Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.С. Фоминой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Подорожник" (ОГРН 1133850041379, ИНН 3811173017, адрес: 664007, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, 102, 202) к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000828, адрес: 664511, Иркутская обл., Иркутский р-н, с. Пивовариха, ул. Дачная, 8) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
заинтересованное лицо: Администрация Молодежного муниципального образования (ОГРН 1053827058603 ИНН 3827020552 адрес: 664038, Иркутская обл., Иркутский р-н, пос. Молодежный, 7), Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1043802453738, ИНН 3827016845; адрес: 664511, область Иркутская, район Иркутский, деревня Зорино-Быково, улица Заречная, 15),
Третьи лица: Территориальное управление Росимущества по Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; адрес: 664025, область Иркутская, город Иркутск, улица Российская, 17), ФГБОУ "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304; адрес: 664038, область Иркутская, район Иркутский, поселок Молодежный), Прокуратура Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899; адрес: 664011, ул. Володарского д. 5 г. Иркутск),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Крюгер А.Г. - представитель по доверенности от 07.11.2014 г.,
от Администрации Иркутского районного муниципального образования: не явился,
- от Администрации Молодежного муниципального образования: не явился;
- от Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования: не явился;
- от третьего лица - Территориального управления Росимущества по Иркутской области: Селезнева М.А. - представитель по доверенности от 06.08.2015 г.,
от ФГБОУ "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия": не явился,
от прокуратуры Иркутской области - прокурор Царева Н.Н.
Дачное некоммерческое товарищество "Подорожник" (далее - заявитель, ДНТ "Подорожник") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Иркутского районного муниципального образования Иркутской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политики Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования об отказе в предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", выраженное в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования N 7527 от 17.07.2014; об обязании Администрации Иркутского районного муниципального образования в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", в срочное пользование и направить копию постановления в адрес дачного некоммерческого товарищества "Подорожник".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования об отказе в предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка, выраженное в письме Комитета N 7527 от 17.07.2014.
В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня вступления судебного решения в законную силу принять решение о предоставлении ДНТ "Подорожник" испрашиваемого земельного участка в срочное пользование.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Решение Администрация Иркутского районного муниципального образования N 7527 от 17.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка нарушает права и законные интересы ДНТ "Подорожник" в области экономической деятельности, не позволяет реализовать права на предоставление земельного участка, установленные Земельным кодексом РФ и гражданским законодательством.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Росимущества по Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью, указывая, что судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Администрация Иркутского районного муниципального образования в отзыве на апелляционную жалобу просила отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных ДНТ "Подорожник" требований.
ДНТ "Подорожник" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель Территориального управления Росимущества в Иркутской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ДНТ "Подорожник".
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор в судебном заседании просил отменить решение суда первой инстанции.
Остальные лица, участвующие в процессе, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованные лица и третье лицо ФГБОУ "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" своих представителей в судебное заседание не направили, Администрация Иркутского районного муниципального образования обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционную жалобу, отзывы на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей заявителя, третьего лица и прокурора, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 31 октября 2013 года Дачное некоммерческое товарищество "Звезда" (в дальнейшем переименованное в Дачное некоммерческое товарищество "Подорожник", протокол N 2/13 от 16.12.2013, лист записи ЕГРЮЛ от 23.12.2013 о внесении изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением наименования) обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении в пользование товарищества земельного участка площадью 286 453 кв. м, расположенного на 11 км Байкальского тракта Иркутского района Иркутской области из земель Молодежного муниципального образования для создания садоводческих и огороднических хозяйств в рамках ДНТ "Звезда" (входящий N 8653/ю от 31.10.2013). (т. 1 л.д. 20).
Распоряжением КУМИ и ГП Иркутского районного муниципального образования N 1957/з от 31.12.2013 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава", была утверждена схема расположения земельного участка площадью 100958 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов Молодежного муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава" и предназначенного для дачного строительства. (т. 1 л.д. 19).
Постановлением Администрации Иркутского районного муниципального образования N 555 от 04.02.2014 утвержден акт выбора и обследования земельного участка площадью 100958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава" для дачного строительства - земли населенных пунктов и предварительно согласовано место для размещения дачного некоммерческого товарищества "Подорожник" на вышеуказанном земельном участке. (т. 1 л.д. 18).
11 июня 2014 года на основании постановления Администрации ИРМО N 555 от 04.02.2014 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 100 958 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава", с разрешенным использованием - для дачного строительства, был поставлен на государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 38:06:141904:2029. (т. 1 л.д. 16).
19 июня 2014 года ДНТ "Подорожник" обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении в срочное пользование ДНТ "Подорожник" вышеуказанного земельного участка для дачного строительства (входящий N 4602/10 от 19.06.2014). (т. 1 л.д. 15).
17 июля 2014 года Комитет по управлению муниципальным имуществом и ГП администрации Иркутского районного муниципального образования письмом N 7527 отказал ДНТ "Подорожник" в предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 100 958 кв. м с кадастровым номером 38:06:141904:2029, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава", с разрешенным использованием - для дачного строительства.
Не согласившись с указанным решением Комитета, ДНТ "Подорожник" обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого решения (письма N 7527 от 17.07.2014) закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных интересов ДНТ "Подорожник" таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования ДНТ "Подорожник" удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. При этом общие положения о порядке распоряжения данными земельными участками установлены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, также осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 28 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений данный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В силу части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Из анализа вышеуказанных правоположений следует, что законодателем установлен приоритет норм Земельного кодекса Российской Федерации перед нормами Закона N 66-ФЗ.
При установленном нормативном регулировании, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление земельного участка дачным некоммерческим товариществам для организации и застройки ее территории осуществляется в порядке, установленном для предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с особенностями, установленными Законом N 66-ФЗ.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1). Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (часть 2).
Учитывая, что предоставление земельных участков для дачного строительства на бесплатной основе не может быть осуществлено на торгах, предоставление земельного участка в данных целях возможно путем предварительного согласования места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (часть 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации ИРМО от 16.10.2013 N 4484, результатом предоставления Услуг Комитетом является - выдача заявителю Постановления о предоставлении земельного участка либо мотивированный письменный отказ в оказании услуги.
В соответствии с пунктом 2.6.3. Административного регламента Комитет может отказать заявителю в предоставлении муниципальной услуги (предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан) по следующим основаниям: 1. Отсутствие правовых оснований в предоставлении услуги; 2. Недостоверность сведений, указанных заявителем, либо отсутствие информации о заявителе в ЕГРЮЛ; 3. Документ (документы), представленные заявителем признаны фальсифицированными (на основании заключения уполномоченного органа); 4. Наличие обеспечительных мер в виде запрета распоряжения земельным участком, наложенное судом (на основании определения суда); 5. Если заявитель обратился с письменным заявлением об отказе в предоставлении услуги; 6. В случае если запрет предоставления земельного участка установлен нормами действующего федерального и (или) областного законодательства.
Пунктом 2.9 Административного регламента установлен перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления земельного участка. Это - "Утверждение и согласование схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории Иркутского района" и "Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства".
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении ДНТ "Подорожник" земельного участка, изложенного в письме N 7527 от 17.07.2014, явилось проведение прокуратурой проверок исполнения земельного законодательства по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям граждан.
Как правомерно указано судом первой инстанции, указанное основание для отказа в предоставлении земельного участка не содержится в Административном регламенте, а также не предусмотрено Земельным кодексом РФ, действовавшим на момент обращения с заявлением.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции законно и обоснованно указано на незаконность принятого Комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
При предоставлении земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо учитывать специальный порядок предоставления земельных участков, предусмотренный Земельным Кодексом РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Комитет при решении вопроса о предоставлении земельного участка ДНТ "Подорожник" не выяснял, был ли соблюден специальный порядок предоставления земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, предусмотренный нормативно правовыми актами, в том числе вопрос о нахождении земельного участка в фонде перераспределения земель. Суд не уполномочен устанавливать какой либо порядок предоставления земель.
В связи с чем, суд первой инстанции необоснованно возложил на Администрацию, как уполномоченный орган, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", в срочное пользование и направить копию постановления в адрес дачного некоммерческого товарищества "Подорожник"; о предоставлении ДНТ "Подорожник" земельного участка.
По смыслу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требования заявителя о признании оспариваемого решения незаконным в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенное нарушение не поставлено законом в зависимость от волеизъявления заявителя, а находится в исключительной компетенции суда (суд применяет такую меру самостоятельно с учетом адекватности заявленному требованию, независимо от указанного заявителем способа восстановления нарушенного права).
Тот факт, что ДНТ "Подорожник" в качестве правовосстановительной меры ошибочно указано на принятие решения Администрацией в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу о предоставлении земельного участка, не свидетельствует о невозможности удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае ДНТ "Подорожник" преследовало цель восстановить свое право, за защитой которого оно обратилось в арбитражный суд и которое было нарушено уполномоченным органом принятием оспариваемого решения, не соответствующего положениям действующего на момент обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в срочное пользование, законодательства.
При этих условиях решение Арбитражного суда Иркутской области подлежит отмене в указанной части в связи с неправильным применением норм материального права.
С учетом пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить нарушения прав и законных интересов ДНТ "Подорожник" путем рассмотрения его заявления от 19.06.2014 г. о предоставлении в срочное пользование земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в указанной части и принять новый судебный акт в этой части.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014 отменить в части обязания Администрации Иркутского районного муниципального образования в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", в срочное пользование и направить копию постановления в адрес дачного некоммерческого товарищества "Подорожник", в отмененной части принять новый судебный акт.
Обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества "Подорожник" путем рассмотрения его заявления от 19.06.2014 г. о предоставлении в срочное пользование земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2015 N 04АП-2714/2015 ПО ДЕЛУ N А19-19714/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2015 г. по делу N А19-19714/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.С. Фоминой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014 по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Подорожник" (ОГРН 1133850041379, ИНН 3811173017, адрес: 664007, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, 102, 202) к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000828, адрес: 664511, Иркутская обл., Иркутский р-н, с. Пивовариха, ул. Дачная, 8) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
заинтересованное лицо: Администрация Молодежного муниципального образования (ОГРН 1053827058603 ИНН 3827020552 адрес: 664038, Иркутская обл., Иркутский р-н, пос. Молодежный, 7), Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1043802453738, ИНН 3827016845; адрес: 664511, область Иркутская, район Иркутский, деревня Зорино-Быково, улица Заречная, 15),
Третьи лица: Территориальное управление Росимущества по Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; адрес: 664025, область Иркутская, город Иркутск, улица Российская, 17), ФГБОУ "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304; адрес: 664038, область Иркутская, район Иркутский, поселок Молодежный), Прокуратура Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899; адрес: 664011, ул. Володарского д. 5 г. Иркутск),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Крюгер А.Г. - представитель по доверенности от 07.11.2014 г.,
от Администрации Иркутского районного муниципального образования: не явился,
- от Администрации Молодежного муниципального образования: не явился;
- от Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования: не явился;
- от третьего лица - Территориального управления Росимущества по Иркутской области: Селезнева М.А. - представитель по доверенности от 06.08.2015 г.,
от ФГБОУ "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия": не явился,
от прокуратуры Иркутской области - прокурор Царева Н.Н.
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Подорожник" (далее - заявитель, ДНТ "Подорожник") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Иркутского районного муниципального образования Иркутской области и Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политики Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования об отказе в предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", выраженное в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования N 7527 от 17.07.2014; об обязании Администрации Иркутского районного муниципального образования в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", в срочное пользование и направить копию постановления в адрес дачного некоммерческого товарищества "Подорожник".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования об отказе в предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка, выраженное в письме Комитета N 7527 от 17.07.2014.
В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня вступления судебного решения в законную силу принять решение о предоставлении ДНТ "Подорожник" испрашиваемого земельного участка в срочное пользование.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Решение Администрация Иркутского районного муниципального образования N 7527 от 17.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка нарушает права и законные интересы ДНТ "Подорожник" в области экономической деятельности, не позволяет реализовать права на предоставление земельного участка, установленные Земельным кодексом РФ и гражданским законодательством.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Росимущества по Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью, указывая, что судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Администрация Иркутского районного муниципального образования в отзыве на апелляционную жалобу просила отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных ДНТ "Подорожник" требований.
ДНТ "Подорожник" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель Территориального управления Росимущества в Иркутской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ДНТ "Подорожник".
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор в судебном заседании просил отменить решение суда первой инстанции.
Остальные лица, участвующие в процессе, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованные лица и третье лицо ФГБОУ "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" своих представителей в судебное заседание не направили, Администрация Иркутского районного муниципального образования обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционную жалобу, отзывы на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей заявителя, третьего лица и прокурора, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 31 октября 2013 года Дачное некоммерческое товарищество "Звезда" (в дальнейшем переименованное в Дачное некоммерческое товарищество "Подорожник", протокол N 2/13 от 16.12.2013, лист записи ЕГРЮЛ от 23.12.2013 о внесении изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением наименования) обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении в пользование товарищества земельного участка площадью 286 453 кв. м, расположенного на 11 км Байкальского тракта Иркутского района Иркутской области из земель Молодежного муниципального образования для создания садоводческих и огороднических хозяйств в рамках ДНТ "Звезда" (входящий N 8653/ю от 31.10.2013). (т. 1 л.д. 20).
Распоряжением КУМИ и ГП Иркутского районного муниципального образования N 1957/з от 31.12.2013 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава", была утверждена схема расположения земельного участка площадью 100958 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов Молодежного муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава" и предназначенного для дачного строительства. (т. 1 л.д. 19).
Постановлением Администрации Иркутского районного муниципального образования N 555 от 04.02.2014 утвержден акт выбора и обследования земельного участка площадью 100958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава" для дачного строительства - земли населенных пунктов и предварительно согласовано место для размещения дачного некоммерческого товарищества "Подорожник" на вышеуказанном земельном участке. (т. 1 л.д. 18).
11 июня 2014 года на основании постановления Администрации ИРМО N 555 от 04.02.2014 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 100 958 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава", с разрешенным использованием - для дачного строительства, был поставлен на государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 38:06:141904:2029. (т. 1 л.д. 16).
19 июня 2014 года ДНТ "Подорожник" обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении в срочное пользование ДНТ "Подорожник" вышеуказанного земельного участка для дачного строительства (входящий N 4602/10 от 19.06.2014). (т. 1 л.д. 15).
17 июля 2014 года Комитет по управлению муниципальным имуществом и ГП администрации Иркутского районного муниципального образования письмом N 7527 отказал ДНТ "Подорожник" в предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 100 958 кв. м с кадастровым номером 38:06:141904:2029, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Байкальского тракта, восточнее ДНТ "Дубрава", с разрешенным использованием - для дачного строительства.
Не согласившись с указанным решением Комитета, ДНТ "Подорожник" обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого решения (письма N 7527 от 17.07.2014) закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных интересов ДНТ "Подорожник" таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования ДНТ "Подорожник" удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. При этом общие положения о порядке распоряжения данными земельными участками установлены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, также осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 28 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений данный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В силу части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Из анализа вышеуказанных правоположений следует, что законодателем установлен приоритет норм Земельного кодекса Российской Федерации перед нормами Закона N 66-ФЗ.
При установленном нормативном регулировании, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление земельного участка дачным некоммерческим товариществам для организации и застройки ее территории осуществляется в порядке, установленном для предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с особенностями, установленными Законом N 66-ФЗ.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1). Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (часть 2).
Учитывая, что предоставление земельных участков для дачного строительства на бесплатной основе не может быть осуществлено на торгах, предоставление земельного участка в данных целях возможно путем предварительного согласования места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (часть 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации ИРМО от 16.10.2013 N 4484, результатом предоставления Услуг Комитетом является - выдача заявителю Постановления о предоставлении земельного участка либо мотивированный письменный отказ в оказании услуги.
В соответствии с пунктом 2.6.3. Административного регламента Комитет может отказать заявителю в предоставлении муниципальной услуги (предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан) по следующим основаниям: 1. Отсутствие правовых оснований в предоставлении услуги; 2. Недостоверность сведений, указанных заявителем, либо отсутствие информации о заявителе в ЕГРЮЛ; 3. Документ (документы), представленные заявителем признаны фальсифицированными (на основании заключения уполномоченного органа); 4. Наличие обеспечительных мер в виде запрета распоряжения земельным участком, наложенное судом (на основании определения суда); 5. Если заявитель обратился с письменным заявлением об отказе в предоставлении услуги; 6. В случае если запрет предоставления земельного участка установлен нормами действующего федерального и (или) областного законодательства.
Пунктом 2.9 Административного регламента установлен перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления земельного участка. Это - "Утверждение и согласование схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории Иркутского района" и "Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта для строительства".
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении ДНТ "Подорожник" земельного участка, изложенного в письме N 7527 от 17.07.2014, явилось проведение прокуратурой проверок исполнения земельного законодательства по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям граждан.
Как правомерно указано судом первой инстанции, указанное основание для отказа в предоставлении земельного участка не содержится в Административном регламенте, а также не предусмотрено Земельным кодексом РФ, действовавшим на момент обращения с заявлением.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции законно и обоснованно указано на незаконность принятого Комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
При предоставлении земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо учитывать специальный порядок предоставления земельных участков, предусмотренный Земельным Кодексом РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Комитет при решении вопроса о предоставлении земельного участка ДНТ "Подорожник" не выяснял, был ли соблюден специальный порядок предоставления земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, предусмотренный нормативно правовыми актами, в том числе вопрос о нахождении земельного участка в фонде перераспределения земель. Суд не уполномочен устанавливать какой либо порядок предоставления земель.
В связи с чем, суд первой инстанции необоснованно возложил на Администрацию, как уполномоченный орган, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", в срочное пользование и направить копию постановления в адрес дачного некоммерческого товарищества "Подорожник"; о предоставлении ДНТ "Подорожник" земельного участка.
По смыслу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требования заявителя о признании оспариваемого решения незаконным в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенное нарушение не поставлено законом в зависимость от волеизъявления заявителя, а находится в исключительной компетенции суда (суд применяет такую меру самостоятельно с учетом адекватности заявленному требованию, независимо от указанного заявителем способа восстановления нарушенного права).
Тот факт, что ДНТ "Подорожник" в качестве правовосстановительной меры ошибочно указано на принятие решения Администрацией в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу о предоставлении земельного участка, не свидетельствует о невозможности удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае ДНТ "Подорожник" преследовало цель восстановить свое право, за защитой которого оно обратилось в арбитражный суд и которое было нарушено уполномоченным органом принятием оспариваемого решения, не соответствующего положениям действующего на момент обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в срочное пользование, законодательства.
При этих условиях решение Арбитражного суда Иркутской области подлежит отмене в указанной части в связи с неправильным применением норм материального права.
С учетом пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить нарушения прав и законных интересов ДНТ "Подорожник" путем рассмотрения его заявления от 19.06.2014 г. о предоставлении в срочное пользование земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в указанной части и принять новый судебный акт в этой части.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014 отменить в части обязания Администрации Иркутского районного муниципального образования в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Подорожник" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:06:141904:2029 площадью 100 958 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 километр Байкальского тракта, восточнее дачного некоммерческого товарищества "Дубрава", в срочное пользование и направить копию постановления в адрес дачного некоммерческого товарищества "Подорожник", в отмененной части принять новый судебный акт.
Обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества "Подорожник" путем рассмотрения его заявления от 19.06.2014 г. о предоставлении в срочное пользование земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2015 года по делу N А19-19714/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)