Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2014
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от администрации Орловского Серегин Д.В., ведущий специалист
района Орловской области: отдела правового обеспечения по
доверенности от 21.01.2013 N -147
- выданной сроком на один год;
- от КФХ Чуряевой Л.Н.: Чуряев М.В. представитель по
доверенности от 9.09.2012 выданной
сроком на три года; Ершова Е.И.,
представитель по доверенности от
- 07.06.2013 выданной сроком на один год;
- от администрации Сабуровского представители не явились, доказательства
сельского поселения Орловского надлежащего извещения имеются в
района Орловской области: материалах дела,
от Михеевой Н.М., Фомичева представители не явились, доказательства
Р.А., Короткова Т.И., Шинкарева надлежащего извещения имеются в
Е.М.: материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700695448), главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны (ОГРНИП 309574221800015) на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.09.2013 по делу N 48 - 1911/2013 (судья Клименко Е.В.) по заявлению главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Глава КФХ Чуряева Лариса Николаевна (далее глава КФХ Чуряева Л.Н., заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования, выраженного в письме от 16.05.2013 г. N 1 - 1369, и обязании Администрации Орловского района Орловской области предоставить КФХ Чуряевой Л.Н. в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 72 859 кв. м, расположенный в пойме реки Цон, в зоне сельскохозяйственного использования, вблизи ул. Анциферовской с. Сабурово Орловского района Орловской области в течение 1 месяца с даты вступления в законную силу решения по делу (с учетом уточнения требований от 9 сентября 2013 г.).
Дело рассмотрено с участием третьих лиц без самостоятельных требований: администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Михеевой Н.М., Фомичева Р.А., Короткова Т.И., Шинкарева Е.М.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Администрация Орловского района Орловской области и глава КФХ Чуряева Л.Н. обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы Администрация Орловского района Орловской области приводит следующие доводы:
- - в отношении колодца ни бесхозяйность объекта, ни наличие некоторых несоответствий требований СанПин 2.1.4.1175-02 (при разовом заборе проб) не могут служить основанием для исключения рассмотрения данного объекта, как источника нецентрализованного водоснабжения, при рассмотрении вопроса соблюдения санитарных разрывов от него не менее 300 метров при использовании пестицидов;
- - заявителем неоднократно в возражениях на отзыв ответчика от 31.07.2013 и объяснениях по обстоятельствам дела в качестве примера того, какие препараты им будут применяться на испрашиваемом земельном участке, указан Фитоверм, включенный в группу "инсектициды и акарициды";
- - арбитражным судом первой инстанции не указано, каким образом при минимальном расстоянии от реки Цон до границы земельного участка 2.94 метра береговая полоса шириной 20 метров от реки Цон (согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ) не будет накладываться на испрашиваемый земельный участок;
- - Администрация района не обязана подготавливать заявителям схемы расположения земельных участков;
- - испрашиваемый земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов. В своем заявлении Чуряева Л.Н. испрашивала земельный участок для сельскохозяйственного назначения без упоминания о размещении каких-либо зданий, строений, сооружений, в связи с чем, норма ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не может быть применена.
Глава К(Ф)Х Чуряева Л.Н. в обоснование требований апелляционной жалобы приводит следующие доводы:
- - судом не конкретизировано место расположения земельного участка и его площадь, хотя заявителем обращалось внимание суда на необходимость предоставления в аренду именно спорного участка, поскольку его размещение и площадь оптимальна для целей организации питомника (расположен в пойме реки Цон);
- - резолютивная часть решения суда, касающаяся устранения нарушения прав заявителей, является неопределенной и не приведет к устранению нарушения прав и законных интересов Чуряевой Л.Н.;
- - в резолютивной части решения от 24.09.2013 судом не установлен срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов Чуряевой Л.Н.
В заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали требования своих апелляционных жалоб, против удовлетворения требований друг друга возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах и объяснениях.
Представители третьих лиц - администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Михеевой Н.М., Фомичева Р.А., Короткова Т.И., Шинкарева Е.М. своих представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Судебное заседание откладывалось с 18.11.2013 до 09.12.2013, с 16.12.2013 до 15.01.2014.
В судебном заседании объявлялись перерывы с 09.12.2013 до 16.12.2013, с 15.01.2014 до 22.01.2014.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб и отзывов на них, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Как видно из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, одним из видов экономической деятельности, которые осуществляет Чуряева Л.Н., является растениеводство, выращивание плодовых и ягодных культур, выращивание посадочного материала плодовых насаждений (т. 1, л.д. 42).
В связи с этим 23.11.2012 она обратилась в Администрацию Орловского района Орловской области с заявлением с просьбой предоставить сроком на 10 лет земельный участок площадью 72 859 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования (т. 1, л.д. 12).
Письмом от 16 мая 2013 г. N 1 - 1369, подписанным главой администрации Орловского района Орловской области Логвиновым В.Н., главе КФХ Чуряевой Л.Н. было сообщено, что "по результатам выездного заседания земельной комиссии с целью определения охранных зон с участием начальника отдела экологии управления сельского хозяйства и продовольствия района было установлено наличие в непосредственной близости от земельного участка источника водоснабжения (колодезь). Согласно п. 21.3.4 Санитарных правил и нормативов 1.2.2584 - 10 применение пестицидов для обработки сельскохозяйственных угодий допускается при соблюдении санитарных разрывов не менее 300 м от населенных мест и от источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования. В связи с этим предоставление испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (выращивание сельскохозяйственных культур с применением пестицидов) в существующих границах не представляется возможным" (т. 1, л.д. 28).
Не согласившись с названным отказом, глава К(Ф)Х Чуряева Л.Н. оспорила его в Арбитражный суд Орловской области.
Арбитражный суд области пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа и нарушении им прав и законных интересов К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. При этом суд исходил из того, что наличие в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка источника водоснабжения (колодца) не имеет правового значения по делу, поскольку колодец является бесхозяйным объектом и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02; довод администрации о применении главой КФХ Чуряевой Л.Н. пестицидов носит предположительный характер; испрашиваемый земельный участок не накладывается на защитные прибрежные полосы р. Цон; Администрация Орловского района Орловской области была вправе выдать Чуряевой Л.Н. схему расположения земельного участка, изменив его конфигурацию с учетом прибрежной зоны.
Арбитражный суд области также указал, что по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ответчик должен был в течение месяца со дня поступления заявления Чуряевой Л.Н. утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанной правовой позицией, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценивая законность оспариваемого отказа Администрации Орловского района Орловской области в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования, выраженного в письме от 16.05.2013 г. N 1-1369, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Таким образом, крестьянскому фермерскому хозяйству могут быть предоставлены земли различных категорий, в том числе земли населенных пунктов, при условии, что целью их использования является строительство зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из заявления б/н от 23.11.2012 видно, что глава К(Ф)Х Чуряева Л.Н в порядке ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса РФ не обращалась, поскольку в нем отсутствует просьба о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, отсутствуют сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка. К заявлению не прилагалось технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (л.д. 12 т. 1).
Оценивая данное заявление, апелляционная коллегия исходит из ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из заявления главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. главе Администрации Орловского района Логвинову В.Н. б/н от 23.11.2012 следует, что целью предоставления испрашиваемого в аренду сроком на десять лет земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское с/п в районе с.Сабурово, является сельскохозяйственное использование (л.д. 12 т. 1).
Частями 1, 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Исходя из ч. 2 ст. 7, п. 6 ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственное использование является территориальной зоной земель населенных пунктов.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Сабуровским сельским Советом народных депутатов принято решение N 15/45-СС от 15 августа 2012 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области" (далее - Правила N 15/45-СС от 15 августа 2012 г.).
Согласно ст. 41 параграфа 7 Правил N 15/45-СС от 15 августа 2012 г., зона сельскохозяйственного использования включает в себя зону ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства - СХ1. При этом для данной зоны установлено 78 видов разрешенного использования, включая не связанные со строительством (л.д. 35 - 38 т. 1).
Арбитражным судом установлено, и признается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне СХ1, являющейся зоной ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства и входящей в зону сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов (л.д. 39 т. 1).
Однако из заявления главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. главе Администрации Орловского района Логвинову В.Н. б/н от 23.11.2012 не следует, что спорный земельный участок испрашивался для строительства.
При данных обстоятельствах земельный участок главе К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. мог быть предоставлен только из земель сельскохозяйственного назначения.
Суд учитывает положения ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Однако, заявление главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. главе Администрации Орловского района Логвинову В.Н. б/н от 23.11.2012 не отвечает требованиям предоставления земельного участка в порядке названной правовой нормы, поскольку в нем отсутствует указание на цель использования участка (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности) - п. 1 ч. 1 ст. 12; обоснование размера участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) - п. 2 ч. 1 ст. 12. Таким образом, заявление главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. б/н от 23.11.2012 не может рассматриваться как заявление о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области о пропуске Администрацией Орловского района Орловской области срока рассмотрения заявления главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. б/н от 23.11.2012.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В установленный ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ срок, т.е. до 23.12.2012, необходимые действия Администрацией Орловского района Орловской области не были совершены. Оспариваемый отказ направлен в адрес заявителя 16.05.2013 (л.д. 28 т. 1).
Вместе с тем апелляционная коллегия учитывает, что в силу статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение справедливого публичного судебного разбирательства в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом в предусмотренных законом процессуальных формах.
Выбор конкретного способа судебной защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов принадлежит заинтересованному лицу.
По смыслу статьи 4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд является защита нарушенного или оспоренного права.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса РФ и не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Из смысла названных правовых норм следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Предметом заявленных требований по настоящему делу является отказ в предоставлении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, который не может быть отчужден крестьянскому (фермерскому) хозяйству для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, главой К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. не доказано, что удовлетворение ее требований приведет к восстановлению права на получение земельного участка в аренду, за защитой которого она обратилась.
Избрание ненадлежащего способа защиты является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражным судом области неправильно применены материальные нормы права и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 24.09.2013 по делу N 48-1911/2013 отменить.
В удовлетворении требований главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования, выраженного в письме от 16.05.2013 г. N 1-1369, и обязании Администрации Орловского района Орловской области предоставить КФХ Чуряевой Л.Н. в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 72 859 кв. м, расположенный в пойме реки Цон, в зоне сельскохозяйственного использования, вблизи ул. Анциферовской с.Сабурово Орловского района Орловской области в течение 1 месяца с даты вступления в законную силу решения по делу, - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N А48-1911/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N А48-1911/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2014
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от администрации Орловского Серегин Д.В., ведущий специалист
района Орловской области: отдела правового обеспечения по
доверенности от 21.01.2013 N -147
- выданной сроком на один год;
- от КФХ Чуряевой Л.Н.: Чуряев М.В. представитель по
доверенности от 9.09.2012 выданной
сроком на три года; Ершова Е.И.,
представитель по доверенности от
- 07.06.2013 выданной сроком на один год;
- от администрации Сабуровского представители не явились, доказательства
сельского поселения Орловского надлежащего извещения имеются в
района Орловской области: материалах дела,
от Михеевой Н.М., Фомичева представители не явились, доказательства
Р.А., Короткова Т.И., Шинкарева надлежащего извещения имеются в
Е.М.: материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700695448), главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны (ОГРНИП 309574221800015) на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.09.2013 по делу N 48 - 1911/2013 (судья Клименко Е.В.) по заявлению главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Глава КФХ Чуряева Лариса Николаевна (далее глава КФХ Чуряева Л.Н., заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования, выраженного в письме от 16.05.2013 г. N 1 - 1369, и обязании Администрации Орловского района Орловской области предоставить КФХ Чуряевой Л.Н. в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 72 859 кв. м, расположенный в пойме реки Цон, в зоне сельскохозяйственного использования, вблизи ул. Анциферовской с. Сабурово Орловского района Орловской области в течение 1 месяца с даты вступления в законную силу решения по делу (с учетом уточнения требований от 9 сентября 2013 г.).
Дело рассмотрено с участием третьих лиц без самостоятельных требований: администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Михеевой Н.М., Фомичева Р.А., Короткова Т.И., Шинкарева Е.М.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Администрация Орловского района Орловской области и глава КФХ Чуряева Л.Н. обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы Администрация Орловского района Орловской области приводит следующие доводы:
- - в отношении колодца ни бесхозяйность объекта, ни наличие некоторых несоответствий требований СанПин 2.1.4.1175-02 (при разовом заборе проб) не могут служить основанием для исключения рассмотрения данного объекта, как источника нецентрализованного водоснабжения, при рассмотрении вопроса соблюдения санитарных разрывов от него не менее 300 метров при использовании пестицидов;
- - заявителем неоднократно в возражениях на отзыв ответчика от 31.07.2013 и объяснениях по обстоятельствам дела в качестве примера того, какие препараты им будут применяться на испрашиваемом земельном участке, указан Фитоверм, включенный в группу "инсектициды и акарициды";
- - арбитражным судом первой инстанции не указано, каким образом при минимальном расстоянии от реки Цон до границы земельного участка 2.94 метра береговая полоса шириной 20 метров от реки Цон (согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ) не будет накладываться на испрашиваемый земельный участок;
- - Администрация района не обязана подготавливать заявителям схемы расположения земельных участков;
- - испрашиваемый земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов. В своем заявлении Чуряева Л.Н. испрашивала земельный участок для сельскохозяйственного назначения без упоминания о размещении каких-либо зданий, строений, сооружений, в связи с чем, норма ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не может быть применена.
Глава К(Ф)Х Чуряева Л.Н. в обоснование требований апелляционной жалобы приводит следующие доводы:
- - судом не конкретизировано место расположения земельного участка и его площадь, хотя заявителем обращалось внимание суда на необходимость предоставления в аренду именно спорного участка, поскольку его размещение и площадь оптимальна для целей организации питомника (расположен в пойме реки Цон);
- - резолютивная часть решения суда, касающаяся устранения нарушения прав заявителей, является неопределенной и не приведет к устранению нарушения прав и законных интересов Чуряевой Л.Н.;
- - в резолютивной части решения от 24.09.2013 судом не установлен срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов Чуряевой Л.Н.
В заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали требования своих апелляционных жалоб, против удовлетворения требований друг друга возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах и объяснениях.
Представители третьих лиц - администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Михеевой Н.М., Фомичева Р.А., Короткова Т.И., Шинкарева Е.М. своих представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Судебное заседание откладывалось с 18.11.2013 до 09.12.2013, с 16.12.2013 до 15.01.2014.
В судебном заседании объявлялись перерывы с 09.12.2013 до 16.12.2013, с 15.01.2014 до 22.01.2014.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб и отзывов на них, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Как видно из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, одним из видов экономической деятельности, которые осуществляет Чуряева Л.Н., является растениеводство, выращивание плодовых и ягодных культур, выращивание посадочного материала плодовых насаждений (т. 1, л.д. 42).
В связи с этим 23.11.2012 она обратилась в Администрацию Орловского района Орловской области с заявлением с просьбой предоставить сроком на 10 лет земельный участок площадью 72 859 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования (т. 1, л.д. 12).
Письмом от 16 мая 2013 г. N 1 - 1369, подписанным главой администрации Орловского района Орловской области Логвиновым В.Н., главе КФХ Чуряевой Л.Н. было сообщено, что "по результатам выездного заседания земельной комиссии с целью определения охранных зон с участием начальника отдела экологии управления сельского хозяйства и продовольствия района было установлено наличие в непосредственной близости от земельного участка источника водоснабжения (колодезь). Согласно п. 21.3.4 Санитарных правил и нормативов 1.2.2584 - 10 применение пестицидов для обработки сельскохозяйственных угодий допускается при соблюдении санитарных разрывов не менее 300 м от населенных мест и от источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования. В связи с этим предоставление испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (выращивание сельскохозяйственных культур с применением пестицидов) в существующих границах не представляется возможным" (т. 1, л.д. 28).
Не согласившись с названным отказом, глава К(Ф)Х Чуряева Л.Н. оспорила его в Арбитражный суд Орловской области.
Арбитражный суд области пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа и нарушении им прав и законных интересов К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. При этом суд исходил из того, что наличие в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка источника водоснабжения (колодца) не имеет правового значения по делу, поскольку колодец является бесхозяйным объектом и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02; довод администрации о применении главой КФХ Чуряевой Л.Н. пестицидов носит предположительный характер; испрашиваемый земельный участок не накладывается на защитные прибрежные полосы р. Цон; Администрация Орловского района Орловской области была вправе выдать Чуряевой Л.Н. схему расположения земельного участка, изменив его конфигурацию с учетом прибрежной зоны.
Арбитражный суд области также указал, что по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ответчик должен был в течение месяца со дня поступления заявления Чуряевой Л.Н. утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанной правовой позицией, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценивая законность оспариваемого отказа Администрации Орловского района Орловской области в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования, выраженного в письме от 16.05.2013 г. N 1-1369, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Таким образом, крестьянскому фермерскому хозяйству могут быть предоставлены земли различных категорий, в том числе земли населенных пунктов, при условии, что целью их использования является строительство зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из заявления б/н от 23.11.2012 видно, что глава К(Ф)Х Чуряева Л.Н в порядке ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса РФ не обращалась, поскольку в нем отсутствует просьба о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, отсутствуют сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка. К заявлению не прилагалось технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (л.д. 12 т. 1).
Оценивая данное заявление, апелляционная коллегия исходит из ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из заявления главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. главе Администрации Орловского района Логвинову В.Н. б/н от 23.11.2012 следует, что целью предоставления испрашиваемого в аренду сроком на десять лет земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское с/п в районе с.Сабурово, является сельскохозяйственное использование (л.д. 12 т. 1).
Частями 1, 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Исходя из ч. 2 ст. 7, п. 6 ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственное использование является территориальной зоной земель населенных пунктов.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Сабуровским сельским Советом народных депутатов принято решение N 15/45-СС от 15 августа 2012 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области" (далее - Правила N 15/45-СС от 15 августа 2012 г.).
Согласно ст. 41 параграфа 7 Правил N 15/45-СС от 15 августа 2012 г., зона сельскохозяйственного использования включает в себя зону ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства - СХ1. При этом для данной зоны установлено 78 видов разрешенного использования, включая не связанные со строительством (л.д. 35 - 38 т. 1).
Арбитражным судом установлено, и признается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне СХ1, являющейся зоной ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства и входящей в зону сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов (л.д. 39 т. 1).
Однако из заявления главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. главе Администрации Орловского района Логвинову В.Н. б/н от 23.11.2012 не следует, что спорный земельный участок испрашивался для строительства.
При данных обстоятельствах земельный участок главе К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. мог быть предоставлен только из земель сельскохозяйственного назначения.
Суд учитывает положения ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Однако, заявление главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. главе Администрации Орловского района Логвинову В.Н. б/н от 23.11.2012 не отвечает требованиям предоставления земельного участка в порядке названной правовой нормы, поскольку в нем отсутствует указание на цель использования участка (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности) - п. 1 ч. 1 ст. 12; обоснование размера участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) - п. 2 ч. 1 ст. 12. Таким образом, заявление главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. б/н от 23.11.2012 не может рассматриваться как заявление о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области о пропуске Администрацией Орловского района Орловской области срока рассмотрения заявления главы К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. б/н от 23.11.2012.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В установленный ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ срок, т.е. до 23.12.2012, необходимые действия Администрацией Орловского района Орловской области не были совершены. Оспариваемый отказ направлен в адрес заявителя 16.05.2013 (л.д. 28 т. 1).
Вместе с тем апелляционная коллегия учитывает, что в силу статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение справедливого публичного судебного разбирательства в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом в предусмотренных законом процессуальных формах.
Выбор конкретного способа судебной защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов принадлежит заинтересованному лицу.
По смыслу статьи 4 АПК РФ целью обращения в арбитражный суд является защита нарушенного или оспоренного права.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса РФ и не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Из смысла названных правовых норм следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Предметом заявленных требований по настоящему делу является отказ в предоставлении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, который не может быть отчужден крестьянскому (фермерскому) хозяйству для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, главой К(Ф)Х Чуряевой Л.Н. не доказано, что удовлетворение ее требований приведет к восстановлению права на получение земельного участка в аренду, за защитой которого она обратилась.
Избрание ненадлежащего способа защиты является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражным судом области неправильно применены материальные нормы права и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, что привело к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 24.09.2013 по делу N 48-1911/2013 отменить.
В удовлетворении требований главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны к Администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 72 859 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровское сельское поселение в районе с.Сабурово для сельскохозяйственного использования, выраженного в письме от 16.05.2013 г. N 1-1369, и обязании Администрации Орловского района Орловской области предоставить КФХ Чуряевой Л.Н. в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 72 859 кв. м, расположенный в пойме реки Цон, в зоне сельскохозяйственного использования, вблизи ул. Анциферовской с.Сабурово Орловского района Орловской области в течение 1 месяца с даты вступления в законную силу решения по делу, - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)