Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N А41-24134/14

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N А41-24134/14


Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД" - Сазонова Ю.В., представитель по доверенности от 25.03.2014,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Темишев А.Х., представитель по доверенности от 23.12.2013 N 381-Д,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 по делу N А41-24134/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению открытого акционерного общества "РЖД" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании действий,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Московской железная дорога (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 28.02.2014 N 61/007/2014-113 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с КН 50:20:0020321:905, обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с КН 50:20:0020321:905.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2014 по делу N А41-24134/14 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (л.д. 56).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 по делу N А41-24134/14 заявленные требования удовлетворены (л.д. 112 - 115).
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статьи 153 АПК РФ или статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, отказать обществу в удовлетворении требований.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12 признано право собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:599, площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Баковка (л.д. 80 - 93).
Из материалов дела следует, что из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:599 образован земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020321:905 площадью 200 кв. м, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Баковка.
Согласно регистрационному делу на земельный участок, на основании решения Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12 ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением от 16.01.2014 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020321:905.
Письмом от 31.01.2014 N 61/007/2014-113 Управление Росреестра по Московской области уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, поскольку в представленных на государственную регистрацию заявленных в качестве правоустанавливающих документах, в том числе в решении Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12, отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:599 (л.д. 17 - 18).
Сообщением Управления Росреестра по Московской области от 28.02.2014 N 61/007/2014-113 ОАО "РЖД" отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, п. Баковка, КН 50:20:0020321:905 (л.д. 20 - 21).
Не согласившись с отказом Росреестра, оформленным сообщением от 28.02.2014 N 61/007/2014-113, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решения Управления Росреестра по Московской области от 28.02.2014 N 61/007/2014-113 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с КН 50:20:0020321:905 в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы права обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основания для отказа в государственной регистрации прав указаны в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), перечень которых является исчерпывающим.
Из абзаца 4, 10 пункта 1 статьи 20 названного Закона следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12 признано право собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:599, площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Баковка (л.д. 80 - 93).
На основании решения Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12 ОАО "РЖД" обратилось за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020321:905.
Из материалов дела усматривается, что к заявлению на государственную регистрацию права собственности на земельный участок ОАО "РЖД" приложены все необходимые документы, в том числе решение Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12 и кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0000000:599 и 50:20:0020321:905.
Управление Росреестра по Московской области направило в адрес заявителя сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок от 28.01.2014 N 61/007/2014-113, поскольку в нарушение пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на государственную регистрацию заявителем не были представлены необходимые правоустанавливающие документы и сведения о земельном участке, права на который заявлены, что не позволяет идентифицировать объект и внести соответствующую записи о нем в ЕГРП. Кроме того, в сообщении от 28.01.2014 N 61/007/2014-113 указано, что за подтверждением подлинности и актуальности данных, указанных в кадастровом паспорте, Управление Росреестра по Московской области направляло запрос в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, ответ на который представлен не был.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации (статья 5 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу подпунктов 3, 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка, его площадь являются уникальными характеристиками, сведения о которых вносятся в ГКН.
При этом согласно подпункту пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости также вносятся дополнительные сведения, в том числе кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости).
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Московской области представлен кадастровый паспорт от 18.03.2010 N МО-10/ЗВ-15040 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0020321:905, содержащий сведения о площади, адресе, виде разрешенного использования и кадастровые номера данных земельных участков.
При этом в кадастровом паспорте, представленном на государственную регистрацию, указано, что предыдущим кадастровым номером 50:20:0020321:905 является номер 50:20:0000000:599, в связи с образованием спорного земельного участка предыдущий участок с кадастровым номером 50:20:0000000:599 подлежит снятию с кадастрового учета.
Из вышеуказанных обстоятельств следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020321:905 площадью 200 кв. м, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Баковка, образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:599, право собственности на который, признано решением Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12.
Следовательно, утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что участок с кадастровым номером 50:20:0000000:599 не является участком с кадастровым номером 50:20:0020321:905 отклоняется судебной коллегией.
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020321:905, площадью 200 кв. м, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Баковка, образован из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:599, право собственности на который признано решением Арбитражного суда Московской области от 26.08.2013 по делу N А41-50257/12, кадастровый номер участка 50:20:0000000:599 согласно кадастровому паспорту участка является предыдущим номером земельный участка с кадастровым номером 50:20:0020321:905.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" "полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалы.
В связи со вступлением в силу 01.10.2011 положений пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах) федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о государственных и муниципальных услугах, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Закона о государственных и муниципальных услугах перечень документов. Аналогичные положения в отношении государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами, а также муниципальных услуг, вступивших в силу с 01.07.2012.
С учетом вышеизложенного, подлежащие внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок ним сведения об уникальных характеристиках земельного участка, в отношений которого осуществлен государственный кадастровый учет, запрашиваются территориальными органами Росреестра в филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в порядке внутриведомственного взаимодействия (письмо Росреестра от 02.11.2012 N 20-8976-МС "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В регистрационном деле N 61/007/2014-113 имеется запрос управления Росреестра по Московской области в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0020321:905. При этом запрошенные сведения представлены не были.
Между тем, действующее законодательство, в том числе статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не предусматривает в качестве основания для отказа в государственной регистрации прав на объект недвижимости не предоставление сведений, запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управление Росреестра по Московской области не имело достаточных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0020321:905 и сообщение Управления Росреестра по Московской области от 28.01.2014 N 61/007/2014-113 не соответствуют закону.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемого решения от 28.02.2014 N 61/007/2014-113 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с КН 50:20:0020321:905, не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления Росреестра по Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
В целях восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обязании Управление Росреестра по МО осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с КН 50:20:0020321:905.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2014 года по делу N А41-24134/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)