Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Валуйских А.Г., Лысенков А.В., доверенность от 28.08.2013 г.
от ответчика - Якушева А.А., доверенность от 29.12.2012 г. N 9096,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-7072/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лекс-Консалт" (ОГРН 1076316010275), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
Общество с ограниченной ответственностью "Лекс-Консалт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче отказа от 28.12.2012 N 24/533 в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лекс-Консалт" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Лекс-Консалт" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, и направления в адрес ООО "Лекс-Консалт" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-7072/2013 заявленные требования удовлетворены полностью. Признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выразившиеся в выдаче отказа от 28.12.2012 N 24/533 в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19. площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лекс-Консалт" путем принятия в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении в собственность ООО "Лекс-Консалт" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5 и направления в адрес ООО "Лекс-Консалт" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2012 г. ООО "Лекс-Консалт" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области с целью приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, на котором расположены объекты недвижимости: бытовой корпус - заводоуправление площадью 2 624 кв. м, принадлежащий ООО "Лекс-Консалт" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.11.2011 г. серии 63-АЖ N 422626 (л.д. 19 - 20).
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.08.2012 г. (л.д. 18).
28.12.2012 г. ответчик отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, д. 5, площадью 10 261,92 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0927002:19 в связи с тем, что на земельном участке испрашиваемой площадью находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя; площадь объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, несоизмеримо меньше площади испрашиваемого земельного участка; также указал на необходимость осуществления платы за пользование земельным участком (л.д. 8 - 14).
Из материалов дела следует, что вышеуказанный объект недвижимости принадлежит заявителю на праве собственности, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 22, 23 - 25).
Сведения о данном объекте отражены в разделе В. 3 кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 29 - 34).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, Федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок, граждане и юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475.
Согласно пункту 8 Перечня, в качестве документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок представляется сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Из материалов дела следует, что заявителем в целях индивидуализации земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка приложен кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Заявление о приватизации земельного участка от исх. N 19 от 29.06.2012 г. (вх. 24/533 от 29.06.2012 г.) содержало известные заявителю сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке согласно п. 8 Перечня документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475. Иными сведениями об объектах недвижимого имущества Общество не располагало, ввиду отсутствия этих объектов в натуре.
Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как указывалось выше, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11), что также исключает общедоступность земельного участка. Пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, при определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок площадью 10 261,92 кв. м. сформирован в 2005 году. Данные обстоятельства зафиксированы в кадастровом паспорте земельного участка (л.д. 29 - 34).
При этом кадастровый паспорт не оспорен в установленном законом порядке, недействительным не признан, земельный участок площадью 10 261,92 кв. м с кадастрового учета не снят.
В кадастровом паспорте земельного участка от 19.12.2012 N 63-00-102/12-496820 указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания; разрешенное использование: под завод.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться так, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществить его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.
Испрашиваемый земельный участок прошел все землеустроительные процедуры, предшествующие его постановке на кадастровый учет. Данный участок имеет ограждение, с трех сторон окружен другими земельными участками, и не менял назначение своего использования - под завод.
Государственный кадастровый учет земельного участка 63:01:0927002:19, осуществлен в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:11 30.05.2005, в соответствии с представленным описанием земельных участков, подготовленном ОАО "347 Военпроект" на основании землеустроительного дела по межеванию земельного участка ЗАО "Завод ЖБИ-5", утвержденного отделом по г. Самара Облкомзема 26.06.2003 г.
При таких обстоятельствах на основании положений пунктов 1, 5, 6, 7 статьи 36, пункта 3 статьи 33 ЗК РФ арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта, определен и зафиксирован в установленном порядке. Сведений, указывающих на иные обстоятельства, заинтересованным лицом суду не представлено. Доводы заинтересованного лица о несоразмерности испрашиваемого участка в данном случае не доказаны и основаны на предположениях.
Этот вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2008 по делу N А55-11482/2007, 28.04.2009 по делу N А55-16314/2008, от 09.03.2010 по делу N А55-14479/2009, 09.07.2010 по делу N А55-24922/2009, 27.12.2010 по делу N А49-5730/2009, от 21 июля 2011 года по делу N А55-18748/2010, от 29.04.2013 по делу N А55-20568/2012.
Ссылка ответчика на необходимость представления документов об оплате задолженности, является несостоятельной. Законодателем не предусмотрена возможность в рамках рассмотрения заявления общества о выкупе земельного участка требовать указанные документы, наличие задолженности не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка за выкуп в рамках реализации положений ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Доводы ответчика об отсутствии необходимости в учетной части земельного участка под номером один являются несостоятельными.
Земельный участок, указанный в учетной записи под номером один является дорогой и прилегает ко второму земельному участку, испрашиваемому ООО "Лекс-Консалт" с кадастровым номером 63:01:0927002:18.
Довод ответчика о пропуске заявителем срока, установленного ст. 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Из пояснений представителя заявителя следует, что об оспариваемых действиях, которые отражены в отказе от 28.12.2012 г. заявителю стало известно в феврале 2013 года, когда представитель Общества получил письмо на руки.
Судом установлено, что письмо от 28.12.2012 г. направлено заявителю 29.12.2012 г. Согласно представленному заявителем в материалы дела почтовому конверту данное письмо возвращено в связи с истечением срока хранения в феврале 2013 г.
Таким образом, ответчиком не представлено достоверных доказательств о том, что заявителю было известно о письме от 28.12.2012 в декабре 2012 года.
Из материалов дела следует, что с заявлением об оспариваемых действиях Общество обратилось в арбитражный суд 04.04.2013, то есть в пределах срока, установленного ст. 198 АПК РФ.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия ответчика, выраженные в отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя на реализацию исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-7072/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-7072/2013
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. по делу N А55-7072/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Валуйских А.Г., Лысенков А.В., доверенность от 28.08.2013 г.
от ответчика - Якушева А.А., доверенность от 29.12.2012 г. N 9096,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-7072/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лекс-Консалт" (ОГРН 1076316010275), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лекс-Консалт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче отказа от 28.12.2012 N 24/533 в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лекс-Консалт" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "Лекс-Консалт" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, и направления в адрес ООО "Лекс-Консалт" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-7072/2013 заявленные требования удовлетворены полностью. Признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выразившиеся в выдаче отказа от 28.12.2012 N 24/533 в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19. площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лекс-Консалт" путем принятия в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении в собственность ООО "Лекс-Консалт" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5 и направления в адрес ООО "Лекс-Консалт" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2012 г. ООО "Лекс-Консалт" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области с целью приватизации земельного участка, находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером 63:01:0927002:19, площадью 10 261,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 5, на котором расположены объекты недвижимости: бытовой корпус - заводоуправление площадью 2 624 кв. м, принадлежащий ООО "Лекс-Консалт" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.11.2011 г. серии 63-АЖ N 422626 (л.д. 19 - 20).
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.08.2012 г. (л.д. 18).
28.12.2012 г. ответчик отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, д. 5, площадью 10 261,92 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0927002:19 в связи с тем, что на земельном участке испрашиваемой площадью находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя; площадь объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, несоизмеримо меньше площади испрашиваемого земельного участка; также указал на необходимость осуществления платы за пользование земельным участком (л.д. 8 - 14).
Из материалов дела следует, что вышеуказанный объект недвижимости принадлежит заявителю на праве собственности, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 22, 23 - 25).
Сведения о данном объекте отражены в разделе В. 3 кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 29 - 34).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, Федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок, граждане и юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475.
Согласно пункту 8 Перечня, в качестве документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок представляется сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Из материалов дела следует, что заявителем в целях индивидуализации земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка приложен кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Заявление о приватизации земельного участка от исх. N 19 от 29.06.2012 г. (вх. 24/533 от 29.06.2012 г.) содержало известные заявителю сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке согласно п. 8 Перечня документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475. Иными сведениями об объектах недвижимого имущества Общество не располагало, ввиду отсутствия этих объектов в натуре.
Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как указывалось выше, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11), что также исключает общедоступность земельного участка. Пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, при определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок площадью 10 261,92 кв. м. сформирован в 2005 году. Данные обстоятельства зафиксированы в кадастровом паспорте земельного участка (л.д. 29 - 34).
При этом кадастровый паспорт не оспорен в установленном законом порядке, недействительным не признан, земельный участок площадью 10 261,92 кв. м с кадастрового учета не снят.
В кадастровом паспорте земельного участка от 19.12.2012 N 63-00-102/12-496820 указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания; разрешенное использование: под завод.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться так, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществить его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.
Испрашиваемый земельный участок прошел все землеустроительные процедуры, предшествующие его постановке на кадастровый учет. Данный участок имеет ограждение, с трех сторон окружен другими земельными участками, и не менял назначение своего использования - под завод.
Государственный кадастровый учет земельного участка 63:01:0927002:19, осуществлен в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:11 30.05.2005, в соответствии с представленным описанием земельных участков, подготовленном ОАО "347 Военпроект" на основании землеустроительного дела по межеванию земельного участка ЗАО "Завод ЖБИ-5", утвержденного отделом по г. Самара Облкомзема 26.06.2003 г.
При таких обстоятельствах на основании положений пунктов 1, 5, 6, 7 статьи 36, пункта 3 статьи 33 ЗК РФ арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта, определен и зафиксирован в установленном порядке. Сведений, указывающих на иные обстоятельства, заинтересованным лицом суду не представлено. Доводы заинтересованного лица о несоразмерности испрашиваемого участка в данном случае не доказаны и основаны на предположениях.
Этот вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2008 по делу N А55-11482/2007, 28.04.2009 по делу N А55-16314/2008, от 09.03.2010 по делу N А55-14479/2009, 09.07.2010 по делу N А55-24922/2009, 27.12.2010 по делу N А49-5730/2009, от 21 июля 2011 года по делу N А55-18748/2010, от 29.04.2013 по делу N А55-20568/2012.
Ссылка ответчика на необходимость представления документов об оплате задолженности, является несостоятельной. Законодателем не предусмотрена возможность в рамках рассмотрения заявления общества о выкупе земельного участка требовать указанные документы, наличие задолженности не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка за выкуп в рамках реализации положений ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Доводы ответчика об отсутствии необходимости в учетной части земельного участка под номером один являются несостоятельными.
Земельный участок, указанный в учетной записи под номером один является дорогой и прилегает ко второму земельному участку, испрашиваемому ООО "Лекс-Консалт" с кадастровым номером 63:01:0927002:18.
Довод ответчика о пропуске заявителем срока, установленного ст. 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Из пояснений представителя заявителя следует, что об оспариваемых действиях, которые отражены в отказе от 28.12.2012 г. заявителю стало известно в феврале 2013 года, когда представитель Общества получил письмо на руки.
Судом установлено, что письмо от 28.12.2012 г. направлено заявителю 29.12.2012 г. Согласно представленному заявителем в материалы дела почтовому конверту данное письмо возвращено в связи с истечением срока хранения в феврале 2013 г.
Таким образом, ответчиком не представлено достоверных доказательств о том, что заявителю было известно о письме от 28.12.2012 в декабре 2012 года.
Из материалов дела следует, что с заявлением об оспариваемых действиях Общество обратилось в арбитражный суд 04.04.2013, то есть в пределах срока, установленного ст. 198 АПК РФ.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия ответчика, выраженные в отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя на реализацию исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-7072/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)