Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2014 N Ф06-17224/2013 ПО ДЕЛУ N А55-1812/2014

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за выкуп арендуемого земельного участка, понуждении осуществить оценку рыночной стоимости земельного участка и принять решение о проведении торгов по его продаже.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются только в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу N А55-1812/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МиК"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-1812/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МиК", г. Самара, (ОГРН 1036300883266, ИНН 6319092663), к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка за выкуп,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "МиК" (далее - ООО "МиК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) о предоставлении в собственность земельного участка за выкуп земельного участка площадью 66,30 кв. м, кадастровый номер 63:01:0715003:13, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, у дома N 246, изложенного в уведомлении от 31.12.2013 N 12-1/2817/13; понуждении Минимущества обеспечить проведение оценки данного земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу и в недельный срок, начиная с даты получения отчета о рыночной стоимости земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже спорного земельного участка, занимаемого временным магазином с отмосткой и направить уведомление о принятом решении ООО "МиК".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014, ООО "МиК" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением администрации Промышленного района г. Самары от 28.11.2003 N 1895 ООО "МиК" в аренду сроком на 3 года без права выкупа в собственность предоставлен земельный участок площадью 66,30 кв. м, занимаемый магазином с отмосткой по пр. Кирова, у дома N 246 г. Самары и закреплена прилегающая территория площадью 660 кв. м для благоустройства и санитарного содержания согласно прилагаемой схеме.
Из заключения от 16.12.2012, выполненного Государственным унитарным предприятием Самарской области "Центр технической инвентаризации", следует, что мини-магазин, расположенный на вышеуказанном земельном участке, представляет собой одноэтажное здание, стены которого выполнены из панелей типа "сэндвич", имеющего архитектурно-планировочное решение, как для павильона модульных быстровозводимых зданий из конструкций "сэндвич", не относится к объектам капитального строительства, а является временным строением.
Земельный участок площадью 66,3 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет 15.04.2004 с присвоением кадастрового номера 63:01:0715003:13, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин с отмосткой.
Общество обратилось в Минимущество с заявлением от 09.10.2013 о предоставлении вышеуказанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством в собственность за выкуп для использования земельного участка под временным магазином с отмосткой.
Минимущество уведомлением от 31.12.2013 N 12-1/2817/13 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
ООО "МиК", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как правильно указали суды, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01.07.2006 осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что из системного толкования положений пунктов 2.1 - 2.6, 3.1 Порядка следует, что земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, могут быть предоставлены только в аренду.
Поскольку обществом испрашивался спорный земельный участок в собственность, суды пришли к выводу, что оспариваемый отказ не противоречит действующему законодательству.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2.12 Порядка в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Положениями пункта 3.1 указанного Порядка в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, предусмотрено, что земельные участки гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, предоставляются без проведения торгов в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Таким образом, положения пункта 3.1 Порядка предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.13 Порядка).
Аналогичная позиция, изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2014 по делу N А55-10467/2013.







































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)