастровой ошибки. В связи со снятием участка с кадастрового учета исправить данную ошибку в ГКН в соответствии с нормами, установленными статьей 28 Закона о кадастре, письмом Федеральной регистрационной службы от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка", не представляется возможным.
Действующая в настоящее время кадастровая оценка земель населенных пунктов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 708-п от 21.11.2011 применяется с 01.01.2012.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае права общества, нарушенные неправильно определенной и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в порядке исправления кадастровой ошибки в УПКС земельного участка - вместо удельного показателя кадастровой стоимости, равного 2 104,0 руб. кв. м - на удельный показатель кадастровой стоимости, равный 758 руб. кв. м начиная с 01.01.2012 и по дату исключения участка с кадастрового учета - по 03.02.2013, что не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверных сведений.
Доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что ретроспективное указание таких сведений в силу особенностей ведения ГКН и требований актуальности содержащихся в нем данных будет противоречить целям и принципам ведения кадастрового учета, апелляционный суд отклоняет.
Принцип непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, изложенный в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.
Согласно части 7 статьи 4 Закона о кадастре в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Данное правило не распространяется на исправление кадастровой ошибки, поскольку Закон о кадастре требует внесения в кадастр только достоверных сведений, и не требует сохранения в кадастре ранее внесенных недостоверных сведений.
Доводы Правительства Красноярского края и ФГБУ ФКП Росреестра о том, что истцом не соблюдена процедура исправления кадастровой ошибки, указанная в ГКН (отсутствует решение об исправлении кадастровой ошибки, перерасчет кадастровой стоимости, внесение изменений в нормативный акт утверждающий результаты кадастровой оценки), обоснованно не приняты судом первой инстанции. Кадастровая ошибка может быть исправлена не только в порядке информационного взаимодействия, но и на основании решения суда, которое является одним из способов ее устранения наряду с вышеуказанным порядком (пункт 4 статьи 28 Закона о кадастре).
Довод Учреждения о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу также получили надлежащую оценку суда первой инстанции, поскольку в силу положений части 3 статьи 16 Закона о кадастре, орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания внесению в ГКН изменений указано решение суда.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ, пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
С учетом вышеизложенного, требование ЗАО "Центральный парк" об исправлении кадастровой ошибки удовлетворено правомерно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 марта 2015 года по делу N А33-10298/2013 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 марта 2015 года по делу N А33-10298/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Н.А.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)