Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9858/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-3744/2014 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Администрации Тюменского муниципального района об оспаривании распоряжения N 3340 ро от 10.06.2010, при участии в деле в качестве третьих лиц - Департамента лесного комплекса Тюменской области, Садоводческого некоммерческого товарищества "Сапожок", Медведевой Натальи Валерьевны, Продан Марии Михайловны,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Тюменской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Тюменского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании распоряжения N 3340 ро от 10.06.2010.
Определениями от 17.04.2014, от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент), Садоводческое некоммерческое товарищество "Сапожок" (далее - СНТ "Сапожок"), а также граждане Медведева Наталья Валерьевна (далее - Медведева Н.В.), Продан Мария Михайловна (далее - Продан М.М.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-3744/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заявителем не представлено необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования, предоставленного оспариваемым распоряжением заинтересованного лица, в земли лесного фонда, граница и площадь которой определены в установленном законодательством порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
ТУ Росимущества в Тюменской области ссылается на то, что спорный земельный участок принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.01.2013 72 НМ 337479.
Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела карты-схемы месторасположения и границ лесного участка с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, свидетельствующей о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации.
Заявитель не согласен с тем, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда.
Также ТУ Росимущества в Тюменской области указывает на тот факт, что право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 72:17:0000000:877 никем не оспорено.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит удовлетворить апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Тюменской области и принять новый судебный акт - признать недействительным распоряжение Администрации N 3340 ро от 10.06.2010.
Оспаривая доводы подателя жалобы, администрация представила возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
10.06.2010 Администрацией было вынесено распоряжение N 3304ро "О предоставлении земельного участка Марченко Ю.Н. в собственность бесплатно для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13".
В соответствии с указанным распоряжением гражданину предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Управление полагает, что указанное распоряжение Администрации принято за рамками полномочий ответчика и с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
В обоснование заявленных требований, Управление ссылается на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 имеют наложение на земли лесного фонд, а именно: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54, выдел 1, 2, 3.
По мнению заявителя, такое наложение подтверждается картами-схемами местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54.
Собственником лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 593 600 000 кв. м, является Российская Федерация.
Из заявления Управления следует, что право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке и в настоящее время никем не оспорено.
В связи с чем, заявитель полагает, что у Администрации отсутствовали полномочия на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, а также принятие оспариваемого распоряжения.
В обоснование своей позиции также ссылается на решение от 02.11.2011 Тюменского районного суда Тюменской области по гражданскому делу N 2-1027/2011, постановление от 03.02.2011 Мирового судьи судебного участка N 2 Тюменского района Тюменской области по делу N 5-123-2011/2 м
22.07.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 593 600 000 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:877 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.01.2013 72 НМ 337479 (л.д. 38).
При этом следует учитывать, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.01.2013 72 НМ 337479, право собственности на указанный участок лесного фонда было зарегистрировано за Российской Федерацией еще 18.08.2008.
Из сведений из государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:877 усматривается, что кадастровый номер лесного участка является условным, общая площадь составляет 593 600 000 га, является условной ориентировочной и подлежит уточнению при межевании. В настоящее время лесной участок не имеет границы установленной в соответствии с действующим законодательством.
Тогда как, право собственности Марченко Ю.Н. на предоставленный на основании оспариваемого распоряжения земельный участок также зарегистрировано в установленном законом порядке. Границы спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, предоставленного оспариваемым распоряжением в собственность Марченко Ю.Н., определены на местности по результатам кадастровых работ, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.
В связи с чем, факт регистрации права Российской Федерации конкурирует с фактом регистрации права Марченко Ю.Н. на земельный участок.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок серии от 18.01.2013 72 НМ 337479 и документы технического учета объекта недвижимого имущества, находящиеся в регистрационном деле, не позволяют точно определить границу лесного участка относительно других земельных участков.
В свою очередь, основанием государственной регистрации права Марченко Ю.Н. на земельный участок явились материалы землеустройства.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, для садоводства и огородничества и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Согласно землеустроительному делу по установлению и закреплению на местности границ этого участка он поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке. Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Из части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исходя из изложенного суд первой инстанции верно указал, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 18.01.2013 является ранее учтенным лесным участком, который идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся.
Отсутствие проведения кадастрового учета, то есть осуществления действий уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе, позволяет сделать вывод о том, что местоположение границ ранее учтенного участка с условным кадастровым номером 72:17:0000000:877 до его постановки на кадастровый учет следует считать условным.
В этой связи проведение лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесхоза не заменяет кадастровые работы, поскольку в соответствии с пунктом 51 Лесоустроительной инструкции (утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.02.2008 N 31, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты - картометрическим методом.
В свою очередь, кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений.
При изготовлении фотоабрисов на аэрофотоснимках прошлого лесоустройства с помощью оптико-проекционных приборов переносят с лесоустроительных планшетов все нанесенные на них владельцем лесного фонда инструментально снятые участки лесосек, лесных культур, гарей и иных поврежденных участков леса, площадей прочих рубок, границы участков, переданных в долгосрочное пользование (аренду), исключенных из состава земель лесного фонда объекта лесоустройства и принятых в его состав, объявленных памятниками природы и другими особо охраняемыми территориями. Перенесенные на аэрофотоснимки участки сопоставляются с границами таксационных выделов, установленными прошлым лесоустройством, выявляются и анализируются отклонения и несопоставимость границ для последующей проверки в натуре. Границы выделов, не затронутых хозяйственными или иными воздействиями, установленные при прошлом лесоустройстве, изменяются лишь при обнаружении ошибок при новой таксации леса.
В соответствии с пунктом 51 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.02.2008 N 31 закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты - картометрическим методом.
Таким образом, границы лесхозов и выделов определяются по естественным границам лесного фонда картометрическим методом.
Кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений.
При этом пункт 52 Лесоустроительной инструкции указывает, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. В случае зарастания границ древесной и кустарниковой растительностью производится их расчистка, а в необходимых случаях и прорубка.
Таким образом, границы лесных участков являются условными и могут быть изменены при проведении следующего лесоустройства или при осуществлении кадастровых работ, между тем кадастровые работы в отношении участка лесного фонда проведены не были.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В качестве доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 на границы лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877, принадлежащего на праве собственности РФ, заявителем представлены составленные Департаментом карты-схемы расположения границ лесного участка, карты-схемы расположения и границы лесного участка (л.д. 35-37, 41).
Суд первой инстанции верно указал, что данные документы с учетом вышеуказанных обстоятельств, с достоверностью не подтверждают факт наложения земельного участка Марченко Ю.Н. на земли лесного фонда.
Так, из карты-схемы местоположения и границ лесного участка (Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54) следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21, находящийся в составе кадастрового квартала 72:17:1103001, расположен в границах лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877.
Также обоснованными являются выводы суда о том, что составленная Департаментом карта - схема местоположения и границ лесных участков с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 не может служить безусловным доказательством имеющегося наложения земельных участков.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, имеющие сведения о данном лесном участке, в том числе, свидетельство о государственной регистрации от 18.01.2013 72 НМ 337479 и данные технического учета, не позволяют определить границу лесного участка относительно других земельных участков.
В связи с изложенными обстоятельствами не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о необоснованном непринятии карты-схемы. Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают приведенных фактов, при этом суд первой инстанции указал на отсутствие у данного документа наличия статуса безусловного доказательства именно с учетом неустранения изложенных противоречий.
При этом судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание ссылки заявителя на решении от 02.11.2011 Тюменского районного суда Тюменской области по гражданскому делу N 2-1027/2011, постановление от 03.02.2011 Мирового судьи судебного участка N 2 Тюменского района Тюменской области по делу N 5-123-2011/2м, а также ссылки представителя Департамента на привлечение СНТ "Сапожок" к административной ответственности, поскольку указанные документы вынесены при иных фактических обстоятельствах, и не имеют доказательственного значения по отношению к обстоятельствам настоящего дела.
Таким образом, оснований считать, что, издав 10.06.2010 распоряжение N 3304ро "О предоставлении земельного участка Марченко Ю.Н. в собственность бесплатно для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13", Администрация распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности, у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель фактически оспаривает право собственности заинтересованного лица, в связи с чем он не лишен возможности истребовать участок у Марченко Ю.Н. в судебном порядке путем обращения с иском.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-3744/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2014 N 08АП-9858/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3744/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. N 08АП-9858/2014
Дело N А70-3744/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9858/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-3744/2014 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Администрации Тюменского муниципального района об оспаривании распоряжения N 3340 ро от 10.06.2010, при участии в деле в качестве третьих лиц - Департамента лесного комплекса Тюменской области, Садоводческого некоммерческого товарищества "Сапожок", Медведевой Натальи Валерьевны, Продан Марии Михайловны,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Тюменской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Тюменского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании распоряжения N 3340 ро от 10.06.2010.
Определениями от 17.04.2014, от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент), Садоводческое некоммерческое товарищество "Сапожок" (далее - СНТ "Сапожок"), а также граждане Медведева Наталья Валерьевна (далее - Медведева Н.В.), Продан Мария Михайловна (далее - Продан М.М.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-3744/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заявителем не представлено необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования, предоставленного оспариваемым распоряжением заинтересованного лица, в земли лесного фонда, граница и площадь которой определены в установленном законодательством порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
ТУ Росимущества в Тюменской области ссылается на то, что спорный земельный участок принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.01.2013 72 НМ 337479.
Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела карты-схемы месторасположения и границ лесного участка с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, свидетельствующей о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации.
Заявитель не согласен с тем, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда.
Также ТУ Росимущества в Тюменской области указывает на тот факт, что право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 72:17:0000000:877 никем не оспорено.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит удовлетворить апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Тюменской области и принять новый судебный акт - признать недействительным распоряжение Администрации N 3340 ро от 10.06.2010.
Оспаривая доводы подателя жалобы, администрация представила возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
10.06.2010 Администрацией было вынесено распоряжение N 3304ро "О предоставлении земельного участка Марченко Ю.Н. в собственность бесплатно для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13".
В соответствии с указанным распоряжением гражданину предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Управление полагает, что указанное распоряжение Администрации принято за рамками полномочий ответчика и с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
В обоснование заявленных требований, Управление ссылается на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 имеют наложение на земли лесного фонд, а именно: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54, выдел 1, 2, 3.
По мнению заявителя, такое наложение подтверждается картами-схемами местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54.
Собственником лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 593 600 000 кв. м, является Российская Федерация.
Из заявления Управления следует, что право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке и в настоящее время никем не оспорено.
В связи с чем, заявитель полагает, что у Администрации отсутствовали полномочия на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, а также принятие оспариваемого распоряжения.
В обоснование своей позиции также ссылается на решение от 02.11.2011 Тюменского районного суда Тюменской области по гражданскому делу N 2-1027/2011, постановление от 03.02.2011 Мирового судьи судебного участка N 2 Тюменского района Тюменской области по делу N 5-123-2011/2 м
22.07.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 593 600 000 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:877 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.01.2013 72 НМ 337479 (л.д. 38).
При этом следует учитывать, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.01.2013 72 НМ 337479, право собственности на указанный участок лесного фонда было зарегистрировано за Российской Федерацией еще 18.08.2008.
Из сведений из государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:877 усматривается, что кадастровый номер лесного участка является условным, общая площадь составляет 593 600 000 га, является условной ориентировочной и подлежит уточнению при межевании. В настоящее время лесной участок не имеет границы установленной в соответствии с действующим законодательством.
Тогда как, право собственности Марченко Ю.Н. на предоставленный на основании оспариваемого распоряжения земельный участок также зарегистрировано в установленном законом порядке. Границы спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21, предоставленного оспариваемым распоряжением в собственность Марченко Ю.Н., определены на местности по результатам кадастровых работ, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости.
В связи с чем, факт регистрации права Российской Федерации конкурирует с фактом регистрации права Марченко Ю.Н. на земельный участок.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок серии от 18.01.2013 72 НМ 337479 и документы технического учета объекта недвижимого имущества, находящиеся в регистрационном деле, не позволяют точно определить границу лесного участка относительно других земельных участков.
В свою очередь, основанием государственной регистрации права Марченко Ю.Н. на земельный участок явились материалы землеустройства.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21 площадью 3167 кв. м относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, для садоводства и огородничества и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Согласно землеустроительному делу по установлению и закреплению на местности границ этого участка он поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке. Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Из части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исходя из изложенного суд первой инстанции верно указал, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 18.01.2013 является ранее учтенным лесным участком, который идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, присваиваемому в случае когда кадастровый учет объекта недвижимости не осуществлялся.
Отсутствие проведения кадастрового учета, то есть осуществления действий уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе, позволяет сделать вывод о том, что местоположение границ ранее учтенного участка с условным кадастровым номером 72:17:0000000:877 до его постановки на кадастровый учет следует считать условным.
В этой связи проведение лесоустройства земель лесного фонда Тюменского лесхоза не заменяет кадастровые работы, поскольку в соответствии с пунктом 51 Лесоустроительной инструкции (утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.02.2008 N 31, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты - картометрическим методом.
В свою очередь, кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений.
При изготовлении фотоабрисов на аэрофотоснимках прошлого лесоустройства с помощью оптико-проекционных приборов переносят с лесоустроительных планшетов все нанесенные на них владельцем лесного фонда инструментально снятые участки лесосек, лесных культур, гарей и иных поврежденных участков леса, площадей прочих рубок, границы участков, переданных в долгосрочное пользование (аренду), исключенных из состава земель лесного фонда объекта лесоустройства и принятых в его состав, объявленных памятниками природы и другими особо охраняемыми территориями. Перенесенные на аэрофотоснимки участки сопоставляются с границами таксационных выделов, установленными прошлым лесоустройством, выявляются и анализируются отклонения и несопоставимость границ для последующей проверки в натуре. Границы выделов, не затронутых хозяйственными или иными воздействиями, установленные при прошлом лесоустройстве, изменяются лишь при обнаружении ошибок при новой таксации леса.
В соответствии с пунктом 51 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.02.2008 N 31 закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты - картометрическим методом.
Таким образом, границы лесхозов и выделов определяются по естественным границам лесного фонда картометрическим методом.
Кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений.
При этом пункт 52 Лесоустроительной инструкции указывает, что границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. В случае зарастания границ древесной и кустарниковой растительностью производится их расчистка, а в необходимых случаях и прорубка.
Таким образом, границы лесных участков являются условными и могут быть изменены при проведении следующего лесоустройства или при осуществлении кадастровых работ, между тем кадастровые работы в отношении участка лесного фонда проведены не были.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В качестве доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 на границы лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877, принадлежащего на праве собственности РФ, заявителем представлены составленные Департаментом карты-схемы расположения границ лесного участка, карты-схемы расположения и границы лесного участка (л.д. 35-37, 41).
Суд первой инстанции верно указал, что данные документы с учетом вышеуказанных обстоятельств, с достоверностью не подтверждают факт наложения земельного участка Марченко Ю.Н. на земли лесного фонда.
Так, из карты-схемы местоположения и границ лесного участка (Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, Кулаковское СП, квартал 54) следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1103001:21, находящийся в составе кадастрового квартала 72:17:1103001, расположен в границах лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877.
Также обоснованными являются выводы суда о том, что составленная Департаментом карта - схема местоположения и границ лесных участков с отображением земельного участка с кадастровым номером 72:17:1103001:21 не может служить безусловным доказательством имеющегося наложения земельных участков.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, имеющие сведения о данном лесном участке, в том числе, свидетельство о государственной регистрации от 18.01.2013 72 НМ 337479 и данные технического учета, не позволяют определить границу лесного участка относительно других земельных участков.
В связи с изложенными обстоятельствами не принимается во внимание довод апелляционной жалобы о необоснованном непринятии карты-схемы. Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают приведенных фактов, при этом суд первой инстанции указал на отсутствие у данного документа наличия статуса безусловного доказательства именно с учетом неустранения изложенных противоречий.
При этом судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание ссылки заявителя на решении от 02.11.2011 Тюменского районного суда Тюменской области по гражданскому делу N 2-1027/2011, постановление от 03.02.2011 Мирового судьи судебного участка N 2 Тюменского района Тюменской области по делу N 5-123-2011/2м, а также ссылки представителя Департамента на привлечение СНТ "Сапожок" к административной ответственности, поскольку указанные документы вынесены при иных фактических обстоятельствах, и не имеют доказательственного значения по отношению к обстоятельствам настоящего дела.
Таким образом, оснований считать, что, издав 10.06.2010 распоряжение N 3304ро "О предоставлении земельного участка Марченко Ю.Н. в собственность бесплатно для садоводства и огородничества в Тюменской области, Тюменском районе, Кулаковское МО, СНТ "Сапожок", ул. Лесная, участок N 13", Администрация распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности, у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель фактически оспаривает право собственности заинтересованного лица, в связи с чем он не лишен возможности истребовать участок у Марченко Ю.Н. в судебном порядке путем обращения с иском.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2014 по делу N А70-3744/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)