Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.04.2013 N 33-4119/2013

Требование: О признании решения государственного органа незаконным, возложении обязанности по предварительному согласованию места размещения капитального гаража.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителю отказано в предварительном согласовании земельного участка под строительство капитального гаража.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N 33-4119/2013


Судья Ковалева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Малякина А.В., Кучеровой С.М.
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кучеровой С.М.,
гражданское дело по заявлению М.А. об оспаривании решения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 22.06.2012 г.,
по апелляционной жалобе М.А.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 января 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления М.А. о признании решения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 22.06.12 незаконным, возложении обязанности по предварительному согласованию места размещения капитального гаража в районе <адрес> стр. 17 - отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,

установила:

М.А. обратился в суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании решения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамента) от 22.06.2012 N М-4920-ек об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта - капитального гаража боксового типа в районе <адрес>, стр. - 17 г. Красноярска - незаконным, об устранении препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина - возложении обязанности по предварительному согласованию места размещения данного объекта. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 22.05.2012 г. он обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения капитального гаража. Полагает отказ незаконным, поскольку гараж не относится к комплексу гаражей, является одиночным и расстояние от него до жилого дома должно составлять от 10 м; испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии около 30 м от земельного участка, предоставленного под строительство многоэтажного жилого дома. Регламент от 22.03.2011 г., на который ссылается Департамент, утратил свою силу 26.04.2012 г., в связи с изданием распоряжения администрации г. Красноярска от 26.04.2012 N 813-ж; согласно данному нормативному акту, а также ФЗ "Об обращении граждан" отказ должен был быть подписан не позднее 20.06.2012 г.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе М.А. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы М.А., выслушав М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Л.Ю., действующей на основании доверенности от 21 ноября 2012 г., выразившей согласие с принятым по делу решением, полагающей доводы жалобы не обоснованными, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Согласно п. 28 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, в данном деле обстоятельством, входящим в предмет доказывания, является нарушение прав и свобод лица, обратившегося в суд по делам об оспаривании указанного решения.
При этом, к действиям, подлежащим судебному оспариванию, относят коллегиальные и единоличные действия, в результате которых: 1) нарушены права или свободы гражданина; 2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; 3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 данной нормы, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 21 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.04.2012 N 813-ж, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги (отказа в размещении объекта, отказа в предоставлении земельного участка для строительства) является в том числе несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М.А. 22.05.2012 г. обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка под строительство капитального гаража боксового типа площадью 20 кв. м в районе <адрес> стр. 17 г. Красноярска.
22.06.2012 г. Департаментом выдан отказ в размещении объекта, поскольку запрашиваемый земельный участок граничит с территорией, предоставляемой для строительства комплекса многоэтажных жилых домов и в нарушение "Свода правил. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", таблица 10, расположен на расстоянии менее 30 м от жилых домов вместо требуемых не менее 50 м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя обжалуемым отказом по существу не допущено. Исходя из п. 6.39 "Свода правил. СНиП 2.07.0-89* Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений", топографической съемки запрашиваемого заявителем земельного участка с привязкой к местности, учитывая, что расстояние от указанного земельного участка, расположенного в непосредственной близости с гаражным комплексом с численностью автомобилей более 100, а также на расстоянии 24 м от земельного участка, предоставленного распоряжением администрации г. Красноярска N 143-ж от 01.02.2008 ООО СК "Консоль" под строительство многоэтажного жилого дома, судом обосновано отклонены доводы заявителя, а отказ Департамента о невозможности согласования земельного участка, в связи с несоответствием его места размещения, признан правомерным. Учитывая, что предварительное согласование земельных участков осуществляется на стадии их выбора, участки свободны от застройки (в том числе предоставленный ООО СК "Консоль" в 2008 г.), судом сделан правомерный вывод о том, что расстояние при согласовании участков определяется от их границ, что обеспечивает права лиц, которым земельный участок предоставлен ранее.
Доводы заявителя о том, что в оспариваемом отказе Департамента имеется ссылка на недействующий Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не являются основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку действующий на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства гаража Административный регламент от 26.04.2012 г. N 813-ж аналогичным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (отказа в размещении объекта, отказа в предоставлении земельного участка для строительства) предусматривает несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам, каковыми в данном случае являются "Свод правил. СНиП 2.07.0-89* Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Вместе с тем, как видно из материалов дела, Департаментом нарушен срок рассмотрения заявления М.А. о выборе земельного участка.
Так, в соответствии с п. 15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, срок предоставления муниципальной услуги при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства составляет четырнадцать дней с даты обращения.
Согласно п. 23 указанного регламента, заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельного участка для строительства регистрируются в день их поступления.
Заявление в течение двух дней с даты регистрации передается в отдел застройки.
Градостроительный анализ и подготовка возможных вариантов выбора места размещения объекта осуществляются уполномоченным специалистом отдела застройки Управления в течение четырнадцати дней с даты регистрации заявления и включают в себя:
- рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения объекта действующим градостроительным нормам и правилам;
- рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
- изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;
- получение сведений о возможности прекращения прав собственников временных объектов на земельный участок и своевременного освобождения земельного участка;
- проведение анализа всех ранее поступивших обращений граждан и юридических лиц по испрашиваемому земельному участку и ответов на данные обращения;
- проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, службами и организациями.
Согласно п. 31 регламента, подготовка проекта акта о выборе земельного участка либо мотивированного отказа в размещении объекта:
1) основанием для начала административной процедуры по подготовке акта о выборе земельного участка либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги является рассмотрение градостроительной комиссией либо АПК управления заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
2) ответственным исполнителем за осуществление административной процедуры по подготовке проекта акта о выборе земельного участка либо мотивированного отказа в размещении объекта является уполномоченный специалист отдела застройки Управления;
3) при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 21 настоящего Регламента, уполномоченный специалист отдела застройки Управления в течение семи дней с даты рассмотрения заявления на заседании градостроительной комиссии осуществляет подготовку мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги и передает его на подпись заместителю Главы города - руководителю департамента градостроительства.
Отказ подписывается заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в течение 2 дней и регистрируется в день его подписания.
Отказ направляется по адресу, указанному заявителем, в течение семи дней с даты его регистрации.
Таким образом, учитывая, что обращение заявителя было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии 09.06.2012 г., следовательно, в срок до 20.06.2012 г. ему должен был быть направлен мотивированный ответ.
Вместе с тем, оспариваемый отказ зарегистрирован только 22.06.2012 г., то есть в нарушение установленного Административным регламентом срока, в связи с чем доводы заявителя о нарушении его прав на своевременное рассмотрение его заявления заслуживают внимание, а оспариваемое решение в этой части, в связи с нарушением норм материального права- изменению.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием к отмене обжалуемого решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, Судебная коллегия,

определила:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 января 2013 г. изменить, признав незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 22.06.2012 г. N М-4920-ек в части несоблюдения срока рассмотрения заявления М.А. от 22.05.2012 г. о выборе и предварительном согласовании земельного участка под строительство капитального гаража боксового типа площадью 20 кв. м в районе <адрес> стр. 17 г. Красноярска.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Н.ЗИНЧЕНКО

Судьи
А.В.МАЛЯКИН
С.М.КУЧЕРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)