Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сенковенко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Михайлова Г.В.
судей Поддубной О.А., Сеник Ж.Ю.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поддубной О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 13 февраля 2014 года,
установила:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с иском к Ш., третьи лица: ГСК "Путеец", ТУ Росимущество в Ростовской области о сносе капитального гаража.
В обоснование заявленных требований истец указал, что для эксплуатации земельного комплекса, занятого объектами железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" предоставлен земельный участок в аренду сроком на 49 лет общей площадью 2233592 кв. м, имеющий местоположение: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно акту обследования полосы отвода железной дороги от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, проведенной Таганрогской дистанцией пути СКЖД, установлено, что по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в полосе отвода железной дороги находятся самовольные строения (гаражи), установленные без разрешительной документации, в том числе гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 28 кв. м, принадлежащий ответчику. Однако ответчик не имеет правоустанавливающих документов на часть спорного земельного участка, не является законным землепользователем и использует его на незаконных основаниях. Ш. было направлено письменное уведомление с требованием освободить земельный участок полосы отвода железной дороги от строения в добровольном порядке, которое им исполнено не было.
На этом основании ОАО "Российские железные дороги" просило признать капитальный гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН объектом самовольного строительства, обязать Ш.снести своими силами и средствами капитальный гараж с земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 13 февраля 2014 года исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены. Суд обязал Ш. снести гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 28 кв. м, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Кроме того с Ш. в пользу ОАО "РЖД" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей
Не согласившись с постановленным решением, Ш. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести новое.
Податель жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ответчика законных оснований для использования земельного участка. Считает, что земельный участок, на котором размещен гараж, находится в пользовании на законных основаниях, поскольку ранее выдавалось разрешение на строительство гаража. У членов ГСК "Путеец" имеется решение Исполнительного комитета г. Таганрога на возведение гаража. Размещение всех гаражей было заранее согласовано с РЖД, с получением и согласованием всей проектной и землеустроительной документации. В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА владельцы гаражей обратились в ОАО "РЖД" с актом согласования границ земельных участков, с целью размещения гаражей, данный акт был согласован и подписан представителем ОАО "РЖД". Указывает, что ОАО "РЖД" неоднократно высказывало готовность и совершало соответствующие действия для заключения с участниками ГСК "Путеец" договора субаренды земельного участка. В настоящее время, почти все гаражи находятся на государственном кадастровом учете, однако, ОАО "РЖД" безосновательно не заключает договоры субаренды.
Изучив обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие Ш., представителя ОАО "РЖД", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.
Согласно п. 3 ст. 90 ЗК РФ свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленного федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ.
В соответствии с Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. N 264, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению Федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД" за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством (ст. ст. 606, 607, 615 ГК РФ).
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, определен Правительством РФ в соответствие со ст. 9 ФЗ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Согласно постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2006 года N 264 пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линии связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26 "Ц" установлен порядок использования земель железнодорожного транспорта, включая полосу отвода.
Согласно ч. 2 ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Судом первой инстанции установлено что, земельный участок общей площадью 2233592 кв. м, в границах которого находится земельный участок по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится в собственности Российской Федерации, предоставлен в аренду ОАО "РЖД" сроком на 49 лет.
Согласно акту обследования земельного участка полосы отвода железной дороги от 25 марта 2013 года, проведенной Таганрогской дистанцией пути СКЖД, установлено, что по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в полосе отвода железной дороги находятся самовольные строения (гаражи), установленные без разрешительной документации, в том числе гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 28 кв. м, принадлежащий ответчику.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 606, ч. 2 ст. 615, 60 ГК РФ, ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, ст. 9 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", ч. 2 ст. 76, 90 ЗК РФ, ст. 56 ГПК РФ, Правилами пользования земельными участками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. N 264, и исходил из того, что земельный участок, на котором расположен спорный капитальный гараж, находится в полосе отвода железной дороги, в связи с этим в силу закона является федеральной собственностью, передан в аренду ОАО "РЖД". Предусмотренных законом или договором оснований для занятия земельного участка у ответчика не имеется, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорный гараж ответчика по своей правовой природе является самовольным строением, поскольку возведен на земельном участке, не предоставленном ответчику для строительства и без получения необходимых разрешений в органах местного самоуправления. ОАО "РЖД" является арендатором указанного земельного участка и в силу ст. 305 ГК РФ вправе требовать устранения нарушений его прав, а именно - освобождения земельного участка от имущества ответчика.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, доказательства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что земельный участок, на котором расположен гараж, находится в пользовании ответчика на законных основаниях, а также что при возведении гаража были соблюдены действующие на момент его возведения нормы и правила, наличии, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения при рассмотрении требований об освобождении земельного участка, заявленных законным правообладателем. Доказательств наличия разрешения уполномоченного органа на размещение гаражей ответной стороной представлено не было.
Доводы жалобы о том, что ОАО "РЖД" вопреки п. 4.3.2 Договора аренды безосновательно уклоняется от заключения договора субаренды, судебной коллегией отклоняются, поскольку предусмотренная Договором аренды возможность заключения арендатором договора субаренды, является правом ОАО "РЖД", а не обязанностью. Вместе с тем, при наличии спора относительно заключения договора субаренды соответствующие исковые требования могут стать предметом самостоятельного иска.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом или договором оснований для занятия ответчиком земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7232/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N 33-7232/2014
Судья Сенковенко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Михайлова Г.В.
судей Поддубной О.А., Сеник Ж.Ю.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поддубной О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 13 февраля 2014 года,
установила:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с иском к Ш., третьи лица: ГСК "Путеец", ТУ Росимущество в Ростовской области о сносе капитального гаража.
В обоснование заявленных требований истец указал, что для эксплуатации земельного комплекса, занятого объектами железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" предоставлен земельный участок в аренду сроком на 49 лет общей площадью 2233592 кв. м, имеющий местоположение: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно акту обследования полосы отвода железной дороги от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, проведенной Таганрогской дистанцией пути СКЖД, установлено, что по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в полосе отвода железной дороги находятся самовольные строения (гаражи), установленные без разрешительной документации, в том числе гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 28 кв. м, принадлежащий ответчику. Однако ответчик не имеет правоустанавливающих документов на часть спорного земельного участка, не является законным землепользователем и использует его на незаконных основаниях. Ш. было направлено письменное уведомление с требованием освободить земельный участок полосы отвода железной дороги от строения в добровольном порядке, которое им исполнено не было.
На этом основании ОАО "Российские железные дороги" просило признать капитальный гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН объектом самовольного строительства, обязать Ш.снести своими силами и средствами капитальный гараж с земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 13 февраля 2014 года исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены. Суд обязал Ш. снести гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 28 кв. м, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Кроме того с Ш. в пользу ОАО "РЖД" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей
Не согласившись с постановленным решением, Ш. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести новое.
Податель жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ответчика законных оснований для использования земельного участка. Считает, что земельный участок, на котором размещен гараж, находится в пользовании на законных основаниях, поскольку ранее выдавалось разрешение на строительство гаража. У членов ГСК "Путеец" имеется решение Исполнительного комитета г. Таганрога на возведение гаража. Размещение всех гаражей было заранее согласовано с РЖД, с получением и согласованием всей проектной и землеустроительной документации. В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА владельцы гаражей обратились в ОАО "РЖД" с актом согласования границ земельных участков, с целью размещения гаражей, данный акт был согласован и подписан представителем ОАО "РЖД". Указывает, что ОАО "РЖД" неоднократно высказывало готовность и совершало соответствующие действия для заключения с участниками ГСК "Путеец" договора субаренды земельного участка. В настоящее время, почти все гаражи находятся на государственном кадастровом учете, однако, ОАО "РЖД" безосновательно не заключает договоры субаренды.
Изучив обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие Ш., представителя ОАО "РЖД", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.
Согласно п. 3 ст. 90 ЗК РФ свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленного федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ.
В соответствии с Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. N 264, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению Федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД" за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством (ст. ст. 606, 607, 615 ГК РФ).
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, определен Правительством РФ в соответствие со ст. 9 ФЗ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Согласно постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2006 года N 264 пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линии связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26 "Ц" установлен порядок использования земель железнодорожного транспорта, включая полосу отвода.
Согласно ч. 2 ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Судом первой инстанции установлено что, земельный участок общей площадью 2233592 кв. м, в границах которого находится земельный участок по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится в собственности Российской Федерации, предоставлен в аренду ОАО "РЖД" сроком на 49 лет.
Согласно акту обследования земельного участка полосы отвода железной дороги от 25 марта 2013 года, проведенной Таганрогской дистанцией пути СКЖД, установлено, что по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в полосе отвода железной дороги находятся самовольные строения (гаражи), установленные без разрешительной документации, в том числе гараж НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 28 кв. м, принадлежащий ответчику.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 606, ч. 2 ст. 615, 60 ГК РФ, ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, ст. 9 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", ч. 2 ст. 76, 90 ЗК РФ, ст. 56 ГПК РФ, Правилами пользования земельными участками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. N 264, и исходил из того, что земельный участок, на котором расположен спорный капитальный гараж, находится в полосе отвода железной дороги, в связи с этим в силу закона является федеральной собственностью, передан в аренду ОАО "РЖД". Предусмотренных законом или договором оснований для занятия земельного участка у ответчика не имеется, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорный гараж ответчика по своей правовой природе является самовольным строением, поскольку возведен на земельном участке, не предоставленном ответчику для строительства и без получения необходимых разрешений в органах местного самоуправления. ОАО "РЖД" является арендатором указанного земельного участка и в силу ст. 305 ГК РФ вправе требовать устранения нарушений его прав, а именно - освобождения земельного участка от имущества ответчика.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, доказательства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что земельный участок, на котором расположен гараж, находится в пользовании ответчика на законных основаниях, а также что при возведении гаража были соблюдены действующие на момент его возведения нормы и правила, наличии, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения при рассмотрении требований об освобождении земельного участка, заявленных законным правообладателем. Доказательств наличия разрешения уполномоченного органа на размещение гаражей ответной стороной представлено не было.
Доводы жалобы о том, что ОАО "РЖД" вопреки п. 4.3.2 Договора аренды безосновательно уклоняется от заключения договора субаренды, судебной коллегией отклоняются, поскольку предусмотренная Договором аренды возможность заключения арендатором договора субаренды, является правом ОАО "РЖД", а не обязанностью. Вместе с тем, при наличии спора относительно заключения договора субаренды соответствующие исковые требования могут стать предметом самостоятельного иска.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом или договором оснований для занятия ответчиком земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)