Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2015 N Ф02-5878/2014 ПО ДЕЛУ N А33-17493/2013

Требование: О признании незаконными действий по отказу в приватизации земельного участка, об обязании устранить нарушение прав.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в пределах спорного участка расположены исключительно объекты недвижимого имущества, находящиеся в разрушенном состоянии, а вид разрешенного использования участка - для нужд обороны.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N А33-17493/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Деревягина М.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Новожиловой Т.П.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - Управление) Чешуиной Марины Владимировны (доверенность от 22.09.2014), общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-2007" (далее - ООО "Ресурс-2007") Емельянова Александра Евгеньевича (доверенность от 09.01.2014), Туманова Валерия Александровича (доверенность от 21.07.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года по делу N А33-17493/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ермакова И.И., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-2007" (ОГРН 1072465004600, г. Красноярск, далее - ООО "Ресурс-2007", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ОГРН 1092468031479, далее - Управление) о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, выразившихся в отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:11:0310611:65, площадью 350 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для нужд обороны, адрес: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, оформленных письмом N 03-56/10/12113 от 02.09.2013; обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае принять решение о предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-2007" земельного участка с кадастровым номером 24:11:0310611:65, площадью 350 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для нужд обороны, адрес: Россия Красноярский край, Емельяновский район, по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, и направить в адрес заявителя в месячный срок со дня вступления решения в законную силу проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила прокуратура Красноярского края (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о праве ООО "Ресурс-2007" на приватизацию 350 000 кв. м при недоказанности им расчета площади земельного участка, необходимого для эксплуатации 28 нежилых зданий.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство обороны и Прокуратура Красноярского края поддерживают доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Представители Управления и общества в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества на аукционе N 370-ВВИ/КП от 22.02.2008 ООО "Ресурс-2007" на праве собственности принадлежат нежилые здания (28 объектов), расположенные по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, примерно в 5-ти км на северо-восток от 30-го км автомобильной дороги Красноярск - Енисейск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП, представленными в материалы дела.
Данные нежилые здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0310611:65, площадью 350 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для нужд обороны, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, который является собственностью Российской Федерации (выписка из ЕГРП от 30.08.2013 N 01/273/2013-123).
ООО "Ресурс-2007" обратилось в Управление с заявлением N 27 от 14.12.2012 о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0310611:65, площадью 350 000 кв. м, адрес: Россия, Красноярский край, Емельяновский район. К заявлению прилагался перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, соответствующий требованиям приказа Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.
02.09.2013 в адрес заявителя поступило письмо Управления N 03-56/10/12113 от 02.09.2013 об отказе в приватизации испрашиваемого земельного участка.
В качестве оснований для отказа в приватизации государственным органом указаны следующие обстоятельства: в пределах земельного участка расположены исключительно объекты недвижимого имущества, находящиеся в разрушенном состоянии; вид разрешенного использования земельного участка федеральной собственности установлен для нужд обороны, категория земель - земли промышленности энергетики, транспорта и т.п.
Считая отказ Управления в выкупе земельного участка незаконным и нарушающим его права как собственника объектов недвижимости, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу о незаконности отказа Управления в принятии решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, так как земельный участок, занятый зданиями, принадлежащими ООО "Ресурс-2007" и необходимый для его использования, не относится к землям, ограниченным в обороте, для его приватизации не требуется согласия Министерства обороны.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законам. Согласно пункту 6 этой же статьи Кодекса исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления о выкупе принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Статьей 15 того же Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим же Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность. Пунктом 4 названной статьи земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, отнесены к землям, изъятым из оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что земли, леса, воды и другие природные объекты, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации N 3118 от 02.10.2012 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и высвобождении земельного участка" земельный участок площадью 350 000 кв. м с кадастровым номером 24:11:0310611:65, находящийся в Емельяновском районе Красноярского края высвобождается, а право постоянного (бессрочного) пользования войсковой части 34651 прекращается.
Материалами дела (договором купли-продажи высвобождаемого военного имущества на аукционе N 370-ВВИ/КП от 22.02.2008, свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП) подтверждается, что на земельном участке площадью 350 000 кв. м с кадастровым номером 24:11:0310611:65, расположенном в Емельяновском районе Красноярского края, находятся объекты недвижимости (28 объектов), принадлежащие на праве собственности ООО "Ресурс-2007", приобретенные на основании договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества на аукционе N 370-ВВИ/КП от 22.02.2008.
Актом проверки от 04.03.2013 установлено нахождение на земельном участке всех строений, принадлежащих обществу, отсутствие сноса и разборки нежилых зданий, а также фактическое, требующее юридического оформления, использование земли под строениями для их эксплуатации и обслуживания.
Как следует из материалов дела, на испрашиваемом обществом земельном участке находятся только объекты недвижимости, принадлежащие обществу, этот участок не используется Вооруженными Силами Российской Федерации или иными воинскими формированиями. Объектов недвижимости, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, на данном земельном участке не находится, участок не используется для целей обороны, что подтверждено заключением ГП КК "Красноярский технический центр" от 06.11.2012 N 600.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Общество приобрело право пользования земельным участком, занятым принадлежащими ему на основании договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества на аукционе N 370-ВВИ/КП от 22.02.2008 объектами недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что обществом все строения и сооружения приобретены как единый имущественный комплекс, для эксплуатации которого в свое время был предоставлен спорный земельный участок в испрашиваемом размере.
В связи с этим выводы судов двух инстанций о том, что этот участок не относится к землям обороны и не ограничен в обороте, являются правильными.
Следовательно, отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в принятии решения о предоставлении земельного участка является незаконным.
ООО "Ресурс-2007" заявлены ходатайства о разъяснении судебного акта суда первой инстанции и наложении судебного штрафа за проявленное неуважение к суду за неисполнение вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
В силу части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе разъяснить содержание постановления, принятого по результатам рассмотрения кассационной жалобы лица, участвующего в деле.
Из части 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебный штраф как специальный вид процессуальной ответственности налагается арбитражным судом в случаях, предусмотренных указанным Кодексом.
Таким образом, разъяснение судебного акта суда первой инстанции и наложение штрафа за проявленное неуважение к суду за неисполнение вступившего в законную силу решения суда не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами двух инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2014 года по делу N А33-17493/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.А.СОНИН

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)