Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков является завышенной, не соответствует их рыночной стоимости и нарушает права истца как плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Танар" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:010902:2363 и 38:06:010902:2552 в размере их рыночной стоимости по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Танар" на решение Иркутского областного суда от 26 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Танар" (далее - ООО "Танар", общество) обратилось в Иркутский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363, общей площадью 114 645 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 47 577 675 руб.; земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552, общей площадью 157 020 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 63 595 100 руб., и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель указывает, что установленная кадастровая стоимость указанных земельных участков является завышенной, не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права как плательщика земельного налога.
К участию в деле привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области), Правительство Иркутской области и Администрация Иркутского районного муниципального образования.
Решением Иркутского областного суда от 26 января 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Танар" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управлением Росреестра по Иркутской области представлены возражения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения Управления Росреестра по Иркутской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (с учетом изменений, внесенных в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. N 239-пп) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области. Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области определена по состоянию на 1 января 2012 г.
ООО "Танар" с 24 января 2013 г. по 29 января 2014 г. являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363, общей площадью 114 645 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 января 2013 г. N 38АЕ 294191 с отметкой о прекращении права с 29 января 2014 г.
Согласно данным, содержащимся в кадастровом паспорте от 11 декабря 2014 г., указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21 ноября 2013 г.
Кадастровая стоимость названного земельного участка рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, на основании приложения N 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 г. N 101-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 г. N 277-пп). В соответствии с видом разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации производственной базы" данный земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах р.п. Маркова. Удельный показатель кадастровой стоимости земель за 1 кв. м по 9 группе видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах названного населенного пункта, составил 1 629,53 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 составила 136 282 482,49 руб.
На основании заявления об исправлении кадастровой ошибки и межевого плана 10 декабря 2013 г. осуществлен учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 38:06:010902:2363.
После уточнения площади земельного участка его кадастровая стоимость была пересчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель за 1 кв. м по 9 группе видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 38:06:010902:2363 в размере 3 775,08 руб., согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп. Кадастровая стоимость составила 432 794 046,60 руб.
На основании заявления и межевого плана участок с кадастровым номером 38:06:010902:2363 15 января 2014 г. разделен на три земельных участка, которым присвоены следующие кадастровые номера: 38:06:010902:2551, 38:06:010902:2552 и 38:06:010902:2553.
В соответствии с частью 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) и пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42, земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2363 30 января 2014 г. снят с кадастрового учета с присвоением статуса "Архивный" в связи с государственной регистрацией права собственности вновь образованного земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2552, общей площадью 98 020 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 и поставлен на кадастровый учет 15 января 2014 г. согласно данным кадастрового паспорта от 16 апреля 2014 г.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп.
В соответствии с видом разрешенного использования объект недвижимости отнесен к 9 группе. Удельный показатель кадастровой стоимости земель за 1 кв. м для указанной группы по кадастровому кварталу 38:06:010902 составил 3 775,08 руб. Соответственно кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552 составила 370 033 341,60 руб.
Учет изменений названного объекта недвижимости осуществлен 30 апреля 2014 г., площадь земельного участка составила 157 020 кв. м. В связи с этим кадастровая стоимость земельного участка увеличилась до 592 763 061,60 руб.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2552 22 мая 2014 г. разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 38:06:010902:2688 и 38:06:010902:2689.
В соответствии с частью 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости и пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42, земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2552 17 июня 2014 г. снят с кадастрового учета с присвоением статуса "Архивный", в связи с государственной регистрацией права собственности на вновь образованный земельный участок.
По мнению заявителя, несмотря на то, что указанные земельные участки сняты с государственного кадастрового учета и на них прекращено право собственности, в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации они являются объектами налогообложения. В отношении названных земельных участков общество до настоящего времени имеет обязательства по оплате земельного налога за период, когда они находились в собственности истца.
Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости принадлежавших заявителю земельных участков общество заключило договор с обществом с ограниченной ответственностью "Консалт-Оценка" на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчетам об оценке от 18 июля 2014 г. N 09Е-07/14 и N 07Е-07/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 47 577 675 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552 по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 63 593 100 руб.
В подтверждение соответствия отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки представлены положительные экспертные заключения экспертного совета Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" от 5 августа 2014 г. N 27752014-3 и N 2775.2014-1.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области.
Решениями указанной комиссии от 11 сентября 2014 г. N 22.7 и N 22.11 заявления отклонены, в связи с чем общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что земельные участки сняты с государственного кадастрового учета, в отношении них в силу положений Закона о государственном кадастре недвижимости не могут быть осуществлены действия, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости, в том числе внесены изменения в сведения о недвижимом имуществе, поскольку недвижимое имущество прекратило свое существование с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, и таким образом заявитель не является заинтересованным лицом.
С указанным выводом Судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом первой инстанции не учтены положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в данном случае для целей налогообложения) с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В данном случае общество обратилось с заявлениями об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 12 сентября 2014 г., и в суд с соответствующим заявлением - 24 декабря 2014 г.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поскольку ООО "Танар" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 в период с 24 января 2013 г. по 29 января 2014 г. и земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552 в период с 29 января 2014 г. по 15 мая 2014 г. и у него имеется обязанность по уплате земельного налога по указанным земельным участкам в период нахождения их в его собственности, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности как плательщика земельного налога за 2013 - 2014 годы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также исходил из того, что рыночная стоимость объектов недвижимости определена с нарушением требований Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При этом суд указал, что применяя метод сравнения продаж, оценщик в нарушение пункта 14 Федерального стандарта оценки N 1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 256 г., в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 509, выбрал в качестве объектов-аналогов земельные участки с различными видами разрешенного использования по сравнению с объектами оценки. Соответствующая корректировка на вид разрешенного использования оценщиком не проводилась.
В приложениях к отчетам о рыночной стоимости земельных участков значатся свидетельства о государственной регистрации права собственности, кадастровые паспорта земельных участков, кадастровые справки о кадастровой стоимости земельных участков. Данные документы содержатся в отчетах в виде ксерокопий, которые не заверены в установленном законом порядке, что, по мнению суда, является нарушением пункта 11 федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету оценки" (ФСО N 3), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли от 20 июля 2007 г. N 254. Кроме того, свидетельства о государственной регистрации права собственности не содержат отметок о дате прекращения права собственности общества на указанные земельные участки, поэтому такая информация не может считаться достоверной для оценщика, так как в момент оценки 18 июля 2014 г. объекты оценки уже не существовали.
Вместе с тем Судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам, юридическим лицам, определены Законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее не учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 5 которых государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае образования нового или выявления ранее не учтенного земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом случае согласно кадастровым справкам от 19 декабря 2014 г. в связи с изменением площади сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:010902:2363 внесены в государственный кадастр недвижимости 10 декабря 2013 г., а сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:010902:2552 - 30 апреля 2014 г., в связи с чем определение кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 1 января 2012 г., является ошибочным.
При таких обстоятельствах представленные заявителем отчеты об оценке земельных участков не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверность указанных в них итоговых величин рыночной стоимости объектов недвижимости.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции не усматриваются.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Иркутского областного суда от 26 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Танар" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.06.2015 N 66-АПГ15-6
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков является завышенной, не соответствует их рыночной стоимости и нарушает права истца как плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. N 66-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Танар" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:010902:2363 и 38:06:010902:2552 в размере их рыночной стоимости по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Танар" на решение Иркутского областного суда от 26 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Танар" (далее - ООО "Танар", общество) обратилось в Иркутский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363, общей площадью 114 645 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 47 577 675 руб.; земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552, общей площадью 157 020 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 63 595 100 руб., и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель указывает, что установленная кадастровая стоимость указанных земельных участков является завышенной, не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права как плательщика земельного налога.
К участию в деле привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области), Правительство Иркутской области и Администрация Иркутского районного муниципального образования.
Решением Иркутского областного суда от 26 января 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Танар" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управлением Росреестра по Иркутской области представлены возражения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения Управления Росреестра по Иркутской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (с учетом изменений, внесенных в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. N 239-пп) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области. Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области определена по состоянию на 1 января 2012 г.
ООО "Танар" с 24 января 2013 г. по 29 января 2014 г. являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363, общей площадью 114 645 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 января 2013 г. N 38АЕ 294191 с отметкой о прекращении права с 29 января 2014 г.
Согласно данным, содержащимся в кадастровом паспорте от 11 декабря 2014 г., указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21 ноября 2013 г.
Кадастровая стоимость названного земельного участка рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, на основании приложения N 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 г. N 101-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 г. N 277-пп). В соответствии с видом разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации производственной базы" данный земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах р.п. Маркова. Удельный показатель кадастровой стоимости земель за 1 кв. м по 9 группе видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах названного населенного пункта, составил 1 629,53 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 составила 136 282 482,49 руб.
На основании заявления об исправлении кадастровой ошибки и межевого плана 10 декабря 2013 г. осуществлен учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 38:06:010902:2363.
После уточнения площади земельного участка его кадастровая стоимость была пересчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель за 1 кв. м по 9 группе видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 38:06:010902:2363 в размере 3 775,08 руб., согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп. Кадастровая стоимость составила 432 794 046,60 руб.
На основании заявления и межевого плана участок с кадастровым номером 38:06:010902:2363 15 января 2014 г. разделен на три земельных участка, которым присвоены следующие кадастровые номера: 38:06:010902:2551, 38:06:010902:2552 и 38:06:010902:2553.
В соответствии с частью 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) и пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42, земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2363 30 января 2014 г. снят с кадастрового учета с присвоением статуса "Архивный" в связи с государственной регистрацией права собственности вновь образованного земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2552, общей площадью 98 020 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 и поставлен на кадастровый учет 15 января 2014 г. согласно данным кадастрового паспорта от 16 апреля 2014 г.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. N 517-пп.
В соответствии с видом разрешенного использования объект недвижимости отнесен к 9 группе. Удельный показатель кадастровой стоимости земель за 1 кв. м для указанной группы по кадастровому кварталу 38:06:010902 составил 3 775,08 руб. Соответственно кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552 составила 370 033 341,60 руб.
Учет изменений названного объекта недвижимости осуществлен 30 апреля 2014 г., площадь земельного участка составила 157 020 кв. м. В связи с этим кадастровая стоимость земельного участка увеличилась до 592 763 061,60 руб.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2552 22 мая 2014 г. разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 38:06:010902:2688 и 38:06:010902:2689.
В соответствии с частью 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости и пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42, земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:2552 17 июня 2014 г. снят с кадастрового учета с присвоением статуса "Архивный", в связи с государственной регистрацией права собственности на вновь образованный земельный участок.
По мнению заявителя, несмотря на то, что указанные земельные участки сняты с государственного кадастрового учета и на них прекращено право собственности, в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации они являются объектами налогообложения. В отношении названных земельных участков общество до настоящего времени имеет обязательства по оплате земельного налога за период, когда они находились в собственности истца.
Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости принадлежавших заявителю земельных участков общество заключило договор с обществом с ограниченной ответственностью "Консалт-Оценка" на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчетам об оценке от 18 июля 2014 г. N 09Е-07/14 и N 07Е-07/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 47 577 675 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552 по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 63 593 100 руб.
В подтверждение соответствия отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки представлены положительные экспертные заключения экспертного совета Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" от 5 августа 2014 г. N 27752014-3 и N 2775.2014-1.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области.
Решениями указанной комиссии от 11 сентября 2014 г. N 22.7 и N 22.11 заявления отклонены, в связи с чем общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что земельные участки сняты с государственного кадастрового учета, в отношении них в силу положений Закона о государственном кадастре недвижимости не могут быть осуществлены действия, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости, в том числе внесены изменения в сведения о недвижимом имуществе, поскольку недвижимое имущество прекратило свое существование с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, и таким образом заявитель не является заинтересованным лицом.
С указанным выводом Судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом первой инстанции не учтены положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в данном случае для целей налогообложения) с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В данном случае общество обратилось с заявлениями об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 12 сентября 2014 г., и в суд с соответствующим заявлением - 24 декабря 2014 г.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поскольку ООО "Танар" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2363 в период с 24 января 2013 г. по 29 января 2014 г. и земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2552 в период с 29 января 2014 г. по 15 мая 2014 г. и у него имеется обязанность по уплате земельного налога по указанным земельным участкам в период нахождения их в его собственности, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности как плательщика земельного налога за 2013 - 2014 годы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также исходил из того, что рыночная стоимость объектов недвижимости определена с нарушением требований Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При этом суд указал, что применяя метод сравнения продаж, оценщик в нарушение пункта 14 Федерального стандарта оценки N 1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 256 г., в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 509, выбрал в качестве объектов-аналогов земельные участки с различными видами разрешенного использования по сравнению с объектами оценки. Соответствующая корректировка на вид разрешенного использования оценщиком не проводилась.
В приложениях к отчетам о рыночной стоимости земельных участков значатся свидетельства о государственной регистрации права собственности, кадастровые паспорта земельных участков, кадастровые справки о кадастровой стоимости земельных участков. Данные документы содержатся в отчетах в виде ксерокопий, которые не заверены в установленном законом порядке, что, по мнению суда, является нарушением пункта 11 федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету оценки" (ФСО N 3), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли от 20 июля 2007 г. N 254. Кроме того, свидетельства о государственной регистрации права собственности не содержат отметок о дате прекращения права собственности общества на указанные земельные участки, поэтому такая информация не может считаться достоверной для оценщика, так как в момент оценки 18 июля 2014 г. объекты оценки уже не существовали.
Вместе с тем Судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам, юридическим лицам, определены Законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее не учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 5 которых государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае образования нового или выявления ранее не учтенного земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом случае согласно кадастровым справкам от 19 декабря 2014 г. в связи с изменением площади сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:010902:2363 внесены в государственный кадастр недвижимости 10 декабря 2013 г., а сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:010902:2552 - 30 апреля 2014 г., в связи с чем определение кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 1 января 2012 г., является ошибочным.
При таких обстоятельствах представленные заявителем отчеты об оценке земельных участков не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверность указанных в них итоговых величин рыночной стоимости объектов недвижимости.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции не усматриваются.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Иркутского областного суда от 26 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Танар" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)