Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлова Василия Ивановича (ИНН 2308077553, ОГРНИП 305231221300040), органа, осуществляющего публичные полномочия - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования город Краснодар, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-23217/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлов Василий Иванович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления в аренду земельного участка площадью 20208,54 кв. м с кадастровым номером 23:43:0424002:0396, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, станица Старокорсунская, массив 2 "Садовый" (далее - земельный участок), выраженного в письмах от 30.05.2014 N 52-1324-ж/14-11-05, 52-1325-ж/14-11-05 решения об отказе в предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду, о понуждении к принятию соответствующего решения, направлению копии решения заявителю, выдаче копии решения уполномоченному представителю главы хозяйства, подготовке и направлению заявителю проекта договора аренды земельного участка в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 признано незаконным выраженное в письме от 30.05.2014 N 52-1325-ж/14-11-05 решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду, департамент присужден к принятию соответствующего решения и направлению главе хозяйства проекта договора аренды земельного участка в течение 14 дней с даты вступления решения суда в законную силу. В признании незаконными выраженного в письме от 30.05.2014 N 52-1324-ж/14-11-05 решения департамента и его соответствующего бездействия отказано. В остальной части производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, заявителем представлен полный перечень необходимых для предоставления участка документов, в заявлении главы хозяйства обоснована площадь земельного участка.
Департамент обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая, что глава хозяйства при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка не обосновал необходимость в таком предоставлении, площадь земельного участка, не приложил необходимый пакет документов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 27.05.2014 глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства (его расширения), ссылаясь при этом на положения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). К заявлению были приложены копия паспорта главы хозяйства и его представителя, копия свидетельства о внесении в Единых государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском фермерском хозяйстве, копия доверенности, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр), копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0424002:559, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 23:43:0424002:0396.
Письмами от 12.05.2014 N 52-1089ж/14-11.05, от 30.05.2014 N 52-1324-ж/14-11-05, 52-1325-ж/14-11-05 департамент известил заявителя об отсутствии возможности предоставления земельного участка в аренду ввиду неуказания (некорректного указания) в обращениях кадастрового номера земельного участка и его ориентиров.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения главы хозяйства в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению управления и распоряжения земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса, предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Законом N 74-ФЗ.
Определенный статьей 12 Закона N 74-ФЗ порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения. Заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Суды при разрешении спора установили, что глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка для расширения деятельности созданного крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявление оформлено с учетом вышеназванных нормативных требований. Доказательства наличия на момент обращения главы хозяйства конкурирующих заявлений иных лиц в деле отсутствуют. Оспариваемое решение департамента не содержит указания на непредставление документов, обосновывающих площадь испрашиваемого земельного участка, соответствующий параметр признан судами первой и апелляционной инстанций соответствующим экономическим возможностям крестьянского (фермерского) хозяйства и видам осуществляемой им сельскохозяйственной деятельности.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А32-23217/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2015 N Ф08-2659/2015 ПО ДЕЛУ N А32-23217/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. по делу N А32-23217/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлова Василия Ивановича (ИНН 2308077553, ОГРНИП 305231221300040), органа, осуществляющего публичные полномочия - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования город Краснодар, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-23217/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлов Василий Иванович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления в аренду земельного участка площадью 20208,54 кв. м с кадастровым номером 23:43:0424002:0396, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, станица Старокорсунская, массив 2 "Садовый" (далее - земельный участок), выраженного в письмах от 30.05.2014 N 52-1324-ж/14-11-05, 52-1325-ж/14-11-05 решения об отказе в предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду, о понуждении к принятию соответствующего решения, направлению копии решения заявителю, выдаче копии решения уполномоченному представителю главы хозяйства, подготовке и направлению заявителю проекта договора аренды земельного участка в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 признано незаконным выраженное в письме от 30.05.2014 N 52-1325-ж/14-11-05 решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка главе хозяйства в аренду, департамент присужден к принятию соответствующего решения и направлению главе хозяйства проекта договора аренды земельного участка в течение 14 дней с даты вступления решения суда в законную силу. В признании незаконными выраженного в письме от 30.05.2014 N 52-1324-ж/14-11-05 решения департамента и его соответствующего бездействия отказано. В остальной части производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, заявителем представлен полный перечень необходимых для предоставления участка документов, в заявлении главы хозяйства обоснована площадь земельного участка.
Департамент обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая, что глава хозяйства при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка не обосновал необходимость в таком предоставлении, площадь земельного участка, не приложил необходимый пакет документов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 27.05.2014 глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства (его расширения), ссылаясь при этом на положения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). К заявлению были приложены копия паспорта главы хозяйства и его представителя, копия свидетельства о внесении в Единых государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском фермерском хозяйстве, копия доверенности, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр), копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0424002:559, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 23:43:0424002:0396.
Письмами от 12.05.2014 N 52-1089ж/14-11.05, от 30.05.2014 N 52-1324-ж/14-11-05, 52-1325-ж/14-11-05 департамент известил заявителя об отсутствии возможности предоставления земельного участка в аренду ввиду неуказания (некорректного указания) в обращениях кадастрового номера земельного участка и его ориентиров.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения главы хозяйства в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению управления и распоряжения земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса, предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Законом N 74-ФЗ.
Определенный статьей 12 Закона N 74-ФЗ порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения. Заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Суды при разрешении спора установили, что глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка для расширения деятельности созданного крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявление оформлено с учетом вышеназванных нормативных требований. Доказательства наличия на момент обращения главы хозяйства конкурирующих заявлений иных лиц в деле отсутствуют. Оспариваемое решение департамента не содержит указания на непредставление документов, обосновывающих площадь испрашиваемого земельного участка, соответствующий параметр признан судами первой и апелляционной инстанций соответствующим экономическим возможностям крестьянского (фермерского) хозяйства и видам осуществляемой им сельскохозяйственной деятельности.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А32-23217/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)