Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Уханов Г.Н., представитель Филимонов С.А. на основании ордера
- N 134424;
- от заинтересованных лиц:
- крестьянского (фермерского) хозяйства "Головенко": представитель по доверенности от 10.11.2013 г. Неговора Е.В.;
- Администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Головенко" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 г. по делу N А32-27538/2013 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Уханова Геннадия Николаевича,
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования Кущевский район Краснодарского края; крестьянское (фермерское) хозяйство "Головенко",
третье лицо: Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) Уханов Геннадий Николаевич (далее - глава КФХ, Уханов Г.Н.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, с учетом уточнений первоначально заявленных требований в котором просит:
- перевести на крестьянско-фермерское хозяйство Уханова Геннадия Николаевича права и обязанности арендатора по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности из земель сельскохозяйственного назначения, заключенных с арендатором - крестьянским хозяйством "Головенко" (далее - КХ "Головенко") в отношении следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:13 04 002:0001, площадью 620246 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:03 01 011:0001, площадью 434715 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:0301022:13 площадью 635129 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:0301022:12 площадью 751747 кв. м,
В обоснование заявленных требований Уханов Г.Н. ссылается на наличие у него, как у члена многодетной семьи, первоочередного права на заключение договоров аренды в отношении спорных земельных участков в силу Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае".
Заинтересованные лица, заявленные требования не признали, полагая, что положения закона ими при заключении договоров не нарушены, право преимущественного заключения договоров аренды в отношении спорных земельных участков у истца отсутствует, истцом избран ненадлежащий способ защиты, поданные им заявления о предоставлении земельных участков не соответствуют требованиям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г.
N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты. Поскольку целью иска являлась не констатация отсутствия арендных отношений между КХ "Головенко" и управлением, а возникновение арендных отношений между КХ "Головенко" и администрацией, суд не вправе самостоятельно переквалифицировать заявленные требования, ввиду того, что это повлечет изменение предмета иска и достижение иной цели, которая истцом не преследовалась при подаче иска. Суд также пришел к выводу о том, что спорные земельные участки предоставлены КХ "Головенко" без проведения торгов незаконно, поскольку администрация достоверно знала о наличии второго претендента на данные участки - КФХ "Уханов Г.Н., в связи с чем, заключенные договоры аренды между администрацией и КХ "Головенко" являются недействительными, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом суд отметил, что наличие преимущественного права приобретения земельного участка в рассматриваемом случае не предоставляет заявителю возможность получения этого участка без проведения торгов.
Не согласившись с мотивированной частью указанного решения суда первой инстанции, крестьянское хозяйство "Головенко" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе глава КХ Головенко просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части решения суда выводы о ничтожности заключенных с КХ "Головенко" договоров аренды спорных земельных участков без проведения торгов и выводы о соответствии заявлений Уханова Г.Н. о предоставлении земельных участков от 30.04.2013 г. и от 14.05.2013 г. требованиям статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и предоставлении им всех необходимых документов, предусмотренных данной нормой права.
В обоснование апелляционной жалобы КХ "Головенко" указывает, что заявитель, получив ответ администрации муниципального образования Кущевский район от 08.05.2013 г. правами, предусмотренными статьями 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве (далее - Закон N 74-ФЗ), главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Кущевский район по рассмотрению поданного им заявления от 30.04.3013 г. о предоставлении спорных земельных участков не воспользовался. Следовательно, суд первой инстанции неправильно определил круг обстоятельств, подлежащих доказыванию и был не вправе давать оценку заявлению Уханова Г.Н. от 30.04.2013 г.
Представленные в материалы дела заявления истца (зарегистрированные под входящими номерами 03-02-1336, 03-02-1337, 03-02-1338, 03-02-1421), поданные им 14.05.2013 г. в муниципальное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" также не соответствуют требованиям статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2013 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно:
- отсутствует указание на срок аренды земельных участков подпункт 4 части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г.
- отсутствует обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) подпункт 5 части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г.
Учитывая, что поданные заявителем заявления о предоставлении земельных участков (вх. 03-02-1336, 03-02-1337, 03-02-1338, 03-02-1421) от 14 мая 2013 г. и ранее поданное им заявление от 30.04.2013 г. были поданы с нарушениями требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", то Администрация муниципального образования Кущевский район была не вправе предоставить заявителю земельный участок на основании данных заявлений. Следовательно, заявлений от иных КФХ, соответствующих требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. и конкурирующих с заявлениями КХ "Головенко", поступивших 07 мая 2013 г. в муниципальное учреждение Кущевского района "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" на момент заключения договоров аренды на спорные земельные участки не имелось. В связи с этим полагает, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения с заявлением о предоставлении спорных земельных участков КХ "Головенко" у управления уже имелось заявление главы КХ Уханова Г.Н. от 30.04.2013 г. о предоставлении в аренду этих же земельных участков, а на момент принятия постановлений о предоставлении земельных участков КХ "Головенко" и на момент заключения договоров аренды у управления и администрации также имелись заявление Уханова Г.Н. от 14.05.2013.
Представитель крестьянского (фермерского) хозяйства "Головенко" в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции изменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заявитель и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо и Администрация муниципального образования Кущевский район Краснодарского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.02.2012 года Уханов Г.Н. ознакомившись с публикацией сообщения о наличии свободного земельного участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предполагаемого для предоставления в аренду и предназначенного для сельскохозяйственного производства, опубликованного в общественно политической газете Кущевского района Краснодарского края "Вперед" за 09 февраля 2012 г. N 14 (9979) обратился в Администрацию муниципального образования Кущевский район с заявлением о предоставлении земельного участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края для сельскохозяйственного производства, земельный участок общей площадью 47,94 га, вид угодий - пашня, кадастровый номер 23:17:1000012:5, местоположение участка Кущевский район.
Письмом от 14.03.2012 г. N 04-02-2/602 Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район разъяснило заявителю, что предоставление такового будет осуществляться в порядке статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на торгах, поскольку по истечении месяца со дня публикации в районной газете "Вперед" информации о наличии свободных земельных участков поступило несколько заявлений о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
08.02.2013 г. Уханов Г.Н. обратился в администрацию муниципального образования Кущевский район, с просьбой предоставить информацию о том были ли проведены торги в отношении спорного земельного участка.
Письмом от 07.03.2013 г. N 17/01-18/13/1074 администрация сообщила, что торги по указанному земельному участку площадью 47,94га не проводились, так как земельный участок находится в общем земельном массиве площадью 159, 7446 га с кадастровым номером 23:17:1000012:5 и требует проведения межевых работ. Управлением подготовлен проект постановления о формировании земельных участков из земель фонда перераспределения Краснодарского края путем раздела для последующего переоформления прав на вновь образованные из него участки. После постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности Краснодарского края на вновь образованные из него участки, будут проведены мероприятия по предоставлению указанного земельного участка заявителю через торги.
Уханов Г.Н. повторно обратился в Администрацию Кущевского района с заявлением о рассмотрении вопроса о первоочередном предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что он является главой многодетной семьи и имеет право на социальную поддержку в соответствии со статьями 2, 3 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г.
N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" Письмом от 04.02.2013 г. N 00/01-26/13/66 администрация в ответ на обращение Уханова Г.Н. о первоочередном предоставлении ему испрашиваемого земельного участка разъяснила, что земельных участков, свободных от прав третьих лиц, предоставляемых для сельскохозяйственного использования в настоящее время на территории муниципального образования Кущевский район не имеется. Информация о наличии свободных земельных участков, о проведении торгов по земельным участкам из земель фонда перераспределения Краснодарского края, предоставляемых для сельскохозяйственного производства регулярно публикуется в районной газете "Вперед".
Департамент имущественных отношений Краснодарского края, рассмотрев по поручению администрации Краснодарского края обращение Уханова Г.Н. о предоставлении земельного участка письмом от 13.03.2013 г. N 52-693ш/13-11.05 пояснил, что земельных участков, площадью 200 га свободных от прав третьих лиц, предоставляемых для сельскохозяйственного использования в настоящее время на территории муниципального образования Кущевский район не имеется. Информация о наличии свободных земельных участков, о проведении торгов по земельным участкам из земель фонда перераспределения Краснодарского края, предоставляемых для сельскохозяйственного производства регулярно публикуется в районной газете "Вперед".
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Уханов Г.Н. 30.04.2013 г. соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вновь обратился в администрацию муниципального образования Кущевский район (далее - администрация) с заявлением о предоставлении в аренду для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства (его деятельности) земельных участков, указанных в приложенных к заявлению Выписках из ЕГРП. Как установлено в судебном заседании, к указанному заявлению были приложены Выписки из ЕГРП в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:17:13 04 002:0001, 23:17:03 01 011:0001, 23:17:0301022:13 23:17:0301022:12.
Письмом начальника управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район от 08.05.2013 г. заявление Уханова Г.Н. оставлено без рассмотрения, последнему разъяснено о необходимости обращения с таким заявлением в муниципальное образование Кущевский район "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг".
14.05.2013 г. Уханов Г.Н. через муниципальное учреждение муниципального образования Кущевский район "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" обратился с заявлениями о предоставлении в аренду тех же земельных участков, заявление МФЦ принято 14.05.2013 г., о чем свидетельствуют расписки о принятии документов.
Письмами от 24.05.2013 года Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевской район (далее - управление) уведомило заявителя о том, что в оформлении документов по передаче в аренду указанных земельных участков отказано, земельные участки предоставлены в аренду на основании принятых администрацией постановлений N 864, 962, 902, 863 от 17.05.2013 г.
Уханов Г.Н., полагая, что у него есть первоочередное право на приобретение спорных участков, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 той же статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Следовательно, с учетом изложенных выше норм права, следует признать, что нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Вместе с тем порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермеров), Законом о фермерском хозяйстве не урегулирован. В подобной ситуации в силу пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Нормы статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, являясь специальными по отношению к статье 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержат запрета на предоставление ранее сформированного не за счет заявителя земельного участка указанным в нем лицам (фермерам), а также не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Аналогичная правовая позиция, в частности, выражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 г. по делу N А63-9682/2012, от 02.10.2013 г. по делу N А32-12612/2012.
По смыслу приведенных норм, если подано два и более заявления глав крестьянских (фермерских) хозяйств о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду только на торгах (конкурсах, аукционах). При конкуренции двух или более заявлений в отношении испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки предоставлены в аренду главе КХ "Головенко" Степанову С.П. на основании постановлений администрации муниципального образования Кущевский район от 17.05.2013 г., в отношении указанных земельных участков 21.05.2013 г. между управлением и КХ "Головенко" заключены договоры аренды, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Земельные участки предоставлены в аренду КХ "Головенко" на основании его заявлений от 07.05.2013 г.
На момент обращения с заявлением о предоставлении спорных земельных участков КХ "Головенко" у управления и администрации уже имелось заявление Главы КФХ Уханова Г.Н. от 30.04.2013. о предоставлении в аренду этих же земельных участков. На момент принятия постановлений о предоставлении земельных участков КХ "Головенко" и на момент заключения договоров аренды у управления и администрации имелось и заявление Уханова Г.Н. от 14.05.2013 г.
Таким образом, учитывая, что администрация достоверно была информирована о наличии двух претендентов на спорные земельные участки, не имела права предоставить их КХ "Головенко" без проведения торгов.
Довод подателя жалобы, о том что заявления Уханова Г.Н. не соответствовали статье 12 закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не обоснованы. В заявлениях указаны цель использования земельных участков (осуществление деятельности фермерского хозяйства), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в аренду), предполагаемое местоположение земельных участков (приложены Выписки из ЕГРП, указаны кадастровые номера земельных участков). Отсутствие в заявлениях сведений об условиях предоставления земельных участков (за плату или бесплатно), о сроке аренды земельных участков не является нарушением, позволяющем считать, что заявление Ухановым Г.Н. в отношении спорных земельных участков не подавалось. Из содержания заявлений явно видна воля заявителя на получение земельных участков а аренду, а поскольку заявлений два, то условия о сроке договора аренды и размере арендной платы (с учетом того, что использование земли по договору аренды всегда является платным) должны устанавливаться в порядке организации и проведения торгов, по их результатам.
Кроме того, важно отметить, что ни в одном из вышеуказанных ответов в качестве основания для отказа в предоставлении земельных участков администрация не ссылается на несоответствие заявки КФХ Уханова Г.Н. требованиям закона.
Как указывает суд первой инстанции, КХ "Головенко" также не представлялось в администрацию обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства). Учитывая, что земельным законодательством установлен принцип равенства участников правоотношений, возникших в связи с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной собственности, предъявление разных требований к участникам отношений, является нарушением данного принципа.
Более того, указанные доводы подателя жалобы не могут иметь правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку для организации и проведения торгов важно лишь информированность администрации о наличии двух и более претендентов на предоставляемый земельный участок.
Поэтому же основанию также является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что заявления Уханова Г.Н. от 14.05.2013 г. поступили в администрацию лишь 21.05.2013 г., что подтверждается штампами учреждения, то есть после предоставления этих участков КХ "Головенко". Кроме того, в материалы дела представлены расписки в получении документов муниципальным учреждением муниципального образования Кущевский район "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" 14.05.2013 г. и соответствующие дела по заявлениям Уханова Г.Н., заведенные 14.05.2013 г. На заявлениях Уханова Г.Н. также имеются входящие штампы муниципального учреждения, датированные 15.05.2013 г.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о том, что договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности из земель сельскохозяйственного назначения заключенные с арендатором - крестьянским хозяйством "Головенко" в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:17:13 04 002:0001, площадью 620246 кв. м, с кадастровым номером 23:17:03 01 011:0001, площадью 434715 кв. м, с кадастровым номером 23:17:0301022:13 площадью 635129 кв. м, с кадастровым номером 23:17:0301022:12 площадью 751747 кв. м, являются недействительными в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заключены без проведения торгов.
Права арендатора по недействительному договору не могут быть переведены на другое лицо, поскольку в силу положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет наступления юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью.
Предусмотренное Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" первоочередное право многодетных семей на первоочередное получение земельных участков из фонда перераспределения, в данном случае не означает предоставление земельного участка Уханову Г.Н. без проведения торгов. Учитывая, что субъектами спорных правоотношений являются крестьянские хозяйства, возникшие между ними отношения в первую очередь регулируются Федеральным законом от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающем, что в данном случае, при наличии двух заявок, земельный участок подлежит выставлению на торги. Следовательно, в любом случае земельные участки должны быть переданы в аренду по результатам торгов.
Поскольку положения, предусматривающие обязательность проведения торгов, не лишают многодетную семью принадлежащего ей в силу Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" первоочередного права на заключение договоров аренды, Уханов Г.Н. вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей только по заключенному на торгах договору. Учитывая, что договоры аренды с КХ "Головенко" заключены не по результатам торгов, оснований для перевода прав арендатора на Уханова Г.Н. не имеется.
Данный вывод соответствует разъяснениям по сходным вопросам, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 (ред. от 25.12.2013).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал Уханову Г.Н. в удовлетворении заявленных требований по основаниям и мотивам, изложенным выше.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 г. по делу N А32-27538/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2014 N 15АП-7343/2014 ПО ДЕЛУ N А32-27538/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. N 15АП-7343/2014
Дело N А32-27538/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Уханов Г.Н., представитель Филимонов С.А. на основании ордера
- N 134424;
- от заинтересованных лиц:
- крестьянского (фермерского) хозяйства "Головенко": представитель по доверенности от 10.11.2013 г. Неговора Е.В.;
- Администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Головенко" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 г. по делу N А32-27538/2013 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Уханова Геннадия Николаевича,
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования Кущевский район Краснодарского края; крестьянское (фермерское) хозяйство "Головенко",
третье лицо: Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) Уханов Геннадий Николаевич (далее - глава КФХ, Уханов Г.Н.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, с учетом уточнений первоначально заявленных требований в котором просит:
- перевести на крестьянско-фермерское хозяйство Уханова Геннадия Николаевича права и обязанности арендатора по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности из земель сельскохозяйственного назначения, заключенных с арендатором - крестьянским хозяйством "Головенко" (далее - КХ "Головенко") в отношении следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:13 04 002:0001, площадью 620246 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:03 01 011:0001, площадью 434715 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:0301022:13 площадью 635129 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 23:17:0301022:12 площадью 751747 кв. м,
В обоснование заявленных требований Уханов Г.Н. ссылается на наличие у него, как у члена многодетной семьи, первоочередного права на заключение договоров аренды в отношении спорных земельных участков в силу Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае".
Заинтересованные лица, заявленные требования не признали, полагая, что положения закона ими при заключении договоров не нарушены, право преимущественного заключения договоров аренды в отношении спорных земельных участков у истца отсутствует, истцом избран ненадлежащий способ защиты, поданные им заявления о предоставлении земельных участков не соответствуют требованиям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г.
N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты. Поскольку целью иска являлась не констатация отсутствия арендных отношений между КХ "Головенко" и управлением, а возникновение арендных отношений между КХ "Головенко" и администрацией, суд не вправе самостоятельно переквалифицировать заявленные требования, ввиду того, что это повлечет изменение предмета иска и достижение иной цели, которая истцом не преследовалась при подаче иска. Суд также пришел к выводу о том, что спорные земельные участки предоставлены КХ "Головенко" без проведения торгов незаконно, поскольку администрация достоверно знала о наличии второго претендента на данные участки - КФХ "Уханов Г.Н., в связи с чем, заключенные договоры аренды между администрацией и КХ "Головенко" являются недействительными, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом суд отметил, что наличие преимущественного права приобретения земельного участка в рассматриваемом случае не предоставляет заявителю возможность получения этого участка без проведения торгов.
Не согласившись с мотивированной частью указанного решения суда первой инстанции, крестьянское хозяйство "Головенко" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе глава КХ Головенко просит решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части решения суда выводы о ничтожности заключенных с КХ "Головенко" договоров аренды спорных земельных участков без проведения торгов и выводы о соответствии заявлений Уханова Г.Н. о предоставлении земельных участков от 30.04.2013 г. и от 14.05.2013 г. требованиям статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и предоставлении им всех необходимых документов, предусмотренных данной нормой права.
В обоснование апелляционной жалобы КХ "Головенко" указывает, что заявитель, получив ответ администрации муниципального образования Кущевский район от 08.05.2013 г. правами, предусмотренными статьями 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве (далее - Закон N 74-ФЗ), главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Кущевский район по рассмотрению поданного им заявления от 30.04.3013 г. о предоставлении спорных земельных участков не воспользовался. Следовательно, суд первой инстанции неправильно определил круг обстоятельств, подлежащих доказыванию и был не вправе давать оценку заявлению Уханова Г.Н. от 30.04.2013 г.
Представленные в материалы дела заявления истца (зарегистрированные под входящими номерами 03-02-1336, 03-02-1337, 03-02-1338, 03-02-1421), поданные им 14.05.2013 г. в муниципальное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" также не соответствуют требованиям статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2013 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно:
- отсутствует указание на срок аренды земельных участков подпункт 4 части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г.
- отсутствует обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) подпункт 5 части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г.
Учитывая, что поданные заявителем заявления о предоставлении земельных участков (вх. 03-02-1336, 03-02-1337, 03-02-1338, 03-02-1421) от 14 мая 2013 г. и ранее поданное им заявление от 30.04.2013 г. были поданы с нарушениями требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", то Администрация муниципального образования Кущевский район была не вправе предоставить заявителю земельный участок на основании данных заявлений. Следовательно, заявлений от иных КФХ, соответствующих требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. и конкурирующих с заявлениями КХ "Головенко", поступивших 07 мая 2013 г. в муниципальное учреждение Кущевского района "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" на момент заключения договоров аренды на спорные земельные участки не имелось. В связи с этим полагает, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения с заявлением о предоставлении спорных земельных участков КХ "Головенко" у управления уже имелось заявление главы КХ Уханова Г.Н. от 30.04.2013 г. о предоставлении в аренду этих же земельных участков, а на момент принятия постановлений о предоставлении земельных участков КХ "Головенко" и на момент заключения договоров аренды у управления и администрации также имелись заявление Уханова Г.Н. от 14.05.2013.
Представитель крестьянского (фермерского) хозяйства "Головенко" в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции изменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заявитель и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо и Администрация муниципального образования Кущевский район Краснодарского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.02.2012 года Уханов Г.Н. ознакомившись с публикацией сообщения о наличии свободного земельного участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предполагаемого для предоставления в аренду и предназначенного для сельскохозяйственного производства, опубликованного в общественно политической газете Кущевского района Краснодарского края "Вперед" за 09 февраля 2012 г. N 14 (9979) обратился в Администрацию муниципального образования Кущевский район с заявлением о предоставлении земельного участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края для сельскохозяйственного производства, земельный участок общей площадью 47,94 га, вид угодий - пашня, кадастровый номер 23:17:1000012:5, местоположение участка Кущевский район.
Письмом от 14.03.2012 г. N 04-02-2/602 Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район разъяснило заявителю, что предоставление такового будет осуществляться в порядке статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на торгах, поскольку по истечении месяца со дня публикации в районной газете "Вперед" информации о наличии свободных земельных участков поступило несколько заявлений о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
08.02.2013 г. Уханов Г.Н. обратился в администрацию муниципального образования Кущевский район, с просьбой предоставить информацию о том были ли проведены торги в отношении спорного земельного участка.
Письмом от 07.03.2013 г. N 17/01-18/13/1074 администрация сообщила, что торги по указанному земельному участку площадью 47,94га не проводились, так как земельный участок находится в общем земельном массиве площадью 159, 7446 га с кадастровым номером 23:17:1000012:5 и требует проведения межевых работ. Управлением подготовлен проект постановления о формировании земельных участков из земель фонда перераспределения Краснодарского края путем раздела для последующего переоформления прав на вновь образованные из него участки. После постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности Краснодарского края на вновь образованные из него участки, будут проведены мероприятия по предоставлению указанного земельного участка заявителю через торги.
Уханов Г.Н. повторно обратился в Администрацию Кущевского района с заявлением о рассмотрении вопроса о первоочередном предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что он является главой многодетной семьи и имеет право на социальную поддержку в соответствии со статьями 2, 3 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г.
N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" Письмом от 04.02.2013 г. N 00/01-26/13/66 администрация в ответ на обращение Уханова Г.Н. о первоочередном предоставлении ему испрашиваемого земельного участка разъяснила, что земельных участков, свободных от прав третьих лиц, предоставляемых для сельскохозяйственного использования в настоящее время на территории муниципального образования Кущевский район не имеется. Информация о наличии свободных земельных участков, о проведении торгов по земельным участкам из земель фонда перераспределения Краснодарского края, предоставляемых для сельскохозяйственного производства регулярно публикуется в районной газете "Вперед".
Департамент имущественных отношений Краснодарского края, рассмотрев по поручению администрации Краснодарского края обращение Уханова Г.Н. о предоставлении земельного участка письмом от 13.03.2013 г. N 52-693ш/13-11.05 пояснил, что земельных участков, площадью 200 га свободных от прав третьих лиц, предоставляемых для сельскохозяйственного использования в настоящее время на территории муниципального образования Кущевский район не имеется. Информация о наличии свободных земельных участков, о проведении торгов по земельным участкам из земель фонда перераспределения Краснодарского края, предоставляемых для сельскохозяйственного производства регулярно публикуется в районной газете "Вперед".
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Уханов Г.Н. 30.04.2013 г. соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вновь обратился в администрацию муниципального образования Кущевский район (далее - администрация) с заявлением о предоставлении в аренду для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства (его деятельности) земельных участков, указанных в приложенных к заявлению Выписках из ЕГРП. Как установлено в судебном заседании, к указанному заявлению были приложены Выписки из ЕГРП в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:17:13 04 002:0001, 23:17:03 01 011:0001, 23:17:0301022:13 23:17:0301022:12.
Письмом начальника управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район от 08.05.2013 г. заявление Уханова Г.Н. оставлено без рассмотрения, последнему разъяснено о необходимости обращения с таким заявлением в муниципальное образование Кущевский район "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг".
14.05.2013 г. Уханов Г.Н. через муниципальное учреждение муниципального образования Кущевский район "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" обратился с заявлениями о предоставлении в аренду тех же земельных участков, заявление МФЦ принято 14.05.2013 г., о чем свидетельствуют расписки о принятии документов.
Письмами от 24.05.2013 года Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевской район (далее - управление) уведомило заявителя о том, что в оформлении документов по передаче в аренду указанных земельных участков отказано, земельные участки предоставлены в аренду на основании принятых администрацией постановлений N 864, 962, 902, 863 от 17.05.2013 г.
Уханов Г.Н., полагая, что у него есть первоочередное право на приобретение спорных участков, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Упрощенный порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 той же статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
Следовательно, с учетом изложенных выше норм права, следует признать, что нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Вместе с тем порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермеров), Законом о фермерском хозяйстве не урегулирован. В подобной ситуации в силу пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Нормы статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, являясь специальными по отношению к статье 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержат запрета на предоставление ранее сформированного не за счет заявителя земельного участка указанным в нем лицам (фермерам), а также не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления земельного участка публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Аналогичная правовая позиция, в частности, выражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 г. по делу N А63-9682/2012, от 02.10.2013 г. по делу N А32-12612/2012.
По смыслу приведенных норм, если подано два и более заявления глав крестьянских (фермерских) хозяйств о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду только на торгах (конкурсах, аукционах). При конкуренции двух или более заявлений в отношении испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки предоставлены в аренду главе КХ "Головенко" Степанову С.П. на основании постановлений администрации муниципального образования Кущевский район от 17.05.2013 г., в отношении указанных земельных участков 21.05.2013 г. между управлением и КХ "Головенко" заключены договоры аренды, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Земельные участки предоставлены в аренду КХ "Головенко" на основании его заявлений от 07.05.2013 г.
На момент обращения с заявлением о предоставлении спорных земельных участков КХ "Головенко" у управления и администрации уже имелось заявление Главы КФХ Уханова Г.Н. от 30.04.2013. о предоставлении в аренду этих же земельных участков. На момент принятия постановлений о предоставлении земельных участков КХ "Головенко" и на момент заключения договоров аренды у управления и администрации имелось и заявление Уханова Г.Н. от 14.05.2013 г.
Таким образом, учитывая, что администрация достоверно была информирована о наличии двух претендентов на спорные земельные участки, не имела права предоставить их КХ "Головенко" без проведения торгов.
Довод подателя жалобы, о том что заявления Уханова Г.Н. не соответствовали статье 12 закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не обоснованы. В заявлениях указаны цель использования земельных участков (осуществление деятельности фермерского хозяйства), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в аренду), предполагаемое местоположение земельных участков (приложены Выписки из ЕГРП, указаны кадастровые номера земельных участков). Отсутствие в заявлениях сведений об условиях предоставления земельных участков (за плату или бесплатно), о сроке аренды земельных участков не является нарушением, позволяющем считать, что заявление Ухановым Г.Н. в отношении спорных земельных участков не подавалось. Из содержания заявлений явно видна воля заявителя на получение земельных участков а аренду, а поскольку заявлений два, то условия о сроке договора аренды и размере арендной платы (с учетом того, что использование земли по договору аренды всегда является платным) должны устанавливаться в порядке организации и проведения торгов, по их результатам.
Кроме того, важно отметить, что ни в одном из вышеуказанных ответов в качестве основания для отказа в предоставлении земельных участков администрация не ссылается на несоответствие заявки КФХ Уханова Г.Н. требованиям закона.
Как указывает суд первой инстанции, КХ "Головенко" также не представлялось в администрацию обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства). Учитывая, что земельным законодательством установлен принцип равенства участников правоотношений, возникших в связи с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной собственности, предъявление разных требований к участникам отношений, является нарушением данного принципа.
Более того, указанные доводы подателя жалобы не могут иметь правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку для организации и проведения торгов важно лишь информированность администрации о наличии двух и более претендентов на предоставляемый земельный участок.
Поэтому же основанию также является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что заявления Уханова Г.Н. от 14.05.2013 г. поступили в администрацию лишь 21.05.2013 г., что подтверждается штампами учреждения, то есть после предоставления этих участков КХ "Головенко". Кроме того, в материалы дела представлены расписки в получении документов муниципальным учреждением муниципального образования Кущевский район "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" 14.05.2013 г. и соответствующие дела по заявлениям Уханова Г.Н., заведенные 14.05.2013 г. На заявлениях Уханова Г.Н. также имеются входящие штампы муниципального учреждения, датированные 15.05.2013 г.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о том, что договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности из земель сельскохозяйственного назначения заключенные с арендатором - крестьянским хозяйством "Головенко" в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:17:13 04 002:0001, площадью 620246 кв. м, с кадастровым номером 23:17:03 01 011:0001, площадью 434715 кв. м, с кадастровым номером 23:17:0301022:13 площадью 635129 кв. м, с кадастровым номером 23:17:0301022:12 площадью 751747 кв. м, являются недействительными в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заключены без проведения торгов.
Права арендатора по недействительному договору не могут быть переведены на другое лицо, поскольку в силу положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет наступления юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью.
Предусмотренное Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" первоочередное право многодетных семей на первоочередное получение земельных участков из фонда перераспределения, в данном случае не означает предоставление земельного участка Уханову Г.Н. без проведения торгов. Учитывая, что субъектами спорных правоотношений являются крестьянские хозяйства, возникшие между ними отношения в первую очередь регулируются Федеральным законом от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающем, что в данном случае, при наличии двух заявок, земельный участок подлежит выставлению на торги. Следовательно, в любом случае земельные участки должны быть переданы в аренду по результатам торгов.
Поскольку положения, предусматривающие обязательность проведения торгов, не лишают многодетную семью принадлежащего ей в силу Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" первоочередного права на заключение договоров аренды, Уханов Г.Н. вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей только по заключенному на торгах договору. Учитывая, что договоры аренды с КХ "Головенко" заключены не по результатам торгов, оснований для перевода прав арендатора на Уханова Г.Н. не имеется.
Данный вывод соответствует разъяснениям по сходным вопросам, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 (ред. от 25.12.2013).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал Уханову Г.Н. в удовлетворении заявленных требований по основаниям и мотивам, изложенным выше.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 г. по делу N А32-27538/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)