Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Углова Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А. при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми, 1 декабря 2014 г. дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 22 августа 2014 г., которым постановлено:
исковые требования Л. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 30.04.2014 N И-21-01-09-7684 в предоставлении земельного участка Л.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Л. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования г. Пермь в первоочередном порядке в соответствии с требованиями закона в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя Л. - И., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации г. Перми от 30.04.2014 г. в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, возложении на департамент обязанности предоставить участок площадью 1835 кв. м по ул. <...> в г. Перми в аренду под ИЖС сроком на 10 лет. Мотивировал требования тем, что является инвалидом 3 группы и в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 10.04.2014 г. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка в границах, определенных схемой, в чем было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральным законом не урегулирован; на территории г. Перми отсутствуют сформированные земельные участки, подлежащие предоставлению этим гражданам; в долевой собственности заявителя имеется 3-комнатная квартира по ул. <...>. Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Не представлено доказательств постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Расформированный земельный участок не соответствует понятию объекта недвижимого имущества и не может быть предметом договора аренды. У органа местного самоуправления отсутствует обязанность по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом первой инстанции, Л., являясь инвалидом 3 группы по общему заболеванию, 10.04.14. обращался в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для ИЖС площадью 1835 кв. м по ул. <...> в Орджоникидзевском районе г. Перми (участок 6) в границах, определенных схемой, прилагаемой к заявлению.
30.04.14. департаментом земельных отношений администрации г. Перми отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что федеральным законодательством порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; заявитель имеет в общей долевой собственности 1/7 доли 3-комнатной квартиры по ул. <...>.
Признавая отказ департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка незаконным, суд правильно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления участков инвалидам не может служить основанием для отказа в реализации права заявителя на первоочередное получение земельного участка.
Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства является мерой, направленной на улучшение жилищных условий указанных граждан. При рассмотрении дела суд судом исследовался вопрос о нуждаемости Л. в улучшении жилищных условий. Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. Истцу по договору безвозмездной передачи жилого помещения в долевую собственность принадлежит 1/7 доля в праве собственности на 3-комнатную квартиру по ул. <...> г. Перми, общей площадью 60,9 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В данной квартире состоят на регистрационном учете истец с 20.06.1978 г. и шесть членов его семьи. Исходя из общей площади указанного (60,9 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в указанной квартире (7 чел.), на одного человека приходится 8,7 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы.
Доводы департамента о том, что заявитель не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влекут отмену решения суда. Данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а в настоящем случае вопрос связан с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы жалобы о том, что земельный участок не конкретизирован, не сформирован, в связи с чем не может являться объектом недвижимого имущества и предметом договора аренды, не являются основанием для отмены решения. Положения ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривают право заявителя требовать предоставления под ИЖС конкретного земельного участка по выбору заявителя. Вместе с тем данное обстоятельство, а также отсутствие сформированных для предоставления указанной категории граждан земельных участков не означает возможности отказа уполномоченным органом в предоставлении участка инвалиду по данным основаниям. Осуществляя полномочия по предоставлению земельных участков, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления не лишен возможности самостоятельно определить, с учетом зонирования территорий, местоположение предполагаемого к предоставлению такому гражданину земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 22 августа 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10542
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N 33-10542
Судья Углова Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А. при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми, 1 декабря 2014 г. дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 22 августа 2014 г., которым постановлено:
исковые требования Л. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 30.04.2014 N И-21-01-09-7684 в предоставлении земельного участка Л.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Л. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования г. Пермь в первоочередном порядке в соответствии с требованиями закона в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя Л. - И., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации г. Перми от 30.04.2014 г. в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, возложении на департамент обязанности предоставить участок площадью 1835 кв. м по ул. <...> в г. Перми в аренду под ИЖС сроком на 10 лет. Мотивировал требования тем, что является инвалидом 3 группы и в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 10.04.2014 г. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка в границах, определенных схемой, в чем было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральным законом не урегулирован; на территории г. Перми отсутствуют сформированные земельные участки, подлежащие предоставлению этим гражданам; в долевой собственности заявителя имеется 3-комнатная квартира по ул. <...>. Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Не представлено доказательств постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Расформированный земельный участок не соответствует понятию объекта недвижимого имущества и не может быть предметом договора аренды. У органа местного самоуправления отсутствует обязанность по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом первой инстанции, Л., являясь инвалидом 3 группы по общему заболеванию, 10.04.14. обращался в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для ИЖС площадью 1835 кв. м по ул. <...> в Орджоникидзевском районе г. Перми (участок 6) в границах, определенных схемой, прилагаемой к заявлению.
30.04.14. департаментом земельных отношений администрации г. Перми отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что федеральным законодательством порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; заявитель имеет в общей долевой собственности 1/7 доли 3-комнатной квартиры по ул. <...>.
Признавая отказ департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка незаконным, суд правильно исходил из того, что отсутствие разработанного порядка предоставления участков инвалидам не может служить основанием для отказа в реализации права заявителя на первоочередное получение земельного участка.
Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства является мерой, направленной на улучшение жилищных условий указанных граждан. При рассмотрении дела суд судом исследовался вопрос о нуждаемости Л. в улучшении жилищных условий. Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека. Истцу по договору безвозмездной передачи жилого помещения в долевую собственность принадлежит 1/7 доля в праве собственности на 3-комнатную квартиру по ул. <...> г. Перми, общей площадью 60,9 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В данной квартире состоят на регистрационном учете истец с 20.06.1978 г. и шесть членов его семьи. Исходя из общей площади указанного (60,9 кв. м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в указанной квартире (7 чел.), на одного человека приходится 8,7 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы.
Доводы департамента о том, что заявитель не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влекут отмену решения суда. Данное обстоятельство не имеет юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а в настоящем случае вопрос связан с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы жалобы о том, что земельный участок не конкретизирован, не сформирован, в связи с чем не может являться объектом недвижимого имущества и предметом договора аренды, не являются основанием для отмены решения. Положения ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривают право заявителя требовать предоставления под ИЖС конкретного земельного участка по выбору заявителя. Вместе с тем данное обстоятельство, а также отсутствие сформированных для предоставления указанной категории граждан земельных участков не означает возможности отказа уполномоченным органом в предоставлении участка инвалиду по данным основаниям. Осуществляя полномочия по предоставлению земельных участков, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления не лишен возможности самостоятельно определить, с учетом зонирования территорий, местоположение предполагаемого к предоставлению такому гражданину земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 22 августа 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)