Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича (г. Смоленск, ОГРНИП 311673229000023; ИНН 673101430310), ответчика - администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) и третьего лица - департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.11.2013 по делу N А62-4634/2013 (судья Бажанова Е.Г.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Уткин В.Н. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация, ответчик), в котором просил признать незаконным письмо от 16.05.2013 исх. N 2275 и возложить на ответчика обязанность выдать бланк акта выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м возле дома N 22 б по ул. Кирова г. Смоленска.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы ссылался на то, что им подано заявление о выборе спорного земельного участка 29.12.2011, а нормативные акты администрации Смоленской области от 16.10.2012 N 1828-адм (опубликован 26.10.2012) и от 16.11.2012 N 885 "Об установлении перечня случае, когда предоставление в собственность или в аренду осуществляется исключительно на торгах" (далее - постановление N 855) вступили в действие после принятия к рассмотрению указанного заявления уполномоченным органом. Обращал внимание на то, что департаментом и администрацией были нарушены сроки рассмотрения заявления предпринимателя о выборе земельного участка. Указывал на то, что незаконность действий департамента, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 по делу N А62-1290/2011. Обращал внимание на то, что согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. По его мнению, администрация и предприниматель претендуют на один и тот же земельный участок, но с разной концепцией его развития, при этом предприниматель с соответствующим заявлением обратился на одиннадцать месяцев раньше. Считал, что администрация необоснованно до получения всех необходимых документов от предпринимателя для принятия объективного решения, вынесла отказ по его заявлению.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 29.12.2011 предприниматель обратился в департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м по ул. Кирова г. Смоленска возле дома N 22-б для размещения объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания. Земельный участок испрашивался для приобретения в аренду (вх. N 20639/з, т. 1, л.д. 18).
Письмом от 31.01.2012 N 1134/08 департамент на заявление предпринимателя сообщил, что в отношении испрашиваемого земельного участка департаментом принято решение о формировании его для предоставления с аукциона.
Полагая, что отказ департамента, изложенный в письме от 31.01.2012 N 1134/08, в осуществлении выбора указанного земельного участка, является незаконным, предприниматель обжаловал его в Арбитражный суд Смоленской области.
Решением от 11.12.2012 по делу N А62-1290/2011 Арбитражный суд Смоленской области признал незаконными действия департамента, выразившиеся в отказе письмом от 31.01.2012 N 1134/08 ИП Уткину В.Н. в осуществлении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск, улица Кирова, возле дома N 22-б, площадью 1 200 кв. м, как несоответствующие положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). При этом обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем направления его заявления о выборе земельного участка в администрацию города Смоленска.
Данное решение обжаловалось и было оставлено без изменений (постановление апелляционной инстанции от 15.04.2013, постановление кассационной инстанции от 13.08.2013).
Во исполнение указанного решения суда департамент 16.04.2013 направил в адрес администрации заявление предпринимателя об осуществлении выбора земельного участка с прилагаемыми документами.
В письме от 16.05.2013 N 2275 администрация сообщила департаменту о том, что предпринимателем испрашивается земельный участок для строительства объекта торговли и бытового обслуживания, который в соответствии с положениями постановления N 885 может быть предоставлен только с торгов. Кроме того, постановлением администрации от 16.10.2012 N 1828-адм утверждены проект планировки и проект межевания территории, на которой испрашивается земельный участок. Указанной градостроительной документацией данная территория предназначена только для озеленения, в связи с чем варианты размещения вышеназванного объекта капитального строительства на данной территории отсутствуют.
Предприниматель ссылаясь на то, что отказ администрации в осуществлении процедуры выбора земельного участка, изложенный в письме от 16.05.2013 N 2275, является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель обратился в департамент с заявлением до вступления в силу постановления N 885, в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка процедура выбора фактически не осуществлялась, приказ о предварительном согласовании предпринимателю места размещения объекта капитального строительства на земельном участке не издавался, каких-либо прав у предпринимателя на испрашиваемый земельный участок не возникло. Оспариваемый отказ администрации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд согласен с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регулируется статьями 30, 31, 32 ЗК РФ.
Статьей 30 ЗК РФ регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства.
С 01.04.2007 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (областной закон от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске").
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области.
На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган: в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм (в редакции постановления администрации города Смоленска от 27.02.2008 N 175-адм), администрация г. Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Алгоритм действий с учетом положений статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 предусматривает, что именно орган местного самоуправления (администрация г. Смоленска) определяет возможность формирования земельного участка для испрашиваемых целей.
Между тем, положениями пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Такой перечень случаев администрация Смоленской области установила в постановлении N 885, определив, что для строительства объектов бытового обслуживания и объектов торговли предоставление в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, осуществляется исключительно на торгах (пункты 2 и 5).
Постановление N 885 вступило в силу 10.12.2012 и является действующим (опубликовано в газете "Рабочий путь", N 264, 30.11.2012).
После принятия и опубликования Постановления N 885 установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возможности предоставления земельного участка только по результатам торгов является правильным.
Кроме того отказывая в осуществлении процедуры выбора земельного участка, администрация также сослалась на утвержденную градостроительную документацию, согласно которой территория, на которой заявитель испрашивает земельный участок, предназначена только для озеленения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации от 16.10.2012 N 1828-адм по результатам публичных слушаний, проведенных в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске, в том числе в границах ул. Кирова - проспекта Гагарина
- ул. 9 Мая - ул. Пригородной - ул. Ново-Киевской - ул. Колхозной.
Указанное постановление администрации было опубликовано 26.10.2012 в издании "Рабочий путь" N 235.
Из проекта планировки и межевания территории следует, что строительство здания торгово-бытового обслуживания на испрашиваемой территории не предусмотрено. Испрашиваемый земельный участок предназначен только для озеленения.
Таким образом, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ администрации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствуют оснований для обязания администрации выдать бланк акта выбора земельного участка ввиду нецелесообразности, поскольку нормы земельного законодательства не содержат положений об обязательном соблюдении всей процедуры предварительного согласования выбора земельного участка, если имеются препятствия для такого выбора.
Довод заявителя о том, что к спорным правоотношениям неприменимо постановление администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 обосновано отклонен судом по следующим основаниям.
Сам факт применения судом указанного постановления не противоречит предусмотренному Европейской Конвенцией "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 принципу правовой определенности, по смыслу которого для признания нарушенными прав заявителя он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью.
В настоящем случае заявитель не приобретал прав в отношении спорного земельного участка и не может утверждать, что приобрел бы эти права (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2012 N ВАС-6168/12).
Довод заявителя о том, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 по делу N А62-1290/2011 признан незаконным отказ департамента от 31.01.2012 N 1134/08 и он обязан устранить допущенные нарушения, не влияет на принятый судебный акт, поскольку названным решением не предрешен результат рассмотрения заявления предпринимателя (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 727/13).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.11.2013 по делу N А62-4634/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А62-4634/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А62-4634/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тучковой О.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича (г. Смоленск, ОГРНИП 311673229000023; ИНН 673101430310), ответчика - администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) и третьего лица - департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.11.2013 по делу N А62-4634/2013 (судья Бажанова Е.Г.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Уткин В.Н. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация, ответчик), в котором просил признать незаконным письмо от 16.05.2013 исх. N 2275 и возложить на ответчика обязанность выдать бланк акта выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м возле дома N 22 б по ул. Кирова г. Смоленска.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы ссылался на то, что им подано заявление о выборе спорного земельного участка 29.12.2011, а нормативные акты администрации Смоленской области от 16.10.2012 N 1828-адм (опубликован 26.10.2012) и от 16.11.2012 N 885 "Об установлении перечня случае, когда предоставление в собственность или в аренду осуществляется исключительно на торгах" (далее - постановление N 855) вступили в действие после принятия к рассмотрению указанного заявления уполномоченным органом. Обращал внимание на то, что департаментом и администрацией были нарушены сроки рассмотрения заявления предпринимателя о выборе земельного участка. Указывал на то, что незаконность действий департамента, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 по делу N А62-1290/2011. Обращал внимание на то, что согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. По его мнению, администрация и предприниматель претендуют на один и тот же земельный участок, но с разной концепцией его развития, при этом предприниматель с соответствующим заявлением обратился на одиннадцать месяцев раньше. Считал, что администрация необоснованно до получения всех необходимых документов от предпринимателя для принятия объективного решения, вынесла отказ по его заявлению.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 29.12.2011 предприниматель обратился в департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 1 200 кв. м по ул. Кирова г. Смоленска возле дома N 22-б для размещения объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания. Земельный участок испрашивался для приобретения в аренду (вх. N 20639/з, т. 1, л.д. 18).
Письмом от 31.01.2012 N 1134/08 департамент на заявление предпринимателя сообщил, что в отношении испрашиваемого земельного участка департаментом принято решение о формировании его для предоставления с аукциона.
Полагая, что отказ департамента, изложенный в письме от 31.01.2012 N 1134/08, в осуществлении выбора указанного земельного участка, является незаконным, предприниматель обжаловал его в Арбитражный суд Смоленской области.
Решением от 11.12.2012 по делу N А62-1290/2011 Арбитражный суд Смоленской области признал незаконными действия департамента, выразившиеся в отказе письмом от 31.01.2012 N 1134/08 ИП Уткину В.Н. в осуществлении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск, улица Кирова, возле дома N 22-б, площадью 1 200 кв. м, как несоответствующие положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). При этом обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем направления его заявления о выборе земельного участка в администрацию города Смоленска.
Данное решение обжаловалось и было оставлено без изменений (постановление апелляционной инстанции от 15.04.2013, постановление кассационной инстанции от 13.08.2013).
Во исполнение указанного решения суда департамент 16.04.2013 направил в адрес администрации заявление предпринимателя об осуществлении выбора земельного участка с прилагаемыми документами.
В письме от 16.05.2013 N 2275 администрация сообщила департаменту о том, что предпринимателем испрашивается земельный участок для строительства объекта торговли и бытового обслуживания, который в соответствии с положениями постановления N 885 может быть предоставлен только с торгов. Кроме того, постановлением администрации от 16.10.2012 N 1828-адм утверждены проект планировки и проект межевания территории, на которой испрашивается земельный участок. Указанной градостроительной документацией данная территория предназначена только для озеленения, в связи с чем варианты размещения вышеназванного объекта капитального строительства на данной территории отсутствуют.
Предприниматель ссылаясь на то, что отказ администрации в осуществлении процедуры выбора земельного участка, изложенный в письме от 16.05.2013 N 2275, является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель обратился в департамент с заявлением до вступления в силу постановления N 885, в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка процедура выбора фактически не осуществлялась, приказ о предварительном согласовании предпринимателю места размещения объекта капитального строительства на земельном участке не издавался, каких-либо прав у предпринимателя на испрашиваемый земельный участок не возникло. Оспариваемый отказ администрации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд согласен с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регулируется статьями 30, 31, 32 ЗК РФ.
Статьей 30 ЗК РФ регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства.
С 01.04.2007 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (областной закон от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске").
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области.
На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган: в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм (в редакции постановления администрации города Смоленска от 27.02.2008 N 175-адм), администрация г. Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Алгоритм действий с учетом положений статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 предусматривает, что именно орган местного самоуправления (администрация г. Смоленска) определяет возможность формирования земельного участка для испрашиваемых целей.
Между тем, положениями пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Такой перечень случаев администрация Смоленской области установила в постановлении N 885, определив, что для строительства объектов бытового обслуживания и объектов торговли предоставление в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, осуществляется исключительно на торгах (пункты 2 и 5).
Постановление N 885 вступило в силу 10.12.2012 и является действующим (опубликовано в газете "Рабочий путь", N 264, 30.11.2012).
После принятия и опубликования Постановления N 885 установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возможности предоставления земельного участка только по результатам торгов является правильным.
Кроме того отказывая в осуществлении процедуры выбора земельного участка, администрация также сослалась на утвержденную градостроительную документацию, согласно которой территория, на которой заявитель испрашивает земельный участок, предназначена только для озеленения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации от 16.10.2012 N 1828-адм по результатам публичных слушаний, проведенных в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске, в том числе в границах ул. Кирова - проспекта Гагарина
- ул. 9 Мая - ул. Пригородной - ул. Ново-Киевской - ул. Колхозной.
Указанное постановление администрации было опубликовано 26.10.2012 в издании "Рабочий путь" N 235.
Из проекта планировки и межевания территории следует, что строительство здания торгово-бытового обслуживания на испрашиваемой территории не предусмотрено. Испрашиваемый земельный участок предназначен только для озеленения.
Таким образом, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 ЗК РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ администрации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствуют оснований для обязания администрации выдать бланк акта выбора земельного участка ввиду нецелесообразности, поскольку нормы земельного законодательства не содержат положений об обязательном соблюдении всей процедуры предварительного согласования выбора земельного участка, если имеются препятствия для такого выбора.
Довод заявителя о том, что к спорным правоотношениям неприменимо постановление администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 обосновано отклонен судом по следующим основаниям.
Сам факт применения судом указанного постановления не противоречит предусмотренному Европейской Конвенцией "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 принципу правовой определенности, по смыслу которого для признания нарушенными прав заявителя он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью.
В настоящем случае заявитель не приобретал прав в отношении спорного земельного участка и не может утверждать, что приобрел бы эти права (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2012 N ВАС-6168/12).
Довод заявителя о том, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.12.2012 по делу N А62-1290/2011 признан незаконным отказ департамента от 31.01.2012 N 1134/08 и он обязан устранить допущенные нарушения, не влияет на принятый судебный акт, поскольку названным решением не предрешен результат рассмотрения заявления предпринимателя (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 727/13).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.11.2013 по делу N А62-4634/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)