Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка и ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, представил отчет об определении рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимофеевой З.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной,
по апелляционной жалобе администрации г. Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 27 ноября 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Тимофеева З.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, обратилась в Хабаровский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Хабаровскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю), администрация г. Хабаровска.
Решением Хабаровского краевого суда от 27 ноября 2014 г. заявление удовлетворено.
Администрация г. Хабаровска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, представленный заявителем отчет об оценке земельного участка не является допустимым доказательством по делу, так как не соответствует действующему законодательству об оценочной деятельности.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 г. удовлетворено ходатайство администрации г. Хабаровска о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, производство по апелляционной жалобе приостановлено.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2015 г. производство по делу возобновлено в связи с отказом администрации г. Хабаровска от проведения судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своевременно и в надлежащей форме извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тимофеева З.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, <...>.
Согласно данным кадастровой выписки указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 15 сентября 2006 г., разрешенное использование - под здание склада, здание караульного помещения, его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2007 г. определена в размере <...> руб.
Считая данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, заявитель представила в суд отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Оценка-партнер", от 22 июля 2014 г. N 234/ЗУ/2014 и положительное экспертное заключение НК "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", от 29 июля 2014 г. N Э-17.07.14-ХК.
Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка площадью <...> кв. м по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, удовлетворил заявление Тимофеевой З.А.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что отсутствуют основания для его отмены, исходя из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и формами платы являются земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Оценив представленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение, суд сделал обоснованный вывод о том, что указанные документы соответствуют требованиям статей 11 и 17.1 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, поименованным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Из указанного отчета следует, что оценка проводилась по состоянию на 1 января 2007 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Хабаровского края, в отношении которых упомянутым постановлением Правительства Хабаровского края утверждены результаты кадастровой стоимости.
При осуществлении оценки рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком был проанализирован рынок земельных участков в различных районах г. Хабаровска, в результате была получена информация о совершенных сделках в отношении земельных участков. Рассматривались земельные участки, относящиеся к указанной выше категории земель и разрешенному использованию. Для сравнения использовались данные периода с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Оценщиком произведен расчет стоимости недвижимости с применением сравнительного подхода методом прямого сравнения, модифицированным методом выделения, методом статистического моделирования. В качестве объектов-аналогов было выбрано 7 объектов-аналогов, которые максимально схожи с объектом оценки. Для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов были определены корректировки "поправки на торг", на "услуги риелтора", на местоположение.
В единицы сравнения сопоставимых объектов были внесены указанные выше корректировки с целью применения характеристик сопоставимых объектов к оцениваемому земельному участку.
В процессе расчета оценщиком приведены подробные мотивы отказа от использования при оценке земельного участка доходного и затратного подходов.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертами на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, им установлено, что выполненные расчеты стоимости объекта оценки соответствуют выбранным оценщиком подходу и методам.
Каких-либо доказательств о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения в материалы дела не представлено, от проведения судебной оценочной экспертизы администрация отказалась, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 27 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.06.2015 ПО ДЕЛУ N 58-АПГ15-3
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка и ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, представил отчет об определении рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N 58-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимофеевой З.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной,
по апелляционной жалобе администрации г. Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 27 ноября 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Тимофеева З.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, обратилась в Хабаровский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Хабаровскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю), администрация г. Хабаровска.
Решением Хабаровского краевого суда от 27 ноября 2014 г. заявление удовлетворено.
Администрация г. Хабаровска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, представленный заявителем отчет об оценке земельного участка не является допустимым доказательством по делу, так как не соответствует действующему законодательству об оценочной деятельности.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 г. удовлетворено ходатайство администрации г. Хабаровска о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, производство по апелляционной жалобе приостановлено.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2015 г. производство по делу возобновлено в связи с отказом администрации г. Хабаровска от проведения судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своевременно и в надлежащей форме извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тимофеева З.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, <...>.
Согласно данным кадастровой выписки указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 15 сентября 2006 г., разрешенное использование - под здание склада, здание караульного помещения, его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2007 г. определена в размере <...> руб.
Считая данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, заявитель представила в суд отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Оценка-партнер", от 22 июля 2014 г. N 234/ЗУ/2014 и положительное экспертное заключение НК "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", от 29 июля 2014 г. N Э-17.07.14-ХК.
Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка площадью <...> кв. м по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, удовлетворил заявление Тимофеевой З.А.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что отсутствуют основания для его отмены, исходя из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и формами платы являются земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Оценив представленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение, суд сделал обоснованный вывод о том, что указанные документы соответствуют требованиям статей 11 и 17.1 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, поименованным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Из указанного отчета следует, что оценка проводилась по состоянию на 1 января 2007 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Хабаровского края, в отношении которых упомянутым постановлением Правительства Хабаровского края утверждены результаты кадастровой стоимости.
При осуществлении оценки рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком был проанализирован рынок земельных участков в различных районах г. Хабаровска, в результате была получена информация о совершенных сделках в отношении земельных участков. Рассматривались земельные участки, относящиеся к указанной выше категории земель и разрешенному использованию. Для сравнения использовались данные периода с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Оценщиком произведен расчет стоимости недвижимости с применением сравнительного подхода методом прямого сравнения, модифицированным методом выделения, методом статистического моделирования. В качестве объектов-аналогов было выбрано 7 объектов-аналогов, которые максимально схожи с объектом оценки. Для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов были определены корректировки "поправки на торг", на "услуги риелтора", на местоположение.
В единицы сравнения сопоставимых объектов были внесены указанные выше корректировки с целью применения характеристик сопоставимых объектов к оцениваемому земельному участку.
В процессе расчета оценщиком приведены подробные мотивы отказа от использования при оценке земельного участка доходного и затратного подходов.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертами на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, им установлено, что выполненные расчеты стоимости объекта оценки соответствуют выбранным оценщиком подходу и методам.
Каких-либо доказательств о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения в материалы дела не представлено, от проведения судебной оценочной экспертизы администрация отказалась, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 27 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)